Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 16.10.2013 |
Причисляется святой Дионисий к 70 малым апостолам. Сей дивный муж происходил из языческой семьи из Афин. Закончив философскую школу в родном городе, он отправился в Египет продолжать образование. В тот день, когда Господь Иисус Христос испустил дух на Кресте, померкло солнце, так что и в Египте была тьма в течение 3-х часов. Тогда Дионисий воскликнул: «Либо Бог — Творец мира страдает, либо сей мир заканчивается!». Вернувшись в Афины, он женился на некой Даммаре, от которой имел сыновей. Был членом высшего суда греков — Ареопага, вследствие чего за ним и закрепилось наименование Ареопагита. Когда апостол Павел проповедовал Евангелие в Афинах, Дионисий крестился со всем своим домом. Апостол Павел рукоположил его в епископа Афинского, ибо оставил он к тому времени супругу и детей и положение свое ради любви Христовой. Довольно долго путешествовал Дионисий с апостолом Павлом, познакомился со всеми остальными Христовыми апостолами. Специально ходил в Иерусалим, чтобы лицезреть Пресвятую Богородицу и описал эту встречу в одном из своих трудов; вместе с прочими апостолами присутствовал на погребении Пресвятой Девы.
Когда мученически пострадал его учитель — святой Павел, Дионисий возжелал такую смерть и себе. Для сего удалился он в Галлию вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием на проповедь Евангелия среди варваров. Претерпел много, но много ему и удалось: благодаря его трудам, немало язычников обратилось в Христову веру.
В Лютеции, ныне Париже, Дионисий построил небольшую церковку, где совершал богослужения. Некоторые историки полагают, что Дионисий Парижский — другое лицо от святого Дионисия Ареопагита, примечает святитель Николай. Когда исполнилось ему 90 лет, он был схвачен, мучим за Христа вместе с Рустиком и Елевферием, пока все трое не были усечены мечом. Отсеченная голова святого Дионисия отскочила на большое расстояние, упала перед некой христианкой Катуллой, которая ее вместе с телом благочестно погребла. Пострадал святой Дионисий в царствование Домициана в 96 году, написал знаменитые произведения о Божественных именах, о Небесной иерархии, о церковной иерархии, о таинственном богословии, о Пресвятой Богородице.
Так часто в последнее время беспокоит вопрос времени. Время ценнее золота и бриллиантов, мы не знаем, сколько нам отведено на этой земле, но беспечно, без всякого сожаления его тратим. Сказать словами Трофима: «Вот бы построить волшебный город, время с гармонией подружить, чтобы был каждый кому-то дорог и не опаздывал жить». Да, все нужно в жизни делать вовремя. Как сказал Экклезиаст, время разбрасывать камни, время их собирать. То, что человек может в юности, он уже никогда не сделает в зрелые года, а то, что в зрелые, никогда не сделает в старости. И за время жизни очень важно приобрести что-то главное внутри себя — не обзавестись домом, квартирой, машиной, а внутрь приобретать сокровища, которые ни вор не крадет, ни тля не тлит, сокровища неуничтожаемые. Ибо где сокровища ваши, там и сердце ваше будет.
Что сокровище в нашей жизни? Часто бывает: с человеком говоришь о его духовной жизни, и выясняется, что жизни духовной у него нет, хотя человек и свидетельствует о себе, что верит в Бога. Но мы же знаем: вера без дел мертва. Очень многие живут с мертвой верой. Интуитивно, религиозным чувством они осознают, что есть Бог, потому что любой психически нормальный человек имеет религиозное чувство. Даже если он дикарь, не умеет ни читать, ни писать и никогда не читал никакой духовной литературы, спроси его: «Есть Бог?» — он скажет: есть. Потому что в нем живет это чувство.
Но чувство, как и в семейной жизни, дается для того, чтобы человек правильно организовал свою жизнь. Часто люди путают, они думают, что любовь и есть это пылкое чувство. Почему в современных семьях так много катастроф? А потому, что про любовь складывается впечатление по бразильским сериалам или по дешевой попсовой культуре. А любовь это совсем другое — это свойство Божие, которое при определенных упражнениях может стать свойством человека. Но для этого нужно трудиться.
Чувства даются Богом как некое топливо, чтобы построить фундамент. Мы говорим о семье. А потом на этом основании терпеливо, с трудом, с несением скорбей, взаимным снисхождением, с усилиями строим на протяжении многих лет здание своего счастья. И лет через 10, не раньше, можно оценить, насколько в семье получилось построить любовь.
Так и с Богом. Нам чувство Бога дано, но этого недостаточно, необходимы дела, в которых человек выражает свою любовь к Богу, через которые приобретает опыт и навык жизни с Богом.
Так выясняется, что нет духовной жизни. Человек говорит: «Мне некогда молиться — я работаю, у меня дети, некогда ходить в храм, нет времени почитать Евангелие». Да нет, время — понятие растяжимое. Все зависит от наших ценностей, от того, что для человека важно, что он любит. Уж на это он всегда найдет время. Например, если человек хочет есть, он ведь превозможет любые препятствия, чтобы удовлетворить эту потребность.
Но душа тоже хочет пищи, которая есть благодать Божия. Главное желание, которое вложил Бог в человека, — желание вечной жизни, святости, обожения.
Наше время всегда распределяется согласно нашим ценностям, и в нормальной жизни обязательно должна присутствовать иерархия ценностей. На первом месте всегда — отношения человека с Богом. Ведь только в этих отношениях человек может жить полнотой, которая в нем есть, в которой сокрыто Царствие Божие. Только начав искать Царствия Божия и правды его, человек может правильно относиться к вещам, семье, здоровью, работе: тогда все приобретает гармоничное устроение.
На что находится время? На телевизор — всегда. Сходить в баню с друзьями — тоже. Почитать газетки, полазить по интернету — море времени мы находим на эту бессмыслицу. И только для Бога всегда завтра.
Хочется всем нам пожелать, дорогие мои, чтобы мы четко знали наши ценности.