Русская линия
Отрок.uaИеромонах Макарий (Маркиш)11.09.2013 

Подвиг выбора

Найти того единственного человека, с которым ты готов пройти весь земной путь, не так и просто. Бывает, что таким долгим поискам сопутствуют отчаянные мысли о предначертанной свыше несчастливой судьбе. Может быть, пришло время заново осмыслить некоторые аспекты этой важной темы?

«Отрок» предлагает вниманию читателя ответы иеромонаха Макария (Маркиша) — православного миссионера и публициста, автора серии книг — на самые распространённые вопросы.

— Часто говорят, что успешный брак возможен, только если ты нашёл свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит, брак будет неудачный, несчастливый?

Когда заходит речь о серьёзных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как идея возникла, кто её автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убеждён, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом всё же не считают.

Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил её в своём знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша при­рода была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, — мужской и женский; к ним присоединялся ещё третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало ещё особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее — общий вид каждого человека был округлённый: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассёк людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь её солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечён пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсечённым половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удаётся.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были её истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомлённых и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

Да! — ответим мы. — Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо — семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жёны. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределённость, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак — если вы решили вступить в брак — это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество — быть друг для друга мужем и женой — никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

— Я уже давно хочу жениться, но не могу ни на ком остановить свой выбор: никто из моих знакомых не похож на девушку моей мечты… Сколько же можно искать?

Это очень тонкий, личный вопрос: повторим, что никто не в праве принуждать вас к браку. Но по поводу «девушки вашей мечты» (или юноши, соответственно) есть одно очень важное замечание. Помните, что мечта по своей природе не свойственна христианскому мировоззрению. Мечты, конечно, существуют в нашем сознании, и глупо было бы пытаться их оттуда изгнать, но нельзя отводить им места больше, чем они заслуживают. Мечта — это игра ума и чувств, в лучшем случае добрая и светлая, в худшем — опасная, ведущая ко греху, но так или иначе — отрыв от реальности. А христианство — мировоз­зрение абсолютно реалистическое, на истине основанное и истины взыскующее.

Таким образом, поиски «девушки вашей мечты» не возбраняются, но могут загнать вас в тупик. Чтобы этого не произошло, ограничивайте свою мечту христианским смирением и рассуждением, реальным жизненным опытом, знанием людей и пониманием сущности брака.

— Судьба у каждого своя. Далеко не всем она сулит брак: многие, особенно женщины, чья внешность не соответствует модным «стандартам красоты», не могут выйти замуж. А другие, чуть ли не больше половины, разводятся.

— Настоящая любовь, основанная на интимной связи между мужчиной и женщиной, возможна только в браке — это факт. Но поскольку Бог есть любовь, у нас нет никаких поводов для грусти и никаких сомнений в настоящей любви на иных, помимо брака, основаниях. Ведь Сам Бог стал Человеком и дал нам образец любви не в брачном соединении, а в крестных страданиях.

Что такое судьба?.. В христианском мировоззрении понятие это принципиально отличается от обыденного (а вернее сказать, языческого или оккультного, которое маловерующие люди по невежеству принимают за нечто естественное). «Судьба послушного ведёт, непослушного тащит» — эта латинская пословица в христианском сознании лишена смысла. Предопределение, принятое многими нехристианскими конфессиями и еретическими верованиями, совершенно чуждо православию. Нас в принципе никто никуда не тащит: мы свободны в своём выборе. Но сам наш выбор, наши возможности, дороги, которые мы выбираем, — это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя. Разные люди, разные судьбы. И каждый отвечает за свой выбор, за верное направление выбранного пути.

Баскетбол — хорошая игра. Моё желание стать высококлассным баскетболистом не предосудительно. Но если рост у меня метр семьдесят, то баскетбол — не моя судьба. И с этим надо смириться.

Знание иностранных языков благотворно для души и полезно в жизни. Моё желание выучить арабский, китайский и санскрит можно только приветствовать. Но если в школе на уроках немецкого я, как ни бился, не мог усвоить склонение определённого артикля, то языки — не моя судьба. И с этим тоже надо смириться.

Сколь бы сильно ни был искажён и извращён брак в современном обществе — что вы сами только что заметили, напомнив про более 50?% разбитых семей, — он несёт в себе благодать, и люди к нему стремятся, о нём мечтают… Что ж, мечтают и о карьере профессионального баскетболиста, и о высокой должности где-нибудь в Пекине, однако смиряются с тем, что предлагает им судьба взамен — и выбирают себе другой жизненный путь. Стало быть, будем смиряться с безбрачием, смиряться — и радоваться, двигаясь вперёд по избранной дороге.

Сказано это и о тех, кто не был женат или замужем, и о тех, кто потерял семью на дьявольском алтаре развода. Вступить в брак не так уж сложно; гораздо сложнее его реализовать — чтобы он стал не могилой, а колыбелью, школой и храмом любви, малой Церковью. Если этого не произошло, не будем отчаиваться или в панике искать ускользающий шанс. Зачем?..

Настоящая любовь достижима путём брака: это непросто, но возможно. Но достижима она и путём безбрачия. Слава Богу, наша судьба нечасто ведёт нас на голгофу физической пытки, но она непременно должна быть судьбой несения креста, судьбой самопожертвования. В браке или в безбрачии, так или иначе, христианская судьба — это средство отдать себя ближнему.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/podvig_vybora.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика