Деловая газета «Взгляд» | Иерей Димитрий Фетисов | 16.10.2013 |
Информационное пространство кипит от негодования — на съезде православных врачей в Самаре была озвучена идея о необходимости изучения теологии в медицинских вузах.
Множество солидных комментаторов сразу же дали понять, что по вопросу о плюрализме двух мнений быть не может и единственным мировоззренческим основанием будущего медика может быть только атеизм.
Можно долго рассуждать о том, почему я согласен с этой саратовской инициативой и считаю, что данное решение будет иметь только положительный эффект, обогатив медицинскую науку.
Тут будут и многие вопросы антропологии и биоэтики, которые почему-то, как считают до сих пор некоторые фашиствующие фанатики, должны решаться исключительно с позиции атеистическо-секулярного понимания человека.
Много чего можно найти положительного в данной идее, озвученной, к слову, в медицинской среде медицинскими работниками. В конце концов, врачи работают с людьми, которые могут быть приверженцами различных религиозных убеждений, и знания о теологической проблематике, полученные, к примеру, на курсе по выбору, несомненно, обогатят и расширят гуманитарный кругозор будущего эскулапа.
Но я хотел бы сказать о другом важном аспекте, который многие мыслящие люди из лагеря антиклерикалов и атеистов не хотят замечать. Свято место пусто не бывает.
Наша страна, не имея специалистов, могущих на высоком уровне вести религиозно-философские дискуссии, все более и более скатывается в мрачное болото оккультизма и неоязычества, которые, на мой взгляд, гораздо противнее, бесплоднее и пошлее, чем атеизм, пусть и воинствующий.
Эти бесчисленные гороскопы на радио, телевидении, в государственных газетах (самый яркий пример — печатный орган правительства РФ — «Российская газета», которая кишит подневными рекомендациями «козерогам» и прочим гадам водным и земным) почему-то в упор не замечаются борцами за светскость государства.
Между тем рынок оккультных услуг в нашей стране оценивается в значительнейшие суммы (по разным оценкам от 1 до 5 миллиардов долларов), с которых не платятся налоги.
Очевидно, что это во много раз превышает суммы бюджетов традиционных для России религий.
Ну и, конечно, эта глупая эпопея со «священным» огнем, зажженным «жрицей богини Геры», уже изрядно поднадоела. Многочисленные трепетные упоминания о том, сколько раз и при каких обстоятельствах он погас, уже не кажутся смешными.
Чем плохи оккультизм и неоязычество? Это совершенно бесплодные явления в плане религиозно-философского осмысления бытия, культуры, искусства и нравственного воздействия на человека. Это невежественная и примитивная духовная попса и псевдорелигиозная отрыжка общества потребления, абсолютно не имеющая в себе ничего положительного и созидательного. (В самом деле, что дали гороскопы человечеству?)
По моему глубокому убеждению, оккультное мировоззрение гораздо хуже самого атеизма. Атеизм отрицает Христа как Бога и даже как историческую личность, а оккультизм, изображая мнимое благоговение перед ним, низводит его в пантеон своих личных божков, ставя не намного выше Ванги, Нострадамуса, козерога, года дракона и богословствующих Киркоровых и Галкиных.
Атеизм — конкретная философская система, оккультизм же совершенно бессистемен, поскольку любая система к чему-то обязывает. Именно поэтому с оккультистом невозможно вести спор, т.к. он недоговаривает своих взглядов до конца, чтобы в кризисный момент достать из кармана уголёк и начать дорисовывать Евангельский образ Христа, кощунственно уродуя его и приписывая ему то, что на данный момент захотелось.
Позавчера у оккультистов Христос «был» революционером, вчера — борцом за демократические идеи и права меньшинств, ну, а сегодня он «одобряет» разврат и суррогатное материнство. Страшно представить, что он будет одобрять завтра.
Если атеист говорит «все это ерунда» и беззаботно живет греховной жизнью, то оккультист, оправдывая свое свинство, как правило, несет псевдобогословскую белиберду, «истолковывая» Библию с уверенным и серьезным видом и приводя цитаты, вырванные из контекста или вообще придуманные.
Атеизм не так навязчив, как оккультизм, процветающий ныне в упомянутой медицинской среде. Не раз слышал от своих прихожан и сам несколько раз сталкивался с советами участкового врача «прочистить карму» и «сходить к бабке — снять сглаз».
Ну и, наконец, атеист может стать верующим человеком, последовательно войдя и развиваясь в религиозной жизни. Для оккультиста это становится почти невозможным, как почти невозможно научить петь человека, считающего, что петь он умеет и прекрасно это делает.
Он будет в доказательство издавать фальшиво-гнусавые звуки, самоуверенно не удосуживаясь свериться с камертоном (Евангелием) и другими певцами, признанными выдающимися (святые отцы).
Да, хрен редьки не слаще, но безбожие гораздо симпатичнее оккультизма. И если уж не будут вводить хоть небольшой спецкурсик по теологии, ограничивающийся хотя бы рассмотрением проблем биоэтики, то пусть гонят в шею и оккультно-языческую валеологию и прочие спорные штуки.
Хотя все равно не верится, что врачи смогут быть вежливо безрелигиозными.