Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургИгумен Ефрем (Кутсу)01.11.2013 

Студент в университете пустыни

На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.

— Расскажите, пожалуйста, о своем распорядке дня и уставе вашего монастыря.

— У нашего монастыря почти такой же распорядок, как и у других монастырей Святой Горы. В 4 часа утра по гражданскому времени — первое богослужение. Служится полунощница, утреня и Божественная литургия. В будни после утрени и первого часа в маленьких монастырских храмах одновременно служим Божественную литургию. Около 8 часов Литургия заканчивается. Потом полчаса трапеза. Далее — послушания. Зимой прекращаем дела в полпервого, отдыхаем в келье до полчетвертого. Потом вечерня, опять трапеза. После трапезы полчаса отдыха и час работаем. В 8 вечера — колокол молчания и до 12-ти занимаемся духовным деланием.

Когда праздник, служится Всенощная. На Господние и Богородичные праздники бдения длятся 10−12 часов. На престольный праздник Благовещения и на Положение Честного Пояса — до 17 часов.

— Что главное для спасения души в современном мире?

— Отдаляться от греха. Потому что следствие греха — смерть.

Грех помрачает ум человека, и делает человек то, о чем и подумать не мог. О том мы и молимся каждый день: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам».

— Косово — такая боль сердечная — останется ли православным?

— Несмотря на все беды, которые постигли этот край, я верю, что он останется православным.

— Как стать насельником вашего монастыря?

— Главное монахом стать, необязательно, чтобы у нас. Кто хочет стать монахом, должен всем своим естеством полюбить Христа. И иметь расположение к смирению: постоянно отсекать свою волю.

— Какие еще святыни есть, помимо Пояса Пресвятой Богородицы, у вас в монастыре?

— Семь чудотворных икон Божией Матери. Святой Пояс Божией Матери. Глава святого Иоанна Златоуста.

— Может ли большой грешник, который пришел к вере и раскаялся, стать монахом? Или лучше быть монахом в миру?

— Как раз большой грешник и должен стать монахом. Монахов в миру вообще не существует.

— Об окамененном нечувствии. Человек может быть внешне благообразным, благочестивым, но внутри нести гордыню, быть фарисеем. Как изжить эту болезнь?

— Через самоукорение. Это самое верное и легкое средство достичь смирения. Как только посетит человека благодать, первое, чего он хочет — исповедоваться.

Помните, в «Лествице» рассказывается об одном разбойнике, что как только он пришел к покаянию, стал послушником, игумен приказал ему исповедаться перед всеми. Были у него грехи серьезные и противоестественные. И тот послушник ответил, что готов не только перед всеми в этом исповедаться, но прямо на площади Александрии.

Поэтому учитесь исповедоваться. Когда человек учится исповедоваться — самоукорять и унижать себя перед другим человеком, это и есть начало его спасения.

Если человек боится исповедоваться из страха показаться плохим перед своим духовником, — такой человек никогда не исцелится, а будет всегда носить в себе, как беременная женщина ребенка, эгоизм.

— Как часто нужно исповедоваться?

— Нет конкретных рецептов. Человек сам чувствует нужду.

Вообще-то, Исповедь не является обязательным догматическим предусловием Причастия. Если сам человек, своей волей, хочет исповедоваться перед каждым Причастием — хорошо, но обязывать людей это делать — не вполне правильно. Простительные, не смертные, грехи не препятствуют Святому Причащению и могут быть исповеданы позже.

И еще, Исповедь не должна совершаться во время Божественной литургии. Во время вечерни, утрени — пожалуйста. Но во время Литургии мы всецело должны посвятить себя Божественной литургии.

У нас в монастыре братья исповедуются очень часто. Почти каждый день — в том месте, где найдут старца: на послушании, в церкви — подходят к нему и исповедуются.

— Сын давно не исповедовался и не причащался. Как молиться за него?

— Если будете сыну много говорить — ничего не добьетесь. Научитесь говорить много Богу о нем.

— Вы говорили о любви ко Христу. Но есть еще и страх Божий, имеющий три степени: страх раба, страх наемника, страх сына.

Для того, чтобы учиться в семинарии, достаточно ли на начальном этапе иметь хотя бы страх раба?

— Когда человек начинает любить Бога, он постепенно проходит все эти три ступени: и раба, и наемника, и сына.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53515

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru