Православие и современность | Священник Максим Плякин, Валерий Теплов | 13.09.2013 |
Мы продолжаем рассказывать о людях, пострадавших за веру, о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о тех, кто вошел в Собор Саратовских святых. Ниже — жизнеописание священномученика Сергия Кудрявцева.
В 1937 году, когда в городе Хвалынске оставался только один действующий храм — Трехсвятительская церковь на кладбище, незадолго перед тем открытая вновь благодаря усилиям верующих, когда Казанский собор начали разбирать на кирпичи, член церковного совета и сторож храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Яков Сергеевич Сергуненков вместе с членами церковного совета Екатериной и Верой Мартыновыми стали хлопотать об открытии этой церкви. Еще весной 1931 года с нее были сняты и отправлены на переплавку колокола, затем решением горсовета храм был закрыт и отдан под клуб Союзу пищевиков. В 1936 году в церкви устроили зернохранилище, которое с перерывом размещалось там до окончания Великой Отечественной войны. Перерыв — это именно то время, когда верующим удалось добиться возобновления богослужений.
По поручению верующих Яков Сергеевич и Мартыновы ходили с этой целью в городской совет Хвалынска. Вероятно, им было указано на отсутствие священника, который бы мог служить в этом храме в случае его открытия. Чтобы найти священника в Крестовоздвиженский храм 74-летний старец Я. С. Сергуненков ездил в октябре 1937 года в Москву (до этого он безрезультатно ездил в Вольск и Саратов), где познакомился с протоиереем Сергием Кудрявцевым, имевшим уже, видимо, намерение переехать в Саратовскую епархию.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя настоятеля Крестовоздвиженского храма города Хвалынска протоиерея Сергия Кудрявцева включено в состав Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. 29 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священномученик Сергий внесен в список Собора Саратовских святых.
Священномученик Сергий родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне в Щелковском районе Московской области). Он был вторым ребенком псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Димитрия Федоровича Кудрявцева. В семье Кудрявцевых, кроме Сергея, было еще трое детей: сыновья Николай и Алексей и дочь Мария.
Сергей Дмитриевич — не единственный из этой семьи, пострадавший за Христа. Его старший брат Николай Дмитриевич родился в 1876 году. В 1911 году был рукоположен во диакона, год спустя — во иерея. В 1930 году был отправлен в ссылку в Северный край. Последний раз отец Николай был арестован 19 апреля 1937 года в селе Строилово Демянского района Ленинградской области. 20 сентября 1937 года Особая тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Четыре дня спустя иерей Николай взошел на свою Голгофу.
Мария Дмитриевна Кудрявцева родилась в 1882 году. В 1902 году она вышла замуж за выпускника Перервинского духовного училища Михаила Михайловича Никологорского. В 1920 году Михаил Никологорский принял священный сан. 5 декабря 1937 года был арестован и 7 декабря тройкой НКВД приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 2 марта 1938 года он погиб в лагерях Беломорканала. Иерей Михаил и его двоюродный брат, протоиерей Алексий Никологорский, казненный 27 ноября 1937 года в ржевской тюрьме, прославлены Православной Церковью в лике святых новомучеников Российских.
О судьбе младшего брата святого Сергия, Алексея Дмитриевича, известно только то, что в 1937 году он был жив и работал бухгалтером в совхозе на станции Ногинская на Северном Кавказе.
Придя в возраст, Сергей Дмитриевич поступил в Московскую духовную семинарию. В 1902 году он был уволен из 5-го класса семинарии, после чего состоял помощником учителя в Воскресенской, на Шоше, церковно-приходской школе, Клинского уезда; а затем перемещен на должность учителя в Ермолинскую церковно-приходскую школу. В 1904 году он сочетался браком с девицей Екатериной Ивановной Павловой. Жена отца Сергия происходила из крестьянской семьи. Венчание было совершено в Богоявленском храме, что в Елохове. У супругов родилось четверо детей: дочь Ольга (род. в 1909 году) и сыновья Борис (род. в 1912-м, пропал без вести в октябре 1941 года), Николай и Василий1. В 1905 году Сергей Кудрявцев был определен на вакансию псаломщика в погост Нерский Бронницкого уезда Московской губернии, а в 1908 году рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискино Богородского уезда.
Член Московской Духовной консистории протоиерей Сергий Модестов в 1911 году, когда решался вопрос об иерейской хиротонии Сергия Кудрявцева, записал в его характеристике: «Поведения весьма хорошего».
19 июня 1911 года диакон Сергий был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискино, в котором служил диаконом. На его место во диакона был рукоположен его родной брат Николай. Иерейскую хиротонию святого Сергия совершил приснопамятный владыка Трифон (Туркестанов; †1934), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 26 июля, по прохождении отцом Сергием священнической практики, священномученик Владимир, митрополит Московский и Коломенский (†1918), выдал ему ставленническую грамоту.
С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией отец Сергий был направлен на фронт. К приходскому служению он вернулся в 1916 году, получив назначение в Космо-Дамиановскую церковь села Кузьмино Серпуховского уезда Московской губернии. Судя по метрическим книгам, январь и начало февраля 1919 года отец Сергий отсутствовал на приходе. Учитывая его слова на допросе в 1937 году, что он «служил в Красной Армии в 1917 или 1918 году», можно предположить, что в эти годы священник отбывал армейскую повинность, то есть был принудительно мобилизован красными.
С 1924 года отец Сергий состоял священником при Успенской церкви села Шматова Серпуховского округа Московской области. О служении в Шматове отец Сергий позже вспоминал так: «..в год получал всего доходу 350 р<ублей>, кроме этого прихожане, зная свой приход, его несостоятельность, давали кроме этого дохода еще и продовольствие муки в год пудов 15−20 и картофелю мер 30−40».
В 1930 году община верующих села Анискино испрашивает на служение в местном приходе своего прежнего священника, и с 25 июля отец Сергий становится настоятелем Богородице-Рождественского храма. Кроме самого села Анискино, к приходу отца Сергия относились селения Городищи (в нем располагался второй храм прихода) и Леониха, суконная фабрика Свердлова, фабричный поселок и местечки Кашинцево и Лукино.
Около 1934 года отец Сергий, попав под действие «указа о 101-м километре», переезжает в город Киржач Ивановской промышленной области (ныне во Владимирской области). Вполне вероятно, что он познакомился там с приснопамятным владыкой Николаем (Парфёновым; †1939), епископом Аткарским, викарием Саратовской епархии, отбывавшим в Киржаче очередную ссылку. Мы можем лишь предполагать, что произошло в Киржаче, но, наверное, под влиянием прозорливого старца-святителя отец Сергий принимает решение ходатайствовать о переводе в Саратовскую епархию, где были духовные чада епископа Николая; именно им владыка Николай мог рекомендовать отца Сергия. В документах этого периода Кудрявцев упоминается уже в сане протоиерея, но точная дата получения им этой награды неизвестна.
Каменный храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, с каменной колокольней и оградой, был построен в 1849 году на средства хвалынских прихожан и благотворителя, рыбинского купца Михаила Александровича Григорьевского, по проекту губернского архитектора Григория Васильевича Петрова. В расписывании храма принимал участие знаменитый художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, именно в этом храме он обвенчался со своей женой Марой Йованович. В 1910 году храм украсился «Распятием Господним» — образом кисти мастера.
Получив назначение из канцелярии Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), протоиерей Сергий Кудрявцев вместе с сыном Николаем переезжает к месту своего последнего служения. Святой Сергий был последним настоятелем Крестовоздвиженского храма, в котором Господь судил ему прослужить так мало.
Известно, что в Хвалынске отец Сергий познакомился и поддерживал общение с чтимым старцем — слепым иеромонахом Иннокентием (Мишустиным), бывшим регентом Свято-Троицкого Хвалынского мужского монастыря. В городе многие звали старца «отец Иннокентий Иркутский», вероятно, в связи с тем, что в постриге он был наречен в честь святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского и Нерчинского (†1731, память 26 ноября / 9 декабря и 9/22 февраля).
В 1926—1927 годах почитатели старца из заволжского села Озерецкого (ныне в Самарской области) выстроили для него и для себя, чтобы было где останавливаться в Хвалынске, просторную хату в монастырском дворе на углу Монастырской и Большой Репьевской. Однако в 1928 году монастырь был закрыт, и отец Иннокентий жил сначала в монастырском скиту, находившемся в лесу за городом, а позже уже в Хвалынске в келье во дворе дома Пелагеи Никоновны Степановой.
Также отец Сергий общался со священником Павлом Улыбышевым и монахинями, проживавшими в городе Хвалынске. Судя по документам Хвалынского горсовета и по словам монахини Валерии (Плисенко), монахини Тамары (Келасовой) и других, многие из них были из местного женского монастыря, который существовал в Хвалынске в конце 1920-х годов (так, монахиня Тамара на следствии утверждала, что знает сестер-инокинь по совместному проживанию в монастыре с 1928 года). По всей вероятности, этот монастырь был образован уже после переворота 1917 года, поскольку, по дореволюционным архивам, в Хвалынске православных женских монастырей не было. Есть версия, что известная подвижница схиигумения Мария (†1961), прожившая последние годы своей жизни в городе Загорске Московской области, была настоятельницей именно этого женского монастыря.
Удивительно, но факт — в 1937 году благодаря самоотверженным совместным усилиям хвалынских христиан было получено разрешение, и Крестовоздвиженский храм был открыт! Об этом с глубокой неприязнью свидетельствует документ, составленный начальником Хвалынского РО УНКВД. Так, в ноябре 1937 года многие православные жители Хвалынска вновь получили возможность прибегать к Святым Таинствам, а их пастырь — возносить молитвы у святого престола.
К тому времени уже год, как была, по ходатайствам верующих, вновь открыта Трехсвятительская кладбищенская церковь. Такая активная церковная жизнь была совершенно неуместна в стране, в которой полным ходом шли репрессии. Властями были приняты соответствующие меры. Христиане Хвалынска были обвинены в «антисоветской пропаганде», а молебны и панихиды, совершавшиеся у них в домах святым Сергием, были объявлены «сборищами», на которых «ведется антисоветская агитация, клевета на политику ВКП (б) и Советского правительства в области религиозных отношений», а участие жителей Хвалынска в освящении их огородов священником Павлом Улыбышевым было названо «организацией крестного хода».
27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден из церковной сторожки на площади Коммуны, где он проживал, в Вольскую тюрьму. При обыске у него был изъят трехгодичный паспорт, выданный Киржачским РО РКМ ИПО, два послужных списка, 15 крестиков, 10 «разных молитвенных книг», около 400 рублей денег и дореволюционное удостоверение личности «с маркой царья Николая» (именно так. — Авт.).
На следующий день новомученик был допрошен (сохраняем орфографию и пунктуацию подлинника):
— Вы арестованы за проведение антисоветской агитации. Признаете Вы себя в этом виновным?
— Антисоветской агитации я не проводил и виновным себя не признаю.
— Вы являетесь участником контрреволюционной группы церковников. Так это?
— О существовании контрреволюционной группы церковников мне ничего не известно и участия моего в ней нет.
— В первом Вашем ответе Вы дали круг знакомства лиц, которые являются участниками контрреволюционной группы церковников, Вы тоже имеет с ними связь. Следствие требует от Вас правдивых показаний?
— Я говорил правду, что о существовании контрреволюционной группе мне ничего не известно.
— Расскажите что Вам известно о проводимой антисоветской агитации выше указанными лицами?
— Возможно они и проводили антисоветскую агитацию, но мне не приходилось слышать.
— Вы в своих показаниях дали неправду следствию. Членом контрреволюционной группы церковников Вы являетесь, антисоветскую агитацию провадил. Следствие требует от Вас правдивых показаний?
— Еще раз подтверждаю, что я агитаци не проводил. С моих слов записано верно, и мною прочитано.
На втором и третьем допросах, состоявшихся 4 декабря, следователь вновь требовал от новомученика признательных показаний:
— Следствием установлено, что Вы будучи участником контрреволюционной группы церковников, совместно проводили антисоветскую агитацию, клеветали по отношению политики партии ВКП (б) и Соввласти. Признаете Вы это?
— Не признаю, участником контрреволюционной группы я не был и виновным себя в антисоветской деятельности не признаю.
— На протяжении следствия Вы скрывали проводимую Вами антисоветскую агитацию. Намерены ли Вы довать правдивые показания?
— Я говорил правду, других показаний дать не могу.
Всего по «делу хвалынских церковников» было арестовано 27 человек.
В предъявленном обвинении в проведении антисоветской агитации и устроении нелегальных сборищ двое виновными себя признали частично, а остальные осужденные виновными себя не признали.
Начальник Хвалынского РО УНКВД, рассмотрев 3 декабря (то есть еще до последних двух допросов отца Сергия) «дело № 13 199 на участников контрреволюционной группы церковников г. Хвалынска», пришел к следующим выводам:
«Все перечисленные выше лица составляли тесно связанную антисоветскую группу церковников. Эта антисоветская группа ставила своей задачей противодействовать закрытию [Казанского. — Авт.] собора, ныне разобранного на строй материалы, открыть крестовоздвиженскую церковь, занятую под склад чего и добились. В целях выполнения поставленных перед собой задач, участники группы устраивали нелегальные сборища в своих квартирах, обрабатывали население в религиозном духе прибегая к клевете на политику ВКПб и соввласти в области религиозных отношений, распускали провокационные слухи о приближении конца света, проводили антисоветскую агитацию опошляя Конституцию ЕЕЕР [в машинке не пропечатывалась буква С, поэтому в тексте она либо отсутствует, либо вписана от руки, либо заменена похожими буквами. — Авт.], развернули широкую компанию по сбору средств с населения на восстановление и содержание церкви.
Для более успешного проведения своих задач в смысле обработки населения участники группы объявили иеромонаха «ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО» святым и исцелителем к которому наблюдалось поломничество верующих главным образом из деревень.
К-р деятельность каждого из участников группы характеризуется следующим образом:
1. Иеромонах «ИННОКЕНТИЙ» объединял вокруг себя все верующие и недовольные соввластью элементы, представляя из себя святого исцелителя устраивал в своем доме и доме СТЕПАНОВОЙ сборища монашек и верующих, давал им советы и наставления по укреплению религии и церкви, поддерживал связь с церковниками г. Сызрани и Сталинграда.
Организовав к себе поломничество верующих из деревень проводя молебствия и водосвятия «ИННОКЕНТИЙ» стал знаменем контрреволюции.
10. КУДРЯВЦЕВ Е. Д. участник сборищ в доме СТЕПАНОВОЙ, .. «ИННОКЕНТИЯ» и АЛЕКСАНДРОВОЙ", на сборищах проявлял недовольство существующим политическим строем, клеветал на соввласть, что она якобы притесняет религию…".
10 декабря 1937 года на заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области 20 фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные семь человек — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем святого Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «На сборищах вели к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию».
За день до ареста святого Сергия был арестован еще один хвалынский клирик — священник Иоанн Локаленков. Он приходился родственником отцу Павлу Улыбышеву, и на допросе от него требовали сведений о той самой «контрреволюционной группе церковников», в которую якобы входил протоиерей Сергий Кудрявцев. Как и большинство сострадальцев священномученика Сергия, отец Иоанн отрицал все возводимые на него обвинения и отказался лжесвидетельствовать против своих собратий. На том же заседании тройки УНКВД он был приговорен к смертной казни.
Спустя почти 20 лет, в 1956 году, в связи с поступившим заявлением от детей осужденных Карповой, Мокроусова и Ивановой с просьбой о пересмотре дела, вторично проводилась перепроверка материалов дела, были передопрошены свидетели. 26 марта 1956 года постановлением Саратовского областного суда «дело хвалынских церковников» было прекращено за недоказанностью обвинения. В судебном постановлении было отмечено, что показания свидетелей по данному делу неконкретны, в общих фразах, свидетели не указывали, когда, где, в присутствии кого, а подчас кто именно и какие высказывал антисоветские суждения, контрреволюционной организации по делу установлено не было.
Хвалынский Крестовоздвиженский храм разделил мученическую участь своих служителей: в 1946 году его разобрали на стройматериалы. Из кирпича была выстроена городская баня, а на месте храма позже был возведен кинотеатр «Октябрь». На Крестовоздвиженской площади построены несколько пятиэтажных жилых домов.
24 декабря 1946 года была зарегистрирована община Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которой было передано здание Покровского храма, построенного в 1906—1914 годах хвалынскими старообрядцами, приемлющими «белокриницкую» иерархию. Этот храм был закрыт в 1931 году — в нем был склад консервного комбината. 5 марта 1947 года епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) совершил Чин освящения восстанавливаемого храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в память разобранной на кирпичи старой Крестовоздвиженской церкви. В стенах этого храма возносится молитва ко Господу и по сей день.
Мы верим, что с прославлением протоиерея Сергия в лике Российских новомучеников наша земля обрела еще одного предстателя и молитвенника пред Господом. Пусть по его молитвам и молитвам его сострадальцев, прославление которых, Бог даст, лишь вопрос времени, Господь укрепит нашу веру, чтобы нам быть истинными наследниками наших святых не только на словах, но и на деле.
Смертный приговор всем страдальцам был приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в 22 часа в городе Вольске. В тот же день в Вольске были казнены еще 11 человек, арестованных по «церковным» делам в самом Вольске и селах Вольского округа. Они были погребены в безвестных братских могилах. Вот имена православных христиан, казненных в тот день — в один только день той страшной эпохи:
по хвалынским делам:
- архимандрит Анатолий (Антон Лаврентьевич Белоусов или Белоус)
- иеромонах Иннокентий (Иосиф Петрович Мишустин)
- протоиерей Сергий Дмитриевич Кудрявцев
- иерей Павел Иванович Улыбышев
- иерей Иоанн Осипович Локаленков
- псаломщица Дария Васильевна Карпова
- монахиня Антонина (Агриппина Ивановна Курбатова)
- монахиня Валерия (Евдокия Дмитриевна Плисенко)
- монахиня Викторина (Степанида Андреевна Егораева)
- монахиня Нонна (Наталья Ивановна Соснина)
- монахиня Олимпиада (Ольга Кондратьевна Ананьева)
- монахиня Серафима (Елена Ивановна Качалина)
- монахиня Тамара (Матрена Максимовна Келасова)
- послушница (возможно монахиня) Татиана (Татьяна Даниловна Дарьина)
- послушница Матрона (Матрена Степановна Броушкина)
- ктитор Косма Ананьевич Дубровин
- член церковного совета и церковный сторож Яков Сергеевич Сергуненков
- член церковного совета Евдокия Никоновна Разумовская
- мирянка (возможно схимонахиня) Анна Кузьминична Розинкина
- мирянка (возможно монахиня) Анфиса Фроловна Иванова
- мирянка (возможно монахиня) Пелагея Никоновна Степанова
по вольским делам:
- иерей Мстислав Курмышский
- иерей Иоанн Люкшин
- иерей Иоанн Пряхин
- иерей Василий Романов
- протодиакон Михаил Лопатин
- диакон Лука Бабенышев
- монахиня Арсения (Филимонова)
- член церковного совета Иоанн Губанов
- мирянин Иоанн Григорьев
- мирянин Иоанн Иванов
- мирянин Петр Ионов
К 10 годам лишения свободы были приговорены:
- член церковного совета и церковный староста Казанского собора Стефанида Андреевна Емелина
- заместитель председателя церковного совета Крестовоздвиженской церкви Ираида Степановна Звонарева
- член церковного совета и церковный староста Крестовоздвиженского храма Вера Ивановна Мартынова
- член церковного совета Казанского собора Мария Павловна Скинотворцева
- сторож кладбищенской церкви Виктор Егорович Качалин
- мирянка Капитолина Герасимовна Александрова
- мирянка Татьяна Ивановна Царева
Их дальнейшая судьба неизвестна.
Авторы выражают искреннюю признательность настоятелю Богородице-Рождественского прихода с. Анискино протоиерею Сергию Казакову и его прихожанам, а также историку Алексею Наумову за помощь в подготовке этой публикации.
[1] См.: Выписки о рожденных из церковных книг церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Анискино, находящихся в Щелковском районном архиве (ЩГА). Дело № 108, стр. 226 (запись за июнь 1909 г.), дело № 149, стр. 29 (запись за март 1912 г.), дело № 168, стр. 41 (запись за июль 1916 г.).
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−09−13−00−02−53-otec-sergiy