Православная газета г. Екатеринбург | Игумен Ефрем (Кутсу) | 01.11.2013 |
На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.
— Расскажите, пожалуйста, о своем распорядке дня и уставе вашего монастыря.
— У нашего монастыря почти такой же распорядок, как и у других монастырей Святой Горы. В 4 часа утра по гражданскому времени — первое богослужение. Служится полунощница, утреня и Божественная литургия. В будни после утрени и первого часа в маленьких монастырских храмах одновременно служим Божественную литургию. Около 8 часов Литургия заканчивается. Потом полчаса трапеза. Далее — послушания. Зимой прекращаем дела в полпервого, отдыхаем в келье до полчетвертого. Потом вечерня, опять трапеза. После трапезы полчаса отдыха и час работаем. В 8 вечера — колокол молчания и до 12-ти занимаемся духовным деланием.
Когда праздник, служится Всенощная. На Господние и Богородичные праздники бдения длятся 10−12 часов. На престольный праздник Благовещения и на Положение Честного Пояса — до 17 часов.
— Что главное для спасения души в современном мире?
— Отдаляться от греха. Потому что следствие греха — смерть.
Грех помрачает ум человека, и делает человек то, о чем и подумать не мог. О том мы и молимся каждый день: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам».
— Косово — такая боль сердечная — останется ли православным?
— Несмотря на все беды, которые постигли этот край, я верю, что он останется православным.
— Как стать насельником вашего монастыря?
— Главное монахом стать, необязательно, чтобы у нас. Кто хочет стать монахом, должен всем своим естеством полюбить Христа. И иметь расположение к смирению: постоянно отсекать свою волю.
— Какие еще святыни есть, помимо Пояса Пресвятой Богородицы, у вас в монастыре?
— Семь чудотворных икон Божией Матери. Святой Пояс Божией Матери. Глава святого Иоанна Златоуста.
— Может ли большой грешник, который пришел к вере и раскаялся, стать монахом? Или лучше быть монахом в миру?
— Как раз большой грешник и должен стать монахом. Монахов в миру вообще не существует.
— Об окамененном нечувствии. Человек может быть внешне благообразным, благочестивым, но внутри нести гордыню, быть фарисеем. Как изжить эту болезнь?
— Через самоукорение. Это самое верное и легкое средство достичь смирения. Как только посетит человека благодать, первое, чего он хочет — исповедоваться.
Помните, в «Лествице» рассказывается об одном разбойнике, что как только он пришел к покаянию, стал послушником, игумен приказал ему исповедаться перед всеми. Были у него грехи серьезные и противоестественные. И тот послушник ответил, что готов не только перед всеми в этом исповедаться, но прямо на площади Александрии.
Поэтому учитесь исповедоваться. Когда человек учится исповедоваться — самоукорять и унижать себя перед другим человеком, это и есть начало его спасения.
Если человек боится исповедоваться из страха показаться плохим перед своим духовником, — такой человек никогда не исцелится, а будет всегда носить в себе, как беременная женщина ребенка, эгоизм.
— Как часто нужно исповедоваться?
— Нет конкретных рецептов. Человек сам чувствует нужду.
Вообще-то, Исповедь не является обязательным догматическим предусловием Причастия. Если сам человек, своей волей, хочет исповедоваться перед каждым Причастием — хорошо, но обязывать людей это делать — не вполне правильно. Простительные, не смертные, грехи не препятствуют Святому Причащению и могут быть исповеданы позже.
И еще, Исповедь не должна совершаться во время Божественной литургии. Во время вечерни, утрени — пожалуйста. Но во время Литургии мы всецело должны посвятить себя Божественной литургии.
У нас в монастыре братья исповедуются очень часто. Почти каждый день — в том месте, где найдут старца: на послушании, в церкви — подходят к нему и исповедуются.
— Сын давно не исповедовался и не причащался. Как молиться за него?
— Если будете сыну много говорить — ничего не добьетесь. Научитесь говорить много Богу о нем.
— Вы говорили о любви ко Христу. Но есть еще и страх Божий, имеющий три степени: страх раба, страх наемника, страх сына.
Для того, чтобы учиться в семинарии, достаточно ли на начальном этапе иметь хотя бы страх раба?
— Когда человек начинает любить Бога, он постепенно проходит все эти три ступени: и раба, и наемника, и сына.
|