Русская линия
Русское Воскресение Сергей Котькало28.01.2005 

Будь верен родине!
Гимн христолюбивого воинства

Пребуду в доме Господнем многия лета
(Псалом, XXIII)

Что для тебя твоя родина? Это дом, который сотворил и создал для тебя Господь! Где впервые со? грели тебя лучи летнего солнышка, где в первый раз прогремел над тобою гром небесный из грозовой тучи, где держал ты в руках первый кусок трудового хлеба — вот, где твоя родина! — Где ты узнал, что такое родительская ласка и любовь, где впервые в твою молодую душу были посеяны семена свя? той истицы Христова Евангелия — вот где твоя родина!

«Пребуду в доме Господнем многия лета»! — восклицает св. пророк и псалмопевец царь Давид. Помыслы его на? правлены на Святой град Иерусалим, который дал Господь своему Помазан? нику. В Иерусалиме сын царя Давида, премудрый царь Соломон воздвиг великий храм истинному Богу, Господу Авра? ама и Иакова. Господь возлюбил Иерусалим и его храм и научил народ еврейский горячо любить родину, как самую дорогую святыню.

Христос Спаситель, по человече? ству, также принадлежал к еврейскому народу, и мы знаем, как горячо любил Христос Спаситель свою земную родину. К народу еврейскому обращал Он свою евангельскую проповедь, гражданам Иерусалима готов Он был прине? сти все великие дары своей любви и милосердия, об их жестокосердии скорбел Он, за них возносил молитвы и среди них принял терновый венец и крест? ную смерть.

Св. Евангелист Матвей приводит исполненные скорби и свидетельствующие о великой любви к граду Иерусалиму слова Христа Спасителя:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Гл. XXIII, 3).

Может ли быть большая любовь, чем любовь матери? В приведенных словах Христос Спаситель сам уподобляет себя нежной матери, которая собирает вокруг себя детей своих, чтобы охранить их от бед и опасностей. И кто же были эти дети? Это были те жи? тели Иерусалима, что кричали потом перед Пилатовым судилищем: «Распни, распни Его»!

Вот нам великий пример для подражания, даже если бы пришлось самую жизнь положить по любви к родине и ради верности долгу перед отечеством.

Но не бойся! Родина только в самых редких и чрезвычайных случаях требует от своих сынов тяжелых жертв и чрезмерных трудов. Не за? будь, что родина прежде всего тот «дом Господень», где тебе суждено по мило? сти Божией жить и трудиться.

В наши времена у многих людей как будто совсем ослепли глаза; они смотрят вокруг себя и не умеют раз? личать, что по истине хорошо и пре? красно.

Погляди-ка хорошенько и ты вокруг себя и полюбуйся от души на тот великий родимый дом, что даровал рус? скому человеку Отец Небесный! Велика и необъятна наша матушка Россия. Такого приволья и простора нет ни у одного другого народа на земле. Всем наделил Господь нашу родину, начиная с даров самаго холодного севера и Ледовитого океана и кончая богатствами жарких стран на побережьях теплых морей Черного и Каспийского. По природным богатствам наша матушка Россия ничем не обделена. Напротив, она сама посылает избытки своих богатств соседям: немцы, французы, англичане и другие на? роды Европы за дорогую цену покупают у нас хлеб, скот, кожи, лесные материалы, нефть, керосин и многое другое; наша Сибирь пополняет запасы золотой казны, дает дорогую руду — медь и железо; на восток-в Китай и Персию идут наши ремесленные изделия и фабричные товары…

Велика и обильна наша матушка Россия!

Как же не благодарить Господа за нашу великую родину, и как не желать ей добра и счастья!

Между тем в наши времена не мало стало таких людей, что вечно всем недовольны. Спросишь такого человека:

«Чем же ты, милый друг, недоволен? Чего тебе не достает? Кто тебя обидел»? — толкового ответа от него не до? бьешься. Выходит, что он или сам кругом виноват, или вовсе не знает, на что пожаловаться, а так больше зря, с чужих слов на ветер болтает.

Иные говорят: «Надоела мне дере? венская жизнь. Пойду-ка в дальние края и большие города, — попытаю счастья». А подумал ли такой недовольный хоро? шенько над тем, что «пытать счастья» нельзя, как нельзя «на угад», «на авось» бросаться в незнакомую быструю реку. Счастье можно только заслужить, зарабо? тать и приготовить себе своим умом и честным трудом. Есть хороший рассказ о таком недовольном добром — молодце, что пошел искать счастья по чужим краям. Долго странствовал он, не мало испытал нужды и горя и все не мог найти своего счастья. Через много лет, состарившись, больной и измученный вер? нулся он в свою деревню, чтобы по крайности хоть умереть на родимой стороне. На пороге своей родной избы он увидал кого-то в светлых одеждах, с лицом прекрасным, как у ангела. «Кто ты»? — спросил неудачник в поисках за счастьем. «Я твое счастье», услыхал он в ответ. «Всю жизнь твою я поджидаю тебя здесь, на твоей родине». Не поглядеть ли и каждому из нас хорошенько, где наше настоящее счастье?! Друг, поверь, что у многих оно совсем близко, совсем под руками: в родном дому, на родной полосе, в привычном отцовском труде, в про? стой честной работе. Не по сторонам зевать надо человек, а надо взять крепко в руки самого себя и свое счастье, где его нам Бог посылает. И будет у тебя тогда честный хлеб насущный, теплый кров и радостный, светлый се? мейный очаг с радушной женой хозяй? кой и со здоровыми, послушными ребя? тишками, что, когда подрастут, станут холить и лелеять твою тихую и почтен? ную старость.

Милосердый Господь не только дал каждому из нас земное отечество и родимую сторонку, но дал еще силы и способности для того, чтобы и мы сами со своей стороны могли продолжать устроить, укреплять и украшать тот родной край, где нам, нашим детям и внукам суждено «пожить многие годы», как в «доме Господнем». Господь наделил человека разумом и волей. Человека — образ и подобие Свое, Господь сам отличает от прочих тварей. Благодеяния свои и дары своей милости Го? сподь не навязывает нам против желания нашего. Господь даровал человеку плодородную землю и сказал ему: «Возделывай ее, и Я благословлю плоды трудов твоих». Господь заложил желез? ную руду в сердц каменных гор, а человек своим знанием и умением добывает и обрабатывает металлы и кует себе кормилицу соху или острый меч. Своим трудом человек благоустрояет и благоукрашает родину — великий дом Господень.

Но чтобы крепок был и незы? блемо стоял этот дом, надо всем живущим в нем быть крепкими и непоколебимыми в любви и верности к родине. Если не будет этой верно? сти и любви, то весь дом зашатается в самых основаниях, может обрушиться и погубить под своими развалинами неразумных и нерадивых домочадцев.

Будем же крепки и сильны в любви и верности родине!

Будем всеми силами и всем разумением помогать ея устроению и укреплению!

Для этого нужно, во-первых, быть нам всем между собою в мире и в ладу, в братской любви и единодушии. Надо держаться сообща за веру и за правду. Надо думать не о себе одном, а о том, что идет на общую пользу. Если ты пожертвуешь чем из твоих собственных выгод ради общаго блага твоих соотечественников, если ты даже сверх обычной меры послужишь добром или трудом своим родине, то знай, что сторицею будешь вознагражден и ты, и каждый, кто так поступит, через то, что краше и прочнее станет тот великий родной дом, который даровал Господь тебе сообща с твоими братьями соплеменниками.

Во-вторых, брат и друг, надо всем нам хранить мир и порядок в родной земле. Для этого следует пови? новаться всем существующим законам и ничем, ни делом, ни словом не на? рушать чужого права. Думай, прежде всего, о том, чтобы исполнить твой собствен? ный долг! Будешь ты во всем прав перед Богом и перед людьми — поверь, — ты ни откуда не увидишь обиды или неправды, а, напротив, найдешь и помощь, и уважение. На защиту права, мира и порядка поставлены во всяком государстве власти и начальства. Надо исполнять все справедливыя и законныя распоряжения тех, кому поручена забота о благоустройства и безопасности. Страна без власти, без закона и без повиновения — все равно, что дом без хозяина: добра и порядка не ожидай, а худа и горя, как ни отбавляй, не оберешься!

В третьих, всякий верный сын своей родины должен быть всегда готов дать отпор врагам родной земли.

Если придет враг чужеземец, то на защиту родине встанет православное воинство — и ты, и я, — все мы, наши отцы, братья и сыновья. Здесь нечего учить русского человека!

Но у твоей родины, как у всякого «дома Господня», — есть, конечно, не мало таких врагов, завистников и зложела? телей, что приходят не с оружием в руках и не в явной грозе военной мощи, а тайно, среди видимого мира, как волки в овечьей шкуре с хитросплетен? ными речами соблазна и льстивого суемудрия. Берегись особенно этих врагов! Они могут нанести тебе самую тяжелую рану тем, что постараются вовсе убить или ослабить твою любовь и верность родине.

Чтобы быть крепким в этой люб? ви, старайся хорошенько узнать свою родину. Гляди вокруг себя и не упускай случая научиться доброму и разумному. Когда к сердцу и к чувству приложится еще здравый разсудок и понимание, то ты сам дашь должную отповедь врагам отечества. Охраняй и оберегай дорогую родину от завистников и недругов!

Честным трудом твоим, — будет ли то труд землепашца-крестьянина или какое ремесло, либо промысел, неси и ты, брат и друг, твою посильную долю в великом деле устроения и укрепления родины. Подумай о пчеле, как она собирает мед с полевых цветов и несет в родной улей. Сотни маленьких пчелок строят соты из белого воска и кормят долгую зиму пчелок подростков. Так и твой труд не пропадет даром, а пойдет на благо родине.

Если исполнишь ты эти заветы люб? ви и верности, если будет верен доро? гой отчизне каждый из нас словом, делом и помышлением, то настанет и для нас то «тихое и безмолвное житие», о котором молится святая церковь. Это будет жизнь «во всяком благочестии и чистоте», а вовсе не безмолвие могилы и не принужденное молчание рабской нево? ли. Нет! То будет «тишь да гладь и Божья благодать» здоровой, довольной и благоустроенной жизни народной. Не бойся, — не будет немой и безмолвной тогда твоя великая родина. Ты сам услы? шишь, как по всему простору матушки России будут раздаваться добрые, степенные и разумные речи. В храмах Божиих будут раздаваться церковный песнопения и учительное евангельское слово. В благоустроенных и упорядоченных школах будет процветать бла? гое просвещение. Вспомнит русский народ и свою настоящую, заветную, народ? ную песню, и понесется эта песня в ширь и в высь по-прежнему! Замолчит тогда только завистница смута и злодейка зависть. А если и послышится где из-за угла этот ненавистный змеиный шип, то сейчас же заглушат его сотни и тысячи голосов верных и дружных сынов родины.

Подумай под конец также и о том, что любовь к отечеству и верность родине, это для тебя самого самый верный щит и самый надежный оплот на всю жизнь. Разве могучая родина дает кому в обиду своих верных сынов? Разве не найдешь ты в любви к родине, в помыслах о ея счастье и величии в служении не себе самому только, но и общей пользе, ту прочную опору и незыблемый устой, без которых человеку трудно удержаться на добром пути? Любовь к отечеству и верность родине будут внушать тебе самые светлые и честные побуждения и, напротив, станут удалять от тебя мысли дурныя, завист? ливыя и неблагородныя.

Под этим щитом и за этим оплотом верный сын родины может без страха ожидать часа, когда ему при? дется переселиться в небесное отечество. Прощаясь с родимой стороной и помы? шляя о горнем, небесном Иерусалиме, он может еще раз вспомнить и повто? рить слова 23-го псалма:

«Пребуду в доме Господнем многие лета»!

*Их архива старца схимонаха Елисея Колесника с братиею Рождества Пресвятая Богородицы русской, общежительной, пустынной обители Фелофеевского монастыря.

Святая Гора Афон,
1908 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика