Русская линия
Православие и современность Наталья Горенок14.10.2013 

Покров: страшное и милосердное видение

Вроде бы мы всё про этот праздник знаем. Сознаем, что на протяжении многих веков это один из самых любимых праздников русского народа. Но почему? Есть в празднике Покрова свои загадки — и такие ответы на них, которые подтверждают истины нашей веры.

«Стала на воздухе между небом и землею»

В этот день вспоминается событие во Влахернском храме. Оно произошло примерно в 910−911 году при императоре Льве Мудром (886−912). В одном из житийных сказаний (они несколько разнятся) говорится, что Константинополь осадили язычники, и так получилось, что город оказался беззащитным: армия была в далеком походе. Тогда все жители собрались на молитву в храм. Их молитва была очень горячей и со слезами: поистине «едиными усты и единым сердцем», ведь то была молитва людей, приговоренных к смерти. И во время всенощного бдения, в предутренние часы, святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний созерцали дивное видение: Божию Матерь, молящуюся за предстоящий народ. «Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо… По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню».

Что за язычники осадили Константинополь? Арабы-сарацины или наши предки — славяне, до Крещения Руси совершавшие грабительские набеги на Империю? Точных сведений об этом нет. Обычно одна из тем проповедей на этот день — о широте русского характера и о том, как глубоко была воспринята русскими людьми православная вера: для нас не важно, что по сути праздник связан с поражением наших предков. Гораздо важнее, что был явлен Покров Божией Матери над всеми, кто молится Ей, горячо просит Ее заступничества.

Еще часто подчеркивают, что это праздник именно Русской Церкви, что прямая наследница Константинополя — Элладская Церковь — ничего о нем не знает. Это не совсем так. Просто в Греции гораздо более ярко и торжественно, чем у нас, отмечается похожий по смыслу праздник — Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородице на пятой неделе Великого поста. Покров же остается вседневной службой, тогда как Русской Церковью он отнесен к числу великих (ему положено всенощное бдение).

Почему же этот праздник стал одним из любимейших в русском народе? Наверное, потому, что в каком-то смысле он объединяет собой все Богородичные торжества. Вся служба Покрову — воспевание Божией Матери, объяснение, Кем Она является для нас, и удивление тому, что Ангелов Превысшая Сама служит людям, покрывая их от бед. Святитель Димитрий Ростовский разъясняет в своем слове на Покров: «Она является посредницей между Христом, Главою Церкви, и верующими, кои составляют тело Церкви; Она превосходит Церковь, потому что поистине выше всех ее членов, но Она досягает и до Христа, как давшая Ему плоть. Она является посредницей и ныне, когда стала на воздухе между небом и землею, между Богом и людьми, между Подвигоположником Христом и воинствующею Церковью».

«Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши" (тропарь праздника, глас 4).

Увидеть воочию

Еще часто задают вопрос: почему Божию Матерь видели телесными очами только эти двое — блаженный Андрей и Епифаний? Тому есть простое объяснение — чистота души святых. А как другие молящиеся узнали о Ее Божественном посещении? Святитель Димитрий пишет: «Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там». «Оставила благодать» — даровала Свой мир, утешение, радость, которые нельзя спутать ни с чем. Собственно, ведь и мы молимся об этом на богослужении праздника Покрова — не только об ограждении от бед, но и об умирении наших душ.

«Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму, радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящу умирения миру и спасения душ наших.

Радуются с нами все невещественные воинства, собравшись духовно в чувственно видимый хор, видя Царицу и Владычицу всех, славимую многоразлично верными; радуются же и души праведных, ставшие созерцателями чудного видения: как Матерь Божия, на воздухе молитвенно простирая пречистые Свои руки, просит миру умиротворения, православным христианам утверждения и спасения душам нашим" (стихира, глас 8).

«Твои раби, Владычице, в церкви Твоей верою предстояще, Твоея ожидаем милости: посети наше смирение и Твоим святым Покровом защити люди от всякаго зла.

Мы, рабы Твои, Владычица, в храме Твоем с верою предстоя, ожидаем Твоей милости: посети наше смирение и Твоим святым Покровом защити людей от всякого зла" (канон праздника, песнь 3).

Праздник Покрова был установлен на Руси благодаря святому благоверному князю Андрею Боголюбскому. Перечитывая после одного из своих победных военных походов житие своего Небесного покровителя блаженного Андрея, Христа ради юродивого (кстати, славянина по происхождению), князь записал: «Какое страшное и милосердное видение… Да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Есть свидетельства, что благоверный князь сам участвовал в составлении службы Покрову. Совершенно очевидно, что этот святой обладал огромной любовью к Божией Матери и особой духовной чуткостью. Не случайно ведь именно при нем и по его поручению был построен первый в мире Покровский храм — тот, который сегодня считается жемчужиной мировой культуры, Покрова на Нерли. Но может быть, благоверный князь тоже видел собственными глазами Покров Пречистой над Русью?

«Дева днесь предстоит в церкви»

Традиционная икона Покрова — сложный многофигурный образ. Богоматерь простирает свой мафорий (головной плат) над молящимися. Иногда концы парящего мафория держат Ангелы, а Матерь Божия молится с воздетыми руками. Ее Покров чаще всего выделяется ярко-красным цветом, реже изображается белым — поскольку был «подобен молнии». Богородица является с сонмом Ангелов и святых — небесным воинством. Как правило, в нижней части иконы из среды молящихся выделяются очевидцы влахернского чуда — блаженный Андрей с учеником. А в центре обычно располагается амвон, на котором изображается преподобный Роман Сладкопевец в диаконском облачении и со свитком в руке. На нем начертаны слова кондака Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Преподобный Роман не мог быть очевидцем чуда Покрова: он почил в 552 году, но из его жития мы знаем, что Божией Матери он был обязан своим творческим даром, и потому именно Ей послужил как никто другой. Преподобный Роман был автором более тысячи литургических текстов, исключительно глубоких и совершенных и по форме, и по содержанию. 85 его кондаков доныне сохранились в богослужении Православной Церкви, в том числе кондак Рождества. Память святого, как и Покров, отмечается 1/14 октября. Так два празднования в иконописном искусстве соединились в одно на основании глубокой внутренней связи между ними.

«Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же с пророками ликуют: за нас молит Богородица Предвечного Бога" (кондак праздника, глас 3).

Главный вопрос этого праздника, наверное, немного шире, чем его историческое и литургическое объяснение. Вопрос этот обращен к каждому из нас. Верим ли мы, что в нашей жизни присутствует Бог, что Он «ближе к нам, чем наше дыхание» (как писал в своем дневнике оптинский новомученик иеромонах Василий (Росляков)? И так же близки нам Пресвятая Богородица и все святые — они откликаются на молитву, на малейший вздох нашей души.

В истории Русской Церкви и русского народа было множество примеров тому, как Божия Матерь через Свои иконы — Владимирскую, Казанскую, Тихвинскую, Донскую — подавала Свое заступничество, совершенно явное и всемощное, в те моменты, когда решалась судьба народа, судьба страны. Но и в жизни каждого человека, каждой семьи так происходит и до сего дня. Благодатный светозарный Покров Божией Матери всегда над нами, пусть даже мы не видим Ее телесными очами. Но тому есть множество свидетельств, и одно из самых верных — богослужение праздника Покрова, к которому стоит внимательно прислушаться.

Газета «Православная вера» № 19 (495)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−10−13−23−54−00-pokrov


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru