Русская линия
Интерфакс-Религия Владимир Легойда11.10.2013 

Спортивные состязания в наши дни не посвящаются Зевсу

На днях в России стартовала эстафета олимпийского огня. В течение 123 дней она пройдет через 2900 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока. Олимпийский огонь преодолеет более 65 тысяч километров. Огонь пронесут 14 тысяч факелоносцев. Большая часть эстафеты будет пройдена пешими факелоносцами, но огонь также провезут на автомобиле, поезде, самолете и русской тройке. Олимпийский факел поднимут на Эльбрус, погрузят на дно Байкала и отправят в космос. Финальная церемония состоится на открытии Олимпийских игр в Сочи 7 февраля 2014 года.

О том, как расценивать этот ритуал, есть ли в нем сакральный смысл, как Церковь относится к Олимпийским играм, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.

— В нашей стране идут масштабные приготовления к проведению сочинской Олимпиады 2014 года. Насколько значимо это событие с точки зрения Русской православной церкви?

- Церковь неотделима от общества, а многие наши соотечественники с нетерпением ждут Олимпиады, чтобы поддержать свою команду, поболеть за российских спортсменов и отдать должное мастерству иностранных.

Подготовка Олимпиады — это большой труд. И этот труд надо уважать.

Конечно, если спорт, культ собственного тела становится для людей подобием идола, это плохо. Но физические упражнения обладают воспитательным эффектом, укрепляют волю человека, привычку к упорядоченному труду. Все это может стать хорошим базисом и для духовного развития.

— Как Церковь относится к самим играм — ведь они возникли в языческом мире и имели сакральный смысл? Сейчас, например, идут споры об олимпийском факеле и значении этого зрелища. Как Вы считаете, есть ли здесь духовная опасность?

- В европейском культурном контексте спорт, как, впрочем, наука и государственное управление, с течением времени секуляризовались, и Церковь это может только приветствовать. Не приносим мы жертвы президентам (а императорам приносились), не колдуем над пробирками (философский камень остался в прошлом) и спорт посвящаем не Зевсу. Это прочное и незыблемое основание европейской цивилизации.

Не буду говорить об издержках большого спорта — они хорошо известны: тщеславие, бизнес, допинг-скандалы. Но есть одно важное обстоятельство. Человек, участвующий в состязании, вынужден оставлять любое лукавство в спортивной раздевалке. На арене всем видно, какой он: сильный или слабый, честный или готовый на уловки. Этот фактор положительно влияет на характер спортсмена. Широко известный в мире спортсмен Федор Емельяненко сказал как-то: «Славить Бога надо не только за победы, но и за поражения». Это суждение — результат не отвлеченных богословских изысканий, а личного опыта выдающегося спортсмена, который анализировал происходящее с ним на спортивной арене.

Что касается духовной опасности, то в окружающем нас мире она есть всегда. Для некоторых в идола превращается чрево, для некоторых — секс, кто-то из болельщика превращается в фанатичного адепта той или иной команды. Но я с трудом могу себе представить, чтобы кто-то осознанно вкладывал в манипуляции олимпийским факелом какой-то сакральный смысл. Зажжение олимпийского огня — это театрализованная постановка, и иного смысла люди в него не вкладывали со времен возрождения Олимпийских игр.

Не исключаю, что факел может приобрести для кого-то иной смысл, чем красивое зрелище. Тогда, конечно, можно говорить о духовном блуждании. Духовная неразборчивость, увы, стала одним из естественных спутников потребительского общества. Некоторые в своей духовной иерархии поставят олимпийский факел где-то между верой в черную кошку и астрологическими прогнозами. Это, конечно, печально и симптоматично, но подобные явления вряд ли можно устранить изъятием из публичного пространства каких-либо символов или объектов. Человек, лишенный духовных ориентиров, всегда найдет себе дуб из соседнего леса для поклонения.

— Планирует ли Церковь духовно окормлять спортсменов в рамках Олимпийских игр?

- Многие спортсмены нуждаются в духовной поддержке — во время убедительных побед, и во время сокрушительных поражений, чтобы не возгордиться или не упасть духом, что одинаково опасно для человеческой личности.

В рамках сочинской Олимпиады 2014 года возводятся молитвенные помещения для представителей традиционных религий, и хозяева, и гости игр будут иметь возможность пообщаться со священниками или вознести молитву. В этом я вижу основной смысл любого религиозного присутствия в рамках этих спортивных состязаний.

http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=interview&div=381&domain=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru