Известия | Георгий Ильичев | 28.01.2005 |
Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра»: «Надо говорить о свирепых проявлениях убиваемого русского народа»
Нельзя здесь ответить однозначно. Вот если сказать, что «России мешают русские», это значит поставить крест на России. Сразу. И присоединиться к той идиотской концепции «Республики Русь» — «Россия для русских». Это — выморочный, ублюдочный, узконационалистический и действительно нерусский подход. Российская империя — это дом сотен народов, тысяч языков, множества верований. Поэтому Россия без нерусских — не Россия.
С другой стороны, центральным народом для России является русский. Он подвергается сейчас страшному давлению, он вымирает: русских разделили на 15 кусков, и почти 30 миллионов живет за пределами России, обречено жить в других цивилизациях. Конечно же надо говорить о таджикских девочках, избиваемых цыганах, надо говорить об антикавказском настроении — обязательно. Но если при этом не говорить о трагедии русского народа, то это будет выглядеть отвратительной антирусской политикой. На этом спекулируют те, кому наплевать на проблему таджикских девочек. Потому надо говорить вообще о межнациональных отношениях в России в целом, о трагедии русского народа и в этом контексте говорить о таких вот варварских, свирепых проявлениях убиваемого русского народа. Эти антикавказские, антитаджикские настроения — не от сытой жизни, а от великой русской трагедии.
Сергей Дарькин, губернатор Приморского края «От национальной толерантности зависит и экономическое благополучие»
В Приморье просто невозможно так ставить вопрос. Исторически край заселяли выходцы из самых разных национальных уголков страны. В Приморье около 50 национально-культурных автономий, более 40 общественных организаций, созданных по национальному признаку. К слову, прошедшей осенью широко отпраздновали 140-летие массового переселения корейцев на российский Дальний Восток.
Мы все шире открываем двери для иностранцев. По экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе основной проблемой экономики региона будет недостаток трудовых ресурсов. Приморский краевой центр занятости не может закрыть вакансии на 70 тысяч рабочих мест. Практически в каждой отрасли недостаток специалистов. Особенно остро дефицит ощущается в стройиндустрии, судоремонте и сельском хозяйстве. Поэтому если в 2003 году мы дали разрешение работать на территории Приморья 10 тысячам иностранцев, то на 2005 год повысили эту цифру до 15 тысяч человек. И мы считаем, что эту квоту безболезненно для местного рынка труда можно увеличить до 30 тысяч. Теперь от национальной толерантности зависит и экономическое благополучие края.
Иван Демидов, ведущий телепрограммы «Русский взгляд» (3 канал) «Нам мешает то состояние, в котором возникают такие вопросы»
Прежде всего нам мешает то состояние, в котором у нас, русских, возникают такие вопросы. Если человек — а) человек, б) русский, в) православный, то он по определению не может задавать себе такой вопрос. Вспомните Достоевского: русский человек — это всечеловек, в противном случае он опускается до подобных мыслей. С другой стороны, нужно помнить другую мысль Федора Михайловича — о том, что, не принадлежа непосредственно и не прожив жизнь русского народа, его, народ, очень трудно понять. Это нужно помнить всем тем, с кем мы живем в России.
Елена Ханга телеведущая «Наша сила только в объединении»
Если честно, мне даже не хочется отвечать на этот вопрос. Ответ настолько очевиден, что обсуждать эту тему в России на полном серьезе даже как-то странно. Мне кажется, что сила России — в ее многонациональности, потому что каждой национальности есть что предложить. Мы себя только обезоруживаем, когда говорим: «Эта нация такая, а вот эта нация не такая». Наша сила только в объединении.
Сергей Катанандов Глава Республики Карелия «Уважайте наших женщин не меньше, чем своих»
Чем больше перемешана наша кровь, тем больше шансов, что наш народ сохранится как российский народ. Беда, что наши жители финской национальности тысячами уехали в Финляндию в 90-х годах. Надо раскрывать границы, чтобы если не вернуть их обратно, то хотя бы дать им возможность не утерять связи с Россией, Карелией.
Мы хотели бы, чтобы в Карелию приезжали люди любых национальностей, потому что у нас не хватает рабочих рук. Мы готовы вам помогать адаптироваться, готовы защищать вас, в том числе от произвола. Но в обмен на соблюдение элементарных правил. Например, у нас не принято громко орать на улице, вызывающе себя вести в общественных местах. Выходцы с юга декларируют уважение к женщинам — уважайте наших женщин не меньше, чем своих. У нас есть отрицательные примеры на эту тему.
Михаил Леонтьев обозреватель «Первого канала» «Для чего волну-то гнать?»
России, конечно, нужны нерусские, но свои — имперские, потому что Россия может существовать только как империя. А фокусы с расовыми делами в России не проходят, фокусник будет разоблачен первым с точки зрения содержания в его крови и генах чужеродных тел. Но я не исключаю, что какие-то национальные или религиозные организации могут использоваться против России. Я знаю массу чеченских организаций, которые являются антирусскими, но это не значит, что надо истреблять чеченцев, это значит, что с этими организациями надо разбираться. Для чего волну-то гнать? У меня складывается впечатление, что есть группа товарищей, которой очень хочется, чтобы к истории с монетизацией, с антироссийской истерией в западной прессе (господин Каспаров сказал же, что Путин — фашист) добавилась тема антисемитизма. Не хватает в этом супе еще этих волос. Нет здесь проблемы. Есть проблема с уличным расизмом, она серьезная, она существует везде, начиная от Америки и кончая Руандой. Но визгами она не решается.
Письма
Иначе скатимся к войне
Разговоры, что в многонациональной стране, каковой является Россия, какие-то народы или народности мешают другим, очень напоминают фашистские идеи расового превосходства арийцев над «неполноценными» нациями. Любые высказывания, что Россия — только для русских, евреи — в Израиль, татары — в Казань и т. д., надо самым решительным образом пресекать, а то мы неизбежно скатимся к гражданской войне.
Сергей Зайцев, учитель физики, г. Санкт-Петербург
Возьмем пример с животных
Вопрос «Мешают ли России нерусские?» так же абсурден, на мой взгляд, как вопрос «Мешают ли океану птицы?» Меня всегда удивляло, как животные могут совершенно спокойно жить в одной среде, не мешая друг другу и не вызывая взаимной ненависти. При том что одни охотятся на других, соперничают между собой и ведут борьбу за существование. И только люди никак не могут поделить территорию огромной Земли и на протяжении почти всей своей истории пытаются выяснить, кто из них здесь лишний.
Антонина Тарасова, студентка, г. Обнинск
Привет от Геббельса
Во время думских выборов 2003 года лидеры СПС предупреждали, что вместе с партией «Родина» легализируется национал-социализм. Многочисленные комментаторы, имевшие задание «мочить СПС», назвали это предупреждение рекламным трюком в избирательной кампании. И вот результат: из двадцати депутатов, расписавшихся в антисемитизме, 14 принадлежат партии «Родина». Привет вам от Геббельса, господа российские избиратели!
Егор Скоробогатов, Борисоглебск
У себя дома
В России самый многочисленный народ — русские. Никого не хочу обижать, но попрошу не забывать, что слова «титульная нация» — это не выдумки русофилов, а реальность. У нас и страна называется Россия, и язык государственный — русский, и доминирующая культура — русская. Так сложилось. И мы, русские, не должны давать другим народам угрожать самому существованию русской нации, захватывая наши земли, тесня нас в разнообразных сферах жизни. Я не призываю кого-либо выгонять или третировать, но я хочу, что бы мой народ жил с гордо поднятой головой у себя дома.
Никита Власов, студент МИСИ, Москва
Жители Земли
Чтобы употреблять слово «нерусские», нужно иметь точный ответ — а кто такие русские, знать набор этнических «чисто русских» черт и т. д. Традиционно «русские» изображаются на пасторальных картинках как светловолосые голубоглазые люди с добрыми прямодушными лицами. Однако не надо забывать, что пращурами тех, кто гордо говорит о себе «Я — русский!» были и хазары, и скифы, и много еще кто. А еще было татаро-монгольское иго. Постоянно происходило смешение кровей. За «чистотой породы» никто ведь не следил. Это касается почти всех народов. Думаю, в лучшем случае каждого из нас можно называть только «житель Земли». А жители Земли мешать друг другу никак не могут.
Артем Белоглазов, житель Земли
Гордость за форму носа
России не «нерусские» мешают, а те, кто это слово употребляет и занимается откровенным раздуванием межнациональной розни. А формы ее могут быть разные: кто-то призывает запретить еврейские организации, кто-то в образование вроде РНЕ вступает, а кто-то формой носа гордится. Только за всем этим обычная человеческая мерзость стоит: презрение к другому, к ближнему своему, душевная тупость и пустота. Людей образовывать надо, приучать к любви.
Екатерина Горская, филолог, Пушкино
Глупо противиться неизбежному
Взаимная ассимиляция народов — перспектива неизбежная. Противиться этому просто глупо. Конечно, любой конкретный отец, не сумевший избавиться от расовых и национальных предрассудков, может сказать своей дочери: «Ты можешь выходить замуж за своего „черного“, но видеться после этого мы будем редко. И внуков своих я едва ли буду любить». Это его личное дело. А вот делать на этом политику в XXI веке — преступно.
Юрий Пермяков, Березники
Отсутствие иммунитета
Трагедия в том, что у нас едва ли есть иммунитет против национал-социализма. Да, у нас, перенесших войну с нацистом Гитлером и геноцид национал-большевика Сталина. Мы не осознаем, что национализм — страшная болезнь. Именно он служит причиной абсолютного большинства конфликтов как в нашей стране, так и во всем мире. Нужно только понять, что это не генетическая болезнь, а инфекционная, и существует она, как правило, в благопристойном обличии патриотизма. Любовь к родине, к ее языку, ландшафтам, культуре — это просто человеческое чувство, патриотизм — политическая позиция.
Ольга Бухтиярова, Челябинск
Ответы посетителей сайта www.izvestia.ru
Филин: Конечно, мешают… прут со своим менталитетом в чужую культуру: для большинства кавказцев женщина в короткой юбке — шлюха… сбивают цены на рабочую силу… едут сюда, чтобы украсть — к примеру, половина преступлений в Москве совершается иностранцами… только я назвал бы их не нерусскими, а нероссиянами…
ЦиникS: Филин — просто гений! Половина преступлений совершается иностранцами! Значит, именно их и надо гнать из Москвы!
Только вот проблемка — вторая половина преступлений совершается россиянами, и, следуя логике, их тоже надо…
Сергей2002: Во-первых, покажите мне хоть одного чистокровного русского в России. Хоть и твердит статистика, что 83% населения в нашей стране составляет титульная нация, на самом деле каждый второй у нас — нерусский. А в Москве доля нерусских и того больше (каждый первый). А если без шуток, то куда мы без них денемся? Кто займет то огромное количество непрестижных вакансий, на которых трудятся сейчас за гроши иностранцы из ближнего зарубежья? А про демографическую угрозу тоже все забыли? Русское население сокращается не потому, что на наших улицах засилье нерусских. Лет через 20−30, смотришь, кроме нерусских в России просто некому будет работать.
Reader: У меня дочка училась в школе с этноуклоном (азербайджанским). Так вот высказывание директора школы, азербайджанки по национальности: «Эти дети гор на родном языке писать не умеют, а я должна их определять в классы согласно возрасту. Сидели бы себе в ауле, а к нам в Москву не совались». Ее относим к скинхедам?
Тойнби: Мне кажется, что атмосфера российского общества в свете фашистских выходок низов и подобных заявлений верхов становится все более зловонной. Отталкивая от себя людей, общество уменьшает их творческий потенциал и одновременно ослабляет. Н.Я. Данилевский писал, что граждане страны могут быть активными — это единицы, пассивными — это нули и озлобленными — это минусы, так что совокупная мощь должна вычисляться с учетом этих нулей и минус-единиц. Вывод, пожалуй, очевиден.
бэл: Не могу отвечать за всю Россию, но лично мне не мешают. А кое в чем и помогают: у азербайджанцев на рынке фрукты дешевле и качественнее, чем в магазинах у братьев-славян.
дервиш: Так ли уж мы вам мешаем и чем? Мои предки были приглашены в московские земли из Казанского ханства еще в незапамятные времена среди прочих искусных ремесленников: кузнецов, ювелиров и т. п. И они приняли приглашение, пришли и поделились умениями. Мы, татары (булгары), армяне, грузины, евреи и пр., живем с вами рядом сотни лет. Многие нерусские москвичи являются коренными хотя бы потому, что когда они здесь поселились, Москва еще и Москвой-то не была… И не только о Москве речь. И прописка имеется у нас, и гражданство. И родились здесь мы, и наши родители, и деды. И раскулачивали, сажали в лагеря и расстреливали нас так же, как и вас, русских. Из четырех моих дедушек (братьев) только один вернулся с войны 1941−1945 гг. Он прошел всю войну, был ранен (так и жил с осколками в руках и ногах), служил в пехоте, войну закончил в Венгрии. Награжден орденами и медалями. А закалялся он перед войной несколько лет в мордовских лагерях — студентом туда попал по 58-й статье. А родители его не доехали до Сибири, куда их отправили в теплушках после «раскулачивания», — умерли по дороге. Посмотрите в глаза своим знакомым, близким и любимым — может быть, мы, нерусские, совсем рядом с вами?
«Очень много развелось южных национальностей»
Подавляющее большинство представителей «образованного сословия» в нашей стране традиционно декларируют свою приверженность принципу толерантности и почти единодушно выступают за равноправие всех народов, населяющих Россию. То же самое говорит и власть. Однако само население (согласно переписи 2002 года, оно на 79,8% состоит из тех, кто называет себя русскими) далеко не так единодушно. Весьма значительная его часть (42% по данным Фонда аналитических программ «Экспертиза») считает, что нерусские в России имеют «слишком много власти и влияния». А каждый четвертый участник исследования, проведенного во всех семи федеральных округах, полагает, что «проживание некоторых национальных групп следует ограничить»: прежде всего среди «кавказцев» (об этом заявили 60% из 2533 опрошенных), китайцев (51%), вьетнамцев (48%), выходцев из Средней Азии (47%). Африканцы с евреями поделили 5-е место — загнать их в гетто предлагают «лишь» по 28% респондентов.
Социолог Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Елена Вовк в докладе «Чужие в чужой стране: ксенофобия и национализм в настроениях россиян» так описывает картину общественных настроений: «Как неоднократно показывали материалы дискуссионных фокус-групп, ситуацию вынужденного сосуществования с „чужими“ россияне переживают крайне болезненно. О чем бы ни шла речь, какая бы тема ни обсуждалась, при малейшей соответствующей „зацепке“ разговор легко и естественно соскальзывает на национальный вопрос, приобретая при этом весьма эмоциональную окраску. Проблему отношения к приезжим из бывших советских республик и „национальных окраин“ России обостряет то обстоятельство, что национальный вопрос в сознании россиян неразрывно переплетается со страхами, связанными с террористическими актами и Чечней». Вот лишь две характерные реплики, которые почти всегда в той или иной форме звучат на фокус-группах ФОМа:
— Я живу в Москве и вижу, что очень много развелось южных национальностей: азербайджанцы и остальные…
— А у нас русских уже не осталось — стал какой-то интернационал.
По мнению ведущего аналитика «Левада-центра» Леонида Седова, одна из главных причин неприязненного отношения к «не нашим» лежит в области материального:
— Недоброжелательные установки по отношению к нерусским подкрепляются широко распространенными представлениями о том, что 42% русских в России живут беднее, чем представители других народов, и лишь 9% полагают, что русские живут богаче других.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что общество отказывается соглашаться с необходимостью привлечения в страну мигрантов, хотя, по прогнозам Совета безопасности, без притока «свежей крови» к середине века население страны сократится почти на треть — со 143 до 100 млн человек. Только 13% россиян безоговорочно согласны с тем, что для восполнения дефицита трудовых ресурсов правительству следует стимулировать легальный въезд в страну иностранной рабочей силы.