Вятский край | 14.09.2013 |
— Владыко, 14 сентября наступает церковное новолетие. Уместно ли подвести некоторые итоги, сказать о том важном, что было в минувшем церковном году, и, немного заглянув в будущее, сказать о том, какие важные события в православной жизни Вятки ждут нас в ближайшее время?
- Главное событие, которое произошло, — это образование на территории нашей с вами области еще двух епархий — Уржумской и Яранской. Это позволяет более направленно, более внимательно организовывать и вести духовную жизнь, заниматься восстановлением храмов. Это улучшает управляемость приходов: скажем, даже если служить каждый день или через день, охватить 210 приходов архиерею достаточно сложно, всё равно за год все их не объедешь. Но самое главное — это организация жизни духовной. Потому что у каждого времени свое место для подвига. Было время и исповедничества, было время столпничества, было время, когда отстаивали чистоту Церкви, было время, когда защищали Святую Русь, земное Отечество. На наши плечи ложится ответственность за возрождение духовной жизни и возрождение храмов, это накладывает определенный отпечаток. Что касается событий, которые предстоят, коротко сообщу о том, что до конца нынешнего календарного года к нам с вами прибудет несколько икон с мощами. Уже 15 сентября в Успенском соборе Трифонова монастыря мы будем встречать икону Блаженной Матроны Московской с частицей мощей этой старицы. Обрящем мы и такую святыню, как икона с частицей мощей Марии Магдалины. Думаю, что прибудут к нам образ с частицей мощей Феодора Феодоровича Ушакова и икона Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Все эти святыни побывают в разных городах и весях земли Вятской. В первую очередь, конечно, в областном центре, в столице Вятского края, а затем в Слободском, Кирово-Чепецке, Советске, Орлове, Кикнуре.
— Некоторое время назад в Вятке ожидали визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Можно ли ожидать приезда Его Святейшества в обозримом будущем?
- Ожидать можно и необходимо. Но помимо ожиданий нужно что-то для этого сделать, должным образом к этому подготовиться. В свое время, когда святейший патриарх Кирилл был еще митрополитом и возглавлял отдел внешних церковных связей, он посещал Вятскую землю. Хотелось бы, чтобы во время нового его визита и мы что-то новое Его Святейшеству показали. Показали возрождающиеся храмы и другие результаты нашего труда по укреплению епархий, возрождению наших святынь. Для этого нужно хорошо и серьезно потрудиться. Не просто говорить о наших корнях, традициях и культурном наследии, но приложить свой труд к их возрождению.
— В сентябре у Вас две даты — день рождения и хиротония во епископа. Какая из них для Вас важнее?
- Если бы не родился, не был бы возведен в священный сан. Но в настоящее время самое важное — это служение, на которое поставлен. Вообще, священническое служение вбирает в себя все. Потому что нужно в первую очередь заботиться о попечении душ человеческих, духовно просвещать их.
И в то же время надлежит заботиться и о внешней составляющей: о реставрации храмов, их внутреннего убранства. Ведь все взаимосвязано. Как устроены и в каком состоянии находятся сами святыни, в таком состоянии пребывают и наши души. Поэтому я не разделяю внешнее делание и внутреннее делание. Потому что внешнее — это проявление внутреннего. И связываю возрождение наших с вами святынь с возрождением наших душ. А храмы, которые нас окружают, свидетельствуют, в каком внутреннем состоянии мы с вами находимся.
— Первые дни сентября ознаменовались также началом учебного года в Вятском духовном училище, в Вятской православной гимназии имени святого преподобного Трифона Вятского, был объявлен набор в воскресные школы при вятских храмах. Какие задачи Вы ставите перед этими православными учебными заведениями? И когда можно ожидать начала учебного года в Вятской духовной семинарии в корпусах возвращенных Вятской митрополии зданий бывшего КВАТУ?
- Работа по возвращению Церкви Вятской духовной семинарии продолжается. Приказ министра обороны имеется, в настоящее время подписываются документы, которые необходимы для передачи зданий. Возрождение Вятской духовной семинарии — это первоочередная задача. Потому что выпускники Вятской духовной семинарии будут преподавать и в православной гимназии, и в воскресных школах, пойдут они и в общеобразовательные заведения. И будущее я связываю с возрождением духовных школ. Потому что священнику, прежде чем что-то преподать прихожанам и учащимся, надлежит это иметь. Он должен не только приобрести внешние знания, но и получить начальный духовный опыт. Конечно же, все это возможно в стенах духовных школ на протяжении четырех-пяти лет обучения. И когда я прибыл к месту служения в Вятскую епархию, то перед Вятским духовным училищем поставил задачу давать не просто знания, но и первый духовный опыт, который будет востребован.
Конечно, в корпусах будущей Вятской духовной семинарии предстоят серьезные реставрационные работы, потому что здания приведены в аварийное состояние, и средств для их восстановления потребуется много. Но нужно не просто восстановить стены — эта задача, в принципе, решаемая. Необходимо наполнить эти стены содержанием. Очень важно, в какой атмосфере станут воспитываться будущие пастыри, в какой среде происходит их формирование. Поэтому внешний быт и внутреннюю духовную жизнь в семинарии следует наладить таким образом, чтобы воспитанники и семинаристы, воспитываясь в этих стенах, воспринимали духовный опыт и традиции, которые потом будут передаваться прихожанам.
— Хотел бы еще уточнить: икона Матроны Московской с частицей мощей блаженной старицы — это одна из икон, которые хранятся в Покровском монастыре Москвы, или святыня из другого региона?
- Нет. Это другая икона, и у нее своя история. Когда блаженную Матрону прославляли, я уже был в сане епископа, принимал участие в работе собора по ее прославлению. И всем архиереям на том соборе были вручены иконы с частицей мощей этой подвижницы. Так как Матрону Московскую на Вятской земле очень и очень почитают, хотелось бы иметь в одном из центральных храмов ее образ. Поэтому мы написали новую икону блаженной старицы и частицу мощей из той, что была передана на соборе прославления Матроны Московской, вложили туда. Эта икона и прибудет в Трифонов монастырь 15 сентября, а затем побывает в Слободском, Кирово-Чепецке, Орлове, Кикнуре, Советске. Чтобы люди, которые не могут одолевать большие расстояния, получили возможность приложиться к святыне там, где они живут.
— И еще один вопрос о святынях, но уже вятских. Летом нынешнего года в слободской Христорождественский монастырь была возвращена чудотворная икона «В скорбех и печалех утешение», и почти сразу же ее представили для поклонения в Успенском Трифоновом монастыре богоспасаемой Вятки. Возможны ли еще подобные путешествия в Вятку чтимых в храмах Уржумской и Яранской епархий икон? Скажем, из села Юрьево Котельничского района, где в местном храме Ильи-пророка есть чудотворный список с Афонской иконы «Достойно есть»..
- Все это, конечно, возможно. Но я думаю, к этим святыням у нас с вами есть возможность приехать. Епархия у нас не такая большая, и паломническая служба работает.
— Недавно Вы совершали архиерейское богослужение в Никольском храме в селе Шестаково Слободского района. Насколько Вы удовлетворены ходом восстановительных работ там, лучше ли там идут дела по сравнению с другими возрождаемыми на Вятке храмами или монастырями?
- У меня особое отношение к храму Святителя Николая в Шестакове. И самого этого святого очень почитаю, потому что еще в юности от святителя Николая я получил большое утешение. И здесь, на Вятской земле, получил утешение от святителя Николая. Мы приехали в Шестаково, поговорили с главой местной администрации, и в самое ближайшее время храм был возвращен епархии. Направил на служение и возрождение духовной жизни в село Шестаково отца Иова, я очень рад этому. Во-первых, сразу же возобновились богослужения, народ Божий стал туда притекать. Отец Иов — добрый священник, у него есть духовные чада, которые помогают в служении. Начались восстановительные работы, оформлены документы как на храм, так и на сохранившийся церковный дом. Завершилась работа по оформлению земли. Сейчас, когда идут реставрационные работы внутри храма и все наносное убирается, храм начинает раскрываться. Интересный по архитектуре, светлый и радостный, он стоит на берегу Вятки и красиво смотрится отовсюду. А когда будет увенчан крестами и купола будут восстановлены, я уверен, что он еще больше украсит село Шестаково.
— 500 тысяч рублей из средств Вятской митрополии перечислено в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Что-то еще Вятская митрополия может сделать для православных в этом регионе?
- Митрополия живет за счет пожертвований от прихожан, и мы поставлены разумно этими пожертвованиями распоряжаться, управлять ими. И помощь Дальнему Востоку — это наш общий вклад, наши с вами пожертвования. К сожалению, масштаб бедствия не все осознают. Если в Хабаровском крае 126 населенных пунктов, а из них 65 затоплены, вы представьте себе, какая это огромная часть региона. И это только по одному Хабаровскому краю, а еще Амурская область, Еврейская автономная область затронуты. Словом, масштаб бедствия достаточно велик. И уже в минувшее воскресенье в дополнение к перечисленному по благословению святейшего патриарха Кирилла в храмах было зачитано его послание и был объявлен сбор пожертвований для людей, пострадавших от наводнения. Эти пожертвованные средства будут направлены в ассоциацию по Забайкалью и Дальнему Востоку. Как местная власть посчитает их нужным использовать, так оно и будет.
— Управление Вятской епархией чем-то отличается от управления Вятской митрополией?
- К сказанному ранее добавлю, что появилась возможность сконцентрировать внимание на проблемах, которые сосредоточены в нашей епархии. Проще и легче решать вопросы Уржумской и Яранской епархий. Потому что архиереи находятся непосредственно на месте служения в своих городах и более оперативно решают вопросы. Конечно, одно дело — заниматься самой епархией, а другое — митрополией. Но у нас есть общие задачи, которые нужно решать. Насколько это сейчас удается, не мне судить.
— Вы увлекаетесь фотографией, владеете приемами рукопашного боя. Остается время для этих увлечений, для того, чтобы делиться накопленным опытом с другими во славу Божию?
- Любой опыт может быть востребован, и делиться нужно с теми людьми, кому это необходимо. Но это не самоцель. Главное делание моей жизни — служение Церкви и Богу. Спаситель сказал: «Положи душу за други своя», и я стал на путь именно церковного служения. Все остальное — второстепенное, прилагательное, которое, может быть, в какое-то время послужило моему формированию. Другое дело, если бы вы спросили: «Можно ли появляться священнику на спортивных площадках, где люди занимаются тем или иным видом боевых искусств?»
— И что бы Вы ответили?
- Думаю, это уместно. Спаситель сказал: «Пойдите и научите все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И воинов Спаситель ставил в пример для подражания. Всякий человек нуждается в духовном окормлении, и люди, которым надлежит защищать ближних, тоже нуждаются в таком окормлении. Поэтому нахождение или пребывание священника среди этих людей является также отражением нашего служения, нашей обязанности. А если им нужен опыт, который есть у нас, они могут свои вопросы задать и получить на них ответы.
— Какие вопросы Вам чаще всего задавали в пору начала Вашего служения, какие задают теперь, когда Вы уже в сане митрополита? Что больше всего заботит простых прихожан, о чем болит душа вятского пастыря на Вятской земле?
- Наверное, вопросов мне много не задавали, люди присматривались, что и как мы будем делать. О чем болит душа? Хочется восстановить как можно больше храмов. Потому что восстановление храмов, повторюсь, связываю прежде всего с возрождением жизни духовной как общества, так и отдельной личности. На это направлены наше служение и все помыслы. Возьмем очень показательный, простой пример. Икона Святителя Николая Великорецкого из Серафимовского храма была перенесена в надвратную Никольскую церковь, где и находится в настоящее время. В надвратном Никольском храме восстановились богослужения, по четвергам перед нашей общей святыней мы совершаем акафистное пение во время вечернего богослужения. На первые службы приходило 10 — 15 человек, ныне храм полностью заполнен. Значит, в нашей жизни что-то меняется, в нашей жизни есть место для Бога. А если есть место для Бога, то в таком устроении находится и душа человеческая. Тем более что по заполняемости храмов мы и видим, что людей, в чьем сердце есть место для Бога и для ближнего, становится больше.
Николай ПЕРЕСТОРОНИН, «Вятский край»