Фома | 03.10.2013 |
Недавно, после страшного взрыва в Пешаваре, на Фейсбуке пакистанского православного священника Иоанна Танвира появилась запись «Почему мир молчит?» Мы должны, по крайней мере, услышать голос христиан, которые несут свое служение в обстановке притенений и опасностей. Это интервью было взято у отца Иоанна по скайпу — связь была не очень хорошей, и, наверное, не все, что хотел сказать о. Иоанн, попало в текст.
Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы стали православным священником?
Я родился в католической семье, третьим из шести детей. Желая послужить Господу, я поступил в семинарию, и с 1986 года, нес служение католического священника и преподавателя семинарии в Лахоре. Я много читал и учился, и, наконец, пришел к убеждению, что мне следует искать мой истинный духовный дом в Православии. Я пытался связаться с Православной Церковью — безуспешно — пока, наконец, в Лахоре не появился греческий православный верующий, из города Патры, города, где находится знаменитый собор св. Андрея Первозванного. Я был глубоко взволнован, узнав, что он православный, и пригласил его на кофе. Для меня открывалась уникальная возможность узнать больше о Православии. Здесь, в Пакистане, очень трудно получить какие-либо книги, из которых мы могли бы узнать о Православии. Поэтому я усердно молился — и Бог послал этого человека. Через некоторое время я оставил служение в Римо-Католической Церкви. Я еще не присоединился к Православной Церкви, но уже начал проповедать Православную веру всем, кто хотел меня слушать, и пытался установить контакты с православными. В мусульманском окружении не принято быть холостяком, поэтому я женился. Мою супругу зовут Рози, по образованию она — богослов, изучала теологию и английскую литературу в Великобритании. Когда мы поженились и начали совместную жизнь, она восприняла мои взгляды.
Потом я написал письмо — от руки, потому что у меня тогда не было ни компьютера, ни печатающей машинки — выражая мое желание стать православным священником, и отправил его в Грецию, в Патры, тому человеку, с которым я общался в Лахоре. Это письмо до сих пор со мной, я его храню. В Патрах его передали Митрополиту этого города, Хризостому, а от него оно попало к Патриарху Константинопольскому. Так, наконец, мы присоединились к Православной Церкви.
Сколько людей в Вашем приходе?
Сейчас более трехсот пятидесяти.
Что предоставляет главную угрозу для христиан?
В Пакистане существует так называемый «Закон против богохульства», который предполагает суровое наказание — вплоть до повешения — за любую критику Ислама. Никто из христиан не хулит и не унижает ни Ислам, ни Муххамеда, но из-за зависти или каких-то личных конфликтов христиан легко могут обвинить в этом. Если христианская семья образована и чего-то добилась, ее могут легко оклеветать из зависти — и христианине будут либо растерзаны толпой, либо повешены по суду.
То есть закон воспрещает любую критику Ислама, и это делает христиан легкими мишенями?
Да, если, например, у кого-то сложились плохие отношения со мной, он может заявить «я слышал, как отец Иоанн сказал то-то и то-то», и дело кончится тем, что явится толпа, которая подожжет мой дом, убьет меня, мою семью, а, возможно, и более дальних родственников. Поэтому нам приходится быть очень осторожными. Но я не боюсь — я говорю, если вы убьете меня, на мое место придут двадцать других отцов Иоаннов. Мы должны быть бесстрашными, как Апостол Павел.
Но ведь должен быть какой-то судебный процесс, законное разбирательство? Или люди могут просто напасть на Вас без всякого законного расследования?
Тут многое зависит о конкретных лиц, которые осуществляют власть в том или ином районе. Многие христиане были убиты толпой безо всяких разбирательств. Иногда целые христианские деревни подвергаются нападениям. И как я написал у себя в Фейсбуке, «Почему мир молчит?».Как люди реагируют на недавний теракт в Пешаваре?
Люди охвачены паникой, они очень испуганы, страшно даже ходить в Церковь. Но я понимаю, что как православный священник, я должен нести пророческое служение Церкви и ободрять людей.
Какая помощь нужна православным в Пакистане?
У нас много проблем, которые нет времени перечислять все, как я всегда говорю, деньги не важны, но они нужны. Но что я хотел бы попросить — может ли Ваша страна, Ваш народ, помочь нам с образованием? Недавно я был в Исламабаде, и меня пригласили на прием в Украинском посольстве. Там были пакистанцы, которые учились в Москве или Киеве, и — что меня огорчило — среди них не было ни одного христианина. Если наши дети получили хорошее образование, мы могли бы жить в нашей стране более безопасной и счастливой жизнью. Мы не просим об эмиграции, но мы просим помощи в образовании. У нас в школе не хватает учебников и других необходимых предметов. Государство поддерживает образование — но только не для христиан. Если бы Ваша страна могла принимать христиан из Пакистана, чтобы они получали образование, это было бы огромной помощью. Но мы нуждаемся в поддержке всех форм образования — школьного, религиозного, профессионального. Здесь мы сталкиваемся с дискриминацией, и христианам очень трудно получить хорошее образование — и, соответственно, хорошую работу.
Со священником Иоанном Танвиром беседовал Сергей Худиев