Новые Известия | Михаил Поздняев | 28.01.2005 |
Бегло изучая программы трех церковно-просветительских форумов, испытываешь желание встать из-за компьютера, и если не осенить себя крестным знамением, то хотя бы застегнуть верхнюю пуговицу рубашки. Скажем, Рождественские Чтения посвящены в этом году теме «Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни». Проводят их вместе с Патриархией Министерство науки и образования, РАН, Академия образования и МГУ. Работа идет по секциям «Современная семья: проблемы и пути решения», «Защита жизни», «Христианство и наука», «Церковь и культура». Казалось бы, интеллектуальная элита, профессура и студенчество должны ломиться в Кремлевский дворец. Увы, на Чтениях видишь из года в год лица, не делающие погоды в общественной мысли, не генерирующие свежих идей, констатирующие всем очевидные факты: народ нищает, спивается, не хочет рожать. Беда не только в том, что всякие большие мероприятия у нас по традиции буксуют в зарегламентированности. Дело еще и в оглядке на косные церковные структуры, для которых всякая новизна, малейшая острота в дискуссии — синоним ослушания, а то и бунта. На Рождественских Чтениях не увидишь о. Георгия Кочеткова с его чадами, которым было бы много чего сказать, да только разогнали их, обвинив в ереси. Не услышишь с трибуны рассказ академика РАЕН священника Георгия Чистякова о том, как его прихожане работают в старческих и детских приютах, помогают малышам, больным лейкемией и умственными расстройствами. Ни разу не побывал на Чтениях архимандрит Зинон (Теодор), великий иконописец, запрещенный в служении за общение с католиками, ушедший в затвор на 10 лет, а теперь вот собирающийся уехать в Австрию. Не слышны были в стенах Кремля голоса уже покойных Сергея Аверинцева и Владимира Бибихина… Список можно продолжать.
И не то чтобы названные люди, соль православия наших дней, не рады были поделиться с участниками Чтений своим духовным и человеческим опытом — просто все они в собраниях Патриархии персоны нон грата.
Читаешь релизы Фестиваля духовной культуры и выставки «Православная Русь» — и опять в первую минуту восклицаешь: «Молодцы! Какое доброе дело затеяли!"… но, изучив программу мероприятий внимательнее, чешешь в затылке. Спору нет, заслуживает горячего одобрения акция «Книги — детям Беслана», проведенная в Гостином Дворе вчера. Патриарх представил посетителям выставки библиотеку, составленную из книг, бескорыстно переданных двадцатью издательствами — духовную, образовательную, а также собственно детскую. Но, зная специфику нашего дикого книжного рынка, поневоле заподозришь дарителей в желании таким образом «прислониться» к Его Святейшеству, что само по себе гарантирует почетные места в иконно-книжных лавках и в тысячах церквей. Встречаешь в программе упоминание о конференции «Воспитание во имя жизни. Какая книга нужна России?» — и готов дать руку на отсечение, что ни одна из книг, делавших погоду в последние полтора десятилетия, не будет рекомендована к чтению в силу своей «бездуховной», «антицерковной», а то и «антирусской» направленности. Стоит ли идти в Гостиный Двор, чтобы лицезреть старца Михалкова, раздающего автографы, как и 25, и 50 лет назад? Уж его-то книги России всегда нужны, будь у него знак ГТО на груди или нательный крестик…
В канун открытия трех помпезных мероприятий Алексий II выступил с неслыханно резким заявлением по поводу монетизации льгот. Может быть, впервые за все 15 лет своего патриаршества он указал властям на их священный долг — заботиться о «сирых и убогих». В силу сложившейся сегодня в России ситуации не стоило ли и самой Церкви прислушаться к словам своего Предстоятеля и — предположим невероятное — деньги, собранные на три «ярмарки тщеславия», потратить на одежду, лекарства, пищу для беднейших из верующих и неверующих сограждан.
Или будем, как и в голодную зиму 91-го, ждать помощи от зловредных католиков из-за бугра, сопровождая их благой порыв песнопениями, игрой на балалайках и демонстрацией фильмов и спектаклей, которые нигде, кроме как в околоцерковных собраниях, публику не соберут?
КОММЕНТАРИИ
Владимир МАРТЫНОВ, композитор, в 1980−97 гг. преподаватель Московских духовных школ и регент хора Троице-Сергиевой лавры:
— Для меня, автора книг по древнерусской музыке, наша современная православная культура ассоциируется с фестивалями «Золотой витязь», где все, что показывается, профнепригодно, и с Патриаршими елками в Кремле, которые ничем не отличаются от пионерских, в том же Дворце съездов. У большинства людей, всерьез работающих в области культуры и считающих себя православными, как и у меня, возрастает отторжение подобных «шоу». Возможен ли вообще диалог современной культуры с Церковью? Мой личный пример демонстрирует обреченность подобной затеи. При том, что я написал много духовной музыки, те же «Плач пророка Иеремии» и «Апокалипсис». Они имели очень большой отклик у светской публики, но церковная осталась к ним глуха. Потому что структуры нашей Церкви — подчеркиваю: структуры, а не святая Церковь — начисто отвергают какой-либо формальный поиск в канонических рамках. Все согласны с тем, что культура во всем мире давно расцерковлённая. Но есть и обратная сторона: Церковь на 99 процентов обескультурена. Вот почему на подобные мероприятия я не хожу (в последние годы меня, впрочем, туда и не приглашают): я там не встречу людей, которые пытаются сохранить последние островки культуры.