Русская линия
Православие и современностьСвященник Василий Куценко18.09.2013 

Фундамент — Евангелие

Недавно в газете «Православная вера» (№ 14) в статье «Полюбите читать Святое Евангелие» игумена Нектария (Морозова) была затронута важная тема — значение Евангелия в жизни христианина. На эту тему можно говорить долго, но главная задача священнослужителя: помочь пришедшему в храм человеку полюбить эту Книгу. Без этой любви христианская жизнь теряет свою основу. Здание невозможно построить без прочного фундамента. Фундамент христианской жизни — евангельское слово.

Автор этих строк в течение нескольких лет ведет огласительные беседы для взрослых, желающих принять Крещение, будущих крестных и родителей. Практически на каждой беседе я задаю пришедшим людям вопрос: «Читали ли вы Святое Евангелие?». Обычно всегда находятся несколько человек, читавших Евангелие или знакомых с евангельским текстом через переложения. Практически у всех в домашней библиотеке есть Библия, или Новый Завет, или Евангелие отдельно. Кому-то главная книга Церкви досталась по наследству от бабушек и дедушек, кто-то приобрел Библию потому, что «такая книга должна быть дома». Дело остается лишь за малым — обратиться к живому слову Христа.

Запомнился разговор с человеком, готовившимся стать крестным отцом. Он сказал примерно следующее: «По роду деятельности я юрист, а без глубокого знания законодательства и понимания ответственности хорошим юристом быть нельзя. Тем более еще серьезнее нужно относиться к вещам духовным. Но знаете… я прочитал Евангелие и понял, что не могу и не готов принять для себя многое из того, что написано в нем… Как же я могу быть крестным и помогать духовному воспитанию ребенка, если я сам нуждаюсь в помощи?». Тогда меня поразила прямота и искренность этого человека. Я не хочу сказать, что остальные люди — не прямые и не искренние. Конечно нет. Просто мой собеседник понял самую важную вещь: чтобы принять Евангелие, нужно перебороть себя, преодолеть свое «я». Не случайно Крещение в православном богословии считается новым рождением, началом новой жизни.

В наше время Таинство Крещения становится «вступлением в Церковь» не только для крестившихся детей, но и для их родителей и крестных. Крещение детей совершается по вере родителей и восприемников ребенка, поэтому, выражаясь современным языком, по умолчанию подразумевается, что родители и будущие крестные являются «активными» верующими. В большинстве случаев священник наблюдает противоположную картину: очень и очень многие пришли в храм чуть ли не в первый раз. Тогда Крещение маленького человека может стать рождением для новой жизни с Богом для всей семьи, а неотъемлемой основой «нового бытия» будет семейное чтение Евангелия.

Совсем недавно, прошедшим Великим постом, я стал участником еще одного разговора. Человек пришел в храм, но не для того, чтобы стать крестным или начать путь воцерковления, а для того, чтобы… уйти из христианства. Я не могу описать подробностей разговора, поэтому приведу лишь одну фразу: «Я пришел посмотреть на Церковь и вижу, что она не для меня, мне здесь нечего делать…». Мы говорили долго и о многом. В итоге с большим «скрежетом» мой собеседник согласился перед «уходом» почитать Евангелие. Когда через некоторое время я снова вышел в придел, в котором обычно совершается исповедь, то узнал моего собеседника: он сидел на скамье и читал. Подойдя к нему, я увидел совершенно изменившееся лицо и услышал слова: «Я не знал, что в Евангелии такое написано… Я не думал, что это так важно. Я буду читать и дальше». После этого я его больше не встречал, но у меня есть уверенность, что евангельские слова что-то изменили в душе того человека.

В Священном Писании Нового Завета есть поразительные примеры обращения ко Христу, причем обращения из такого состояния, когда для человека, казалось бы, уже нет возможности что-то изменить. Мытарь Матфей, сидевший у «сбора пошлин», услышал призывающие слова Господа: Следуй за Мною (Мф. 9, 9) и стал апостолом, евангелистом. Что же здесь странного? Христос позвал его — и он пошел. Если немножко глубже всмотреться в Евангелие, то можно понять, что призвание Матфея-мытаря — настоящее чудо. Сборщик податей, ненавидимый своими соплеменниками — неслучайно слово «мытарь» было практически синонимом слова «грешник», решает вдруг оставить все, изменить привычный ход жизни и стать учеником Христа, стать проповедником благой вести.

Другой пример — апостол Павел. Фарисей, проведший юность «у ног» одного из самых видных и авторитетных учителей, одобрявший преследования и убийства христиан, по дороге в Дамаск изменяет свою жизнь в совершенно противоположную сторону. Поэтому Церковь знает не гонителя христиан Савла, а первоверховного апостола Павла, автора четырнадцати посланий, вошедших в Новый Завет.

Есть и еще пример, уже совсем близкий к нашему времени. Известный православный писатель, проповедник, миссионер — митрополит Антоний Сурожский. Будучи четырнадцатилетним юношей, в 1928 году Андрей Блум (так звали в миру владыку Антония) попал на лекцию очень известного тогда богослова и философа протоиерея Сергия Булгакова. Лекция отца Сергия возымела на сердце юноши обратный эффект: если христианство именно такое, то лучше расстаться с хрис­тианством навсегда,?— решил для себя Андрей. Но перед тем как отказаться от непонравившегося христианства, Андрей вознамерился прочитать Евангелие с целью убедиться, что первоисточник христианской веры ничуть не лучше, чем его переложение в лекции известного богослова. Закончив читать Евангелие от Марка, Андрей Блум почувствовал присутствие рядом с собой Того, о Ком проповедовал апостол и евангелист Марк.

Христианин читает Евангелие не для того, чтобы просто знать его содержание, но для того, чтобы соотнести с евангельским мерилом свою собственную жизнь. Живем ли мы так, чтобы по слову Христа люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16)? Сильна ли наша вера настолько, чтобы вместе с апостолом Петром воскликнуть: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16)? В этих словах не просто признание Божест­венности. Исповедовать Христа как Бога — значит свидетельствовать о Его Божественности своей собственной жизнью. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35),?— говорит Господь Иисус Христос.

Любовь не дается автоматически, не покупается за деньги. Любовь в евангельском смысле возможна только во Христе и со Христом. Осуществиться это может только одним способом: нужно любить Евангелие, нужно жить им. И тогда место нашего «я» займет Христос, сомнения рассеются, а любовь будет настолько сильной, что уже никто не сможет ее отнять.

Газета «Православная вера» № 17 (493)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−09−17−23−45−00-fundament


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru