Русская линия
Православная ОсетияАрхиепископ Владикавказский и Аланский Зосима (Остапенко)18.09.2013 

Любовь — это не эмоции и чувства, а образ и правило жизни

Интервью архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы корреспонденту журнала «Город» Залине Караевой.

Я шла на встречу с Владыкой Зосимой, архиепископом Владикавказским и Аланским, настроившись на серьезный разговор, готовая задавать «острые» вопросы. С нетерпением прокручивая в голове возможные варианты ответов, старалась предугадать возможные попытки «уйти» от прямого разговора. Оказалось, напрасно. Ни один вопрос не остался без внимания, терпеливо, спокойно и очень подробно Владыка отвечал на все без исключения вопросы. Меня ждала незабываемая беседа, мы говорили о роли церкви в жизни государства, о политике, о строительстве цементного завода, о неблагочестивом поведении людей, о религии, вере и многом другом, это была беседа со священником, которая оправдала все самые добрые надежды, это был разговор о любви…

В преамбуле нашего разговора хочу сказать, что у общества есть потребность в христианском просвещении. Люди требуют досконального, ясного и четкого ответа на поставленные вопросы. Там, где этого нет, все обрастает всяческими слухами и «сорняками». Поэтому необходимо получать информацию из первых рук, чтобы люди знали позицию Церкви, нашу точку зрения на проблемы и вызовы современного мира. Когда у людей нет знаний о христианстве, они могут получать ложные сведения со стороны, которые приводят к сомнениям, а затем увлекают в иные религии или секты. Вот почему я часто говорю о необходимости выхода на аудиторию не только церковную. Так что я рад нашей встрече и возможности поговорить на наболевшие темы.

— Вы являетесь представителем Русской Православной Церкви в Осетии. Ваше личное мнение может отличаться от мнения Русской Церкви?

— Выступая от имени Церкви, от имени Архиерейского Собора, я не могу высказывать нечто отличное от принятого Церковью и, разумеется, я не могу говорить вопреки догматам.

При этом я могу быть несогласен с какими-то решениями Священного Синода по конкретным частным вопросам, например по кадровым перестановкам и т. п. — в подобных случаях у меня, как и у каждого человека, могут быть собственное мнение и собственная позиция.

Святой апостол Павел пишет, что разномыслие необходимо, чтобы выявлялись искуснейшие. Однако, выражая свои мысли, необходимо помнить, что они не должны приводить к ожесточению в спорах и порождать всеуничтожающую злобу. Мы должны говорить с позиции любви, смирения и христианского благочестия. Любовь — это не эмоции и чувства, а образ и правило жизни.

— Как Вы оцениваете уровень религиозной грамотности в нашей республике? Например, в праздник Крещения, когда огромное количество людей съезжается в ущелье Фиагдона, некоторые из приехавших движимы не верой, а модой и ведут себя не слишком благочестиво…

— Религиозное образование — та же школа, где бывают ученики хорошие и не очень. Люди приходят, и мы этому рады. Если их число возрастает из года в год, значит, в этом что-то есть. Как говорят арабы, к пустому колодцу люди не ходят. Именно Божья благодать, действие Святого Духа приводит людей в Церковь. При этом в Церкви, как и везде, встречаются люди разные — по уровню культуры, воспитания, духовно-нравственного состояния; и приходят они разными путями. Одни ищут Бога, стремятся найти верный путь, получить ответы на свои вопросы. Другие приходят, сами себе не отдавая отчета в том, зачем пришли. Но в одном можно быть уверенными: людей в Церковь приводит не мода, которая, как известно, быстро меняется. Если приходят — значит ведомы желанием постичь Бога, а уж насколько это получится, зависит от каждого конкретного человека.

В Евангелии есть притча о сеятеле, посеявшем семя на четырех разных видах почвы (Мф. 13:3−8). Семена, упавшие при дороге, склевали птицы. Семя, оказавшееся на тонком слое почвы, на каменистом основании, быстро взошло, но не имело корня, — солнце опалило его, и оно засохло. На земле, заросшей терниями, семя тоже взошло, но тернии заглушили его, а на доброй земле семя взошло и принесло плод — одно во сто крат, иное в шестьдесят, иное в тридцать. Так и в Церкви мы видим совершенно разные категории людей. У кого-то сердце доброе, у кого-то каменное, а кто-то лишь в начале пути. Но жизнь идет вперед, и эта дорога может привести к добру, а камни и тернии могут сделаться плодородной почвой — благодатью Святого Духа и верой человека. Если человек пришел — это уже хорошо. На Крещение приезжает все больше людей — в этом есть Божья сила, Божья благодать. А уж кто как будет вслушиваться в Слово Божие, — так тот и получит.

— Значит, если кто-то принимает решение не ходить в церковь на Крещение, чтобы не видеть, как некоторые ведут себя в светлый праздник, то этот человек неправ больше, чем те, кто позволяет себе проявлять невежество?

— Нет, просто это выбор каждого человека. Христос не дозволяет нам вершить суд над ближним. Видишь, что человек заблуждается, — не суди, а помолись за него: «Господи, помоги ему, вразуми». Выражая недовольство поведением другого человека, вы проявляете свою гордыню. Не можете не осуждать, не можете усмирить гордыню — лучше не ходите, дабы не соблазняться и не грешить. Но лучше всего устремить свой взор на хорошее, доброе, светлое, благодатное, и молиться за тех, кто хромает на оба колена.

Я часто в проповедях напоминаю, что Христос не к праведникам пришел — Его окружали блудницы, грешники, и многие отрекались от Него. Но ведь здоровые в докторе не нуждаются. Так что прежде чем судить, вспомните слова молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи, дай мне зреть мои согрешения». Загляните в себя, посмотрите, что в вас и с каких позиций вы судите, ведь если нами руководит гордыня, то и суд будет несправедливым.

— Часто можно услышать, что некоторые священники бывают резки, делают грубые замечания. Как бы Вы прокомментировали такие рассказы?

— Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь — звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Священник, который ведет себя подобным образом, не имеет любви в сердце. К сожалению, среди духовенства встречаются люди малообразованные, с невысоким культурным уровнем. Но и к таким мы должны относиться с любовью, молиться за них и не обижаться. Рано или поздно сердце батюшки дрогнет, после вашей молитвы он смягчится и скажет: «Не прав я был, прости меня, Господи, и вы простите!»

— Какие ключевые социальные функции сегодня возложены на Русскую Православную Церковь?

— Нам Господь дал две основные заповеди: возлюби Господа Бога и возлюби ближнего своего как самого себя (Мф. 22:37−39). Социальное служение предполагает деятельную любовь. Любовь не может быть чем-то мертвым, застывшим, — она должна проявляться постоянно, в любых обстоятельствах. Сегодня Церковь по мере сил участвует в делах благотворительности, помогает нуждающимся, больным, обездоленным — мы обязаны делать это в соответствии со словом Божьим.

— Как-то слышала из уст священника: «Истинно верующий не может терпимо относиться к другой религии». Как Вы относитесь к этим словам?

— Такой подход категорически неверен. Мы с Вами уже говорили о любви. А в любви нет нетерпимости — мы можем ненавидеть только порок и зло.

Я родился в Казахстане, где самая распространенная религия — ислам, но не помню, чтобы эту религию мне кто-то навязывал. Среди окружавших меня людей было много мусульман, но моя вера никогда не становилось камнем преткновения. Есть у меня друзья среди мусульманского духовенства, с которыми я знаком уже много лет. Я посещал Индию и был поражен тем, как люди на улице при виде священника складывают руки, кланяются, улыбаются, подводят детей под благословение. Их абсолютно не смущало то, что мы принадлежим к разным религиям.

— Есть мнение, что протестантизм сделал западного человека трудолюбивым, деятельным, в значительной мере определив формирование западной модели общественного устройства. Как Православие отразилось на жителе России? Какую модель развития стремится заложить в человека Православная Церковь?

— Возможно, протестантизм внес положительные моменты — в материальном смысле — в общественную жизнь некоторых стран, но в в то же время духовно выхолостил церкви Запада. Приходится констатировать, что сегодня Западная Европа и Северная Америка вступили в постхристианскую эпоху. Люди отказываются не только от участия в церковных таинствах, но и от всякого духовного делания; христианство рассматривается как нечто безнадежно устаревшее и уже не имеющее права на существование. Протестантские молельни опустели. Здесь стало холодно и пусто, образовавшийся вакуум заполняется различными восточными религиями; с катастрофической скоростью образуются всевозможные секты.

Однако Православная Церковь, основанная две тысячи лет назад, пережила империи, переселения народов, революции, и пребывает до скончания века, по слову Христа. Православие всегда требует движения, размышления, поиска ответов на вопросы. Человек в своем духовном развитии должен постоянно развиваться. Догматы веры — не застывшие понятия. Это непререкаемые истины, к которым мы должны двигаться. Для этого необходима проповедь на понятном всем языке. Христианство — это путь, а совершенству нет предела.

— Как же Вы тогда можете пояснить фразу: «Веруй, но не умствуй»?

— Мы не в силах познать абсолютно все. Иногда необходимо положить палец на уста и умолкнуть — подобно тому, как на иконах изображается Иоанн Богослов. Если человек искренен, он будет знать, где тот предел, за который его ум заглянуть уже не может и где следует принимать на веру свидетельство тех, кто обладает духовным видением. Искреннему ученику Господь даст духовный разум и покажет, кому можно верить. В том, чтобы понять непостижимость некоторых вещей, тоже заключается путь к Богу.

— Лев Толстой в размышлениях о русской религиозности отмечал, что языческая вера в одухотворенность предмета перешла в русское Православие и не была искоренена. В письме Синоду он так и писал: «Если бы Он (Христос) пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то он…, наверное, выкинул бы все эти ужасные… кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей бога и его учение…».

— Лев Толстой поставил себя на место Христа, что и привело к большой трагедии в его жизни.

В Церкви Божьей, что бы ни говорили Лев Толстой или сектанты, мы поклоняемся только Богу — Отцу и Сыну и Святому Духу. Мы почитаем иконы, но не поклоняемся им. А Дух Святой может действовать и через материальные предметы, как о том нам неоднократно свидетельствует и Писание, и Предание Церкви. Мы знаем много случаев того, как тело человека, стяжавшего при жизни Дух Святой, становится нетленным, а иногда и благоточит миром. В этом теле Дух Святой, и мы почитаем святые мощи. Но это Божий дар, и поклоняемся мы только Богу.

— Известно, что Федор Шаляпин перед исполнением партии Мефистофеля исповедовался и причащался. В связи с этим можно отметить, что такие люди, как врачи, юристы, актеры, бывают вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности вопреки канонам Православной Церкви. Как Вы считаете, может ли православный христианин быть хорошим юристом или врачом?

— Никогда не сей с сатаной. Никогда не заигрывай с силами зла. Федор Иванович действительно причащался, чтобы его не коснулась эта злая сила. В связи с этим можно с горечью вспомнить о навязанном нам праздновании Хэллоуина. Это тоже заигрывание с сатаной, но, увы, молодежь не понимает, как эта нечисть может довести человека до безумия.

Если человек избирал профессию юриста, он обязан быть справедливым. Не отказываться, не трусить, не бояться, но стоять твердо на страже закона. А начало премудрости — страх Божий (Сир. 1:15). Мы боимся огорчить родителей? Так же мы должны бояться огорчить Бога. А в остальном — идите вперед с упованием на Бога, с молитвой, и ничего не бойтесь.

— Андрей Кончаловский писал: «Дело „Пусси райот“, которое в любой европейской стране могло бы пройти незаметно, приобрело в России невообразимые для современного европейца масштабы, которые можно сравнить лишь с реакцией мусульманских стран на попытки „иноверцев“ нарушить неприкосновенность Корана». Как Вы можете объяснить подобную реакцию в обществе на действия девушек?

— Слишком много шума вокруг этой истории, и думаю, что на этот шум организаторы и рассчитывали. Но, по слову апостола Павла, «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Наши храмы рушились, святыни осквернялись, но Бог есть Бог, Православная Церковь не исчезла. То, что сделали эти люди, — отвратительно. Но и к ним мы должны относиться с любовью. Как бы низко человек ни пал, его надо простить и за него надо молиться. Потому что человек создан по образу Божьему, и судить каждого будет Бог.

— Из истории известен эпизод, когда Василий Блаженный зазывает к себе в Великий пост царя Ивана Грозного и угощает его сырым мясом. Царь, увидев мясо, с возмущением говорит: «Я христианин и в пост мяса не ем!» На что блаженный возражает: «А кровь христианскую пьешь!», после чего Иван Грозный приказывает остановить казни. Может ли сегодня РПЦ так разговаривать с властью?

— Так и говорит. В Социальной концепции Русской Православной Церкви четко сказано, что мы помогаем власти до тех пор, пока она заботится о благополучии народа. А если власть пойдет путем насилия, Церковь поступит по примеру Василия Блаженного.

— Вспомните огромные очереди к поясу Богородицы в Храм Христа Спасителя и отдельный вход для VIP-персон, к которому подъезжали лимузины. Чиновники, в недавнем прошлом активные коммунисты, с сосредоточенным видом ныряли под священную реликвию, в обход общей очереди…

— Чиновник — человек занятой. Я, будучи человеком верующим, стоя в очереди, никогда не обращаю внимание на других. Кто на какой машине приехал — мне не интересно. Я не за этим пришел. Многие чиновники честно трудятся для нас и нашего блага. А то, что они, в недавнем прошлом коммунисты, пришли в Церковь и в Бога уверовали, должно нас радовать.

— Острую реакцию многих жителей республики вызвал план строительства цементного завода в Алагирском ущелье. В числе протестующих были и сестры Аланского Богоявленского женского монастыря. Как Вы считаете, должна ли Церковь участвовать в такого рода конфликтах?

— Церковь не может не выступать за мир и гражданское согласие. Конфликты разделяют людей, делают наше общество слабее.

Давать экспертную оценку экологической безопасности того или иного производства — дело не Церкви, а профильных специалистов. В то же время мы, безусловно, не можем не разделять обеспокоенность граждан проблемами экологии. Нельзя наращивать производство в ущерб здоровью людей, особенно подрастающего поколения. Надеюсь, что диалог государства, крупного бизнеса и общественности позволит найти компромиссные решения. Развитие экономики республики и повышение уровня жизни людей — жизненно важная задача, но необходим серьезный экспертный анализ возможных рисков. Тем самым удастся устранить основания для разного рода страхов, связанных с экологической составляющей.

— Многие, критикуя Церковь, говорят, что ее роль сведена к функциям госкомитета по идеологии. Есть также мнение, что «Русская Православная Церковь будет поддерживать любое сильное государство, так как только при сильном государстве может существовать Православная Церковь». Вы с этим согласны?

— Нет, Церковь будет существовать при любом государственном режиме. Мы не хотим быть зависимыми и не хотим пребывать в чьих-то удушающих объятиях. От Петра I до 1917 года в Церкви не было патриаршества. Сегодня Церковь абсолютно автономна, развивается самостоятельно и не зависит от политики, что очень хорошо. Сращивание Церкви с государством — это миф. Мы соглашаемся с государством, когда оно действует во благо, но если надо, Церковь четко говорит: «Это неправильно». Задача и Церкви, и государства — служить благу людей, и в этом смысле функции у нас схожие.

http://www.blagos.ru/vse-novosti/item/1699-arxiepiskop-zosima-xristianstvo-%E2%80%94-eto-put-a-sovershenstvu-net-predela


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru