Русская линия
Православие.RuАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)14.10.2013 

Радуйся, Радосте наша!
Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией

Икона *Покров Пресвятой Богородицы*Из Зверина монастыря в Новгороде. 1399г.Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне.

Ибо с тех пор как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, — это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так: Мать и чадо!

Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле.

«Мати — се сын Твой!» — звучит с Креста из уст Божественного Страдальца. И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названным сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь — Твоим великим горем и слезами, и, главное, непрестанная дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир заполнился многими знамениями покровительства Божией Матери — знаками Ее Материнской любви. Примерам несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней…

Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, осадило город Константинополь с единственной целью — стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной. Жителей предполагалось предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.

Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда.

Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыхание смерти.

Все земное забыто, впереди — дверь в вечность, и мученическая насильственная смерть — на пороге.

Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды.

Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело — враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.

А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена.

Православная Россия — УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров.

Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.

Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери — Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов †1857 г.) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.

В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября.

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.

Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа.

А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей.

Смоленская икона Божией Матери (она же «Одигитрия» или «Путеводительница») была привезена в ХII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В ХIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе.

И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора.

Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли Она от нас, Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для Матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть малое стадо сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией, мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь.

«На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог», — так говорят святые отцы. И нынешние события — это не такое уж открытие для всех нас, ибо это подтверждение, что ни одно слово Божие не изнеможет, но все совершится до малейшей подробности в свое время.

Разве не читаем мы с вами 20 столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился и не понял во всей полноте эти слова, а нам остается тоже удивляться, видя их сбывшимися: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся»!

Можно не верить словам, но как нам, всем живущим теперь, не верить делам, которые уже совершились. Как не верить Богу? Слово Божие — в Нем все, всю жизнь на 20 столетий пронзил взором апостол и увидел нас, живущих в эти тяжкие времена. Посмотрим на себя, посмотрим в себя и вокруг себя, и если мы такие, то возопием к Богу и Матери Божией об исправлении. Удалимся от беззаконных и удалим беззакония от себя.

И еще один страшный бич, разоряющий все живое от государства до Церкви, и его видел Господь и устами верного ученика поведал миру — «удаляйтесь разделения». В I Послании к Коринфянам Господь через апостола кротко просит народ Божий: «Умоляю вас, братия… чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». Это настолько важно, что в другом месте в Послании к Римлянам опять и опять апостол умоляет братий своих остерегаться разделения: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны… уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных».

Господь наставляет, предупреждает, остерегает, умоляет. И надо всем нам усилиться услышать Слово Божие, ибо верно, нечто страшное для жизни таится в деле разделения. Народ на народ, и царство на царство, соседи на соседей, и родители на детей, и дети на родителей — все восстает, все распадается, нет единодушия, и иссякает любовь, единственный источник истинного неложного знания.

А для тех, кому Слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего. Они не поколеблются, но останутся верны и в тяжкую годину испытаний. Слово Божие проведет их сквозь тень и сень смертную. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13 -14). А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну и идет путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, — первая Преемница Божественных Дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.

И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас.

Аминь.

Псково-Печерский монастырь

http://www.pravoslavie.ru/put/1509.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru