Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург Владимир Хотиненко04.09.2013 

Чувства побеждают стереотипы

Гость программы «Верую! Из жизни знаменитых современников» — известный кинорежиссер и сценарист Владимир Иванович Хотиненко. Хотелось бы поговорить о Вашей очень известной картине «Поп» — очень хорошо помню премьеру этого фильма в 2010 году, какая тишина стояла в зале, люди не хотели расходиться. Это было что-то необычайное! Я слышала, что Вы этот фильм начали снимать по личной просьбе Патриарха Алексия II, это так?

- Не совсем, хотя мы с ним встречались по этому поводу. Вообще-то, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой как-то сказал мне, что есть некие обязательства перед Святейшим, и рассказал историю Псковской миссии, о которой я не знал ничего (а у него была задача меня заинтересовать). И я очень заинтересовался.

— Удивительно сложный эпизод истории, мало кому тогда известный.

- Не все в Церкви до сих пор принимают Псковскую миссию. Не так все просто. Материал очень сложный (а я был занят тогда другой картиной). Я говорю: найдите писателя, который напишет книгу, а по книге я смогу написать сценарий, ведь мало людей, способных написать сценарий по этой истории. И тогда нашли Александра Сегеня, который изучил материал, написал роман (он дважды издавался), и уже по нему мы вместе написали сценарий…

Но я понимал (и понимаю до сих пор), что это было чрезвычайно сложно, едва удалось пройти по лезвию бритвы: тема предательства, особенно в нашей стране, очень болезненная, а Псковская миссия — это компромисс; очень трудно в ситуации разобраться, можно было это проверить только через чувства, и чувства победили стереотипы. В общем, мне кажется, это удалось показать, слава Богу, через жизнь священника в исполнении Сережи Маковецкого и матушки, роль которой блистательно сыграла Нина Усатова. Священник — это человек, выбравший такой путь.

— Называется это служением.

- Я специально избегаю этого слова.

— А вот народ так и относится к служению: он ожидает, что священник разделит судьбу народа, ждет примера от него.

- В общем, правильные ожидания, потому что это его служение. Но они же люди, у кого-то много мужества. Но не все же на войне были героями. Замечательная по драматизму история. Мне известна была такая история: когда большевики разоряли очередной храм, священника вывели, и комиссар какой-то мочится на икону и говорит: «Ну, где твой Бог, что Он меня не накажет?», священник посмотрел на него и говорит: «Ты посмотри на себя, куда тебя больше наказывать-то?». Потрясающая мудрость — вот до такой мудрости дожить бы.

Хотелось показать очень простого человека, в служении, но показать, не впадая в пафос. Пафос только на грани жизни и смерти может быть.

— Вы легко нашли актера на главную роль?

- Нет. Более того, я почему-то думал, что Маковецкий молод для этой роли. Моя жена Татьяна настояла (она всегда участвует в моих творческих замыслах), чтобы я все-таки попробовал Сергея Маковецкого, и он блестяще справился, просто блестяще.

— Духовная тема вообще очень сложная. Но даже в советское время через экранизации классики мы Бога узнавали, русская музыка тоже по-своему религиозна.

- Да, тот же «Андрей Рублев» Тарковского.

— А Ваш фильм я считаю потрясающим явлением в нашем кинематографе. Примечательно, что он был снят под попечительством Московской Патриархии, Патриарх хотел, чтобы был фильм на эту тему, чтобы главным героем был священник, положительный герой нашего времени из новейшей истории. Вы не боитесь брать для экранизации сложнейшие периоды истории…

- Да. Я очень люблю мой телевизионный фильм «Гибель империи».

— В фильме «Поп» сильно религиозное начало, показать его невероятно сложно.

- Сложно. Я во время съемок каждое утро читал святцы, и однажды хочу их почитать, как бабушка, с наивным сознанием, без тени сомнений. Ну, посмотрим. даст Бог дозреть.

— Чем сложнее человек, тем ему сложнее пробиться к евангельской простоте веры. Тот же Достоевский — его вера прошла горнило сомнений.

- Достоевский вообще не очень часто ходил в храм, хотя есть воспоминания, что видели его в приделе, где он стоял на коленях всю службу. Это, я вам скажу, серьезное испытание. Это жена его на раннюю службу в 5 часов утра постоянно ходила, а он не так часто бывал в храме. Нет, я не говорю, что это не обязательно, но в тех же святцах есть рассказы о пустынниках, которые в храме бывали за всю жизнь по три раза. Это вопрос силы, — я так не могу, мне нужно обязательно быть в храме, как будто покрыть себя слоем защитным.

— Скажите, Вам не кажется, что фильм «Поп» большая кинокритика замолчала? Но народ принял. Еще как принял!

- Во всех средствах массовой коммуникации превалируют в той или иной степени либеральные тенденции, у нас пресса вся либеральная, как, кстати, и во времена Достоевского.

— Консервативная пресса тоже должна быть.

- Да, но у нас пропорция нарушена. А все идеи Церкви идут вразрез с либеральными, а либеральные идеи вразрез идут с христианскими, с православными тем более.

— Занимаясь этой темой, Вы фактически становитесь как бы изгоем для либеральных идеологов, которые сегодня господствуют в стране?

- Ну да, но это не самый тяжелый выбор, бывали и посложнее у людей.

— Мало ли, отлучат от бюджета, от новых субсидий…

- Не совсем так, это все-таки государственное финансирование, государство к подобным темам относится нормально, плюс еще Церковь находит свои источники, чтобы финансировать такие проекты. А потом, на все воля Божия.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53343


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика