Русская линия
Интерфакс-РелигияЕпископ Бельцкий и Фалештский Маркелл (Михэеску)04.09.2013 

Состояние Православной церкви Молдавии в условиях расширяющейся секуляризации

Религиозно-конфессиональная структурамолдавского общества коренным образомотличается от большинства стран СНГ и тем болееот стран ЕС. В 2004 г. в РМ проводилась переписьнаселения, согласно которой 93,34% респондентовзаявили себя православными верующими, аостальные 6,66% распределились следующим образом:0,14% - католики, 0,38% -атеисты, 0,05% - мусульмане, 2,12% -протестантские и неопротестантские секты, 0,75% -иудеи, бахаиты, кришнаиты и армянские монофизиты, 0,98% - верующие без определенной религии, 2,24% -Свидетели Иеговы.

В молдавском обществе сохраняется высокаястепень доверия населения к Православной церкви. Согласно многочисленным социологическимопросам, проводимым в разное время, в среднем 80%жителей республики доверяют или очень доверяютэтому религиозному институту, и это напрямуюсвязано с той ролью, которую Церковь сыграла ипродолжает играть в истории молдавского народа.

Христианские церковно-православные началапроявляются в молдавском обществе на каждомшагу, подчас это видно невооруженным глазом, иногда это несколько завуалировано. Ониприсутствуют в культуре, языке, народномфольклоре, в обычаях и даже в спорах. В Молдавииправославие впитывается одновременно с молокомматери. Этим и только этим можно объяснитьнеобычайно высокую степень доверия общества кЦеркви.

В предшествующие годы у ПЦМ складывалисьнеплохие отношения с властями. Руководителигосударства, парламентарии, представителиместных органов власти охотно сотрудничали ипомогали Церкви во многих областях ее социальнойдеятельности. Однако эти отношения не былибезоблачными. Например, не секрет, что именнокоммунисты, находившиеся тогда у власти, позволили зарегистрировать т.н. Бессарабскуюмитрополию, усугубив раскол на молдавской земле. Имея возможность сблизиться с Россией, теснееинтегрироваться с близкими нам по историческомупрошлому и вероисповеданию народами, они ею невоспользовались, но выбрали европейский векторразвития.

И прежние руководители государства не былисвободны от влияния Запада при принятиисудьбоносных политических решений. ОднакоПравославная церковь пользовалась реальнойсвободой и поддержкой государства, особенно ввопросах духовно-нравственного влияния наобщество. К мнению Церкви власть предержащиеприслушивались и ее уважали, чего нельзя сказатьо нынешних руководителях молдавскогогосударства.

После 2009 года, когда к власти пришли партии, финансово и политически поддерживаемыеЕвропейским Союзом, прослеживаются настойчивыепопытки со стороны государственных властейизменить образ жизни молдаван, особенно вобласти отношения к Церкви. Под настойчивымдавлением ЕС государство хочет подорватьавторитет Церкви, принизить в глазах народа ееисторическую роль и минимизировать ее влияние вобществе, всеми возможными методами ограничив еефункции. Риторика молдавских госчиновников, которые не пользуются никакой поддержкой идоверием населения, направлена резко противПравославной церкви, института, которомудоверяет подавляющее большинство гражданМолдавии. Не странно ли это? Не свидетельствуетли это, что ими ведется война против собственногонарода?

На законодательном, административно-исполнительном уровне и науровне повседневной жизни над народомпроводится неслыханный по дерзости и пагубностиэксперимент по истреблению образа ЦерквиХристовой из его исторической памяти итрансформации духовно-нравственных устоевмолдавского этноса, основанных на исповедуемыхна протяжении веков христианских ценностях, доуровня низменных животных инстинктов и пороков.

Традиционно добрые, христианские и просточеловеческие церковно-государственныеотношения, имеющие вековые корни, по воленынешнего руководства Молдовы сменились наформально-правовое и отнюдь не дружелюбноеотношение госчиновников к Церкви. Альянсантироссийских партий, получивший в парламентеконституционное большинство, взял курс навнедрение новых европейских правовых норм, чтоприняло императивно-этический, массовый иповсеместный характер. Можно утверждать, чтозародилась новая мода отношения государства кЦеркви, куда никак не вписываются интересы исвобода верующего человека.

Примечательно, что народные избранники, и безтого с очень низким уровнем доверия граждан, идутна такие радикальные меры, заведомо зная, чторискуют полностью потерять свой электорат. Воправдание своему политическому самоубийствуони ссылаются на то, что Молдавия находится подмониторингом ЕС и не имеет права ориентироватьсяна иные правила и законы, как только на те, которые существуют в Европе.

Интерпретация такого подхода к духовным нуждамграждан (особенно православных), пробудилобольшое недовольство в обществе, чтоспособствовало еще большему отчуждениюмолдавского народа от руководства. Государственная власть в настоящее времяпостоянно игнорирует позицию Церкви иправославного народа по ключевым общественнозначимым вопросам, в том числе касающихсярелигии, морали и традиций. В качествеподтверждения тому достаточно упомянуть хотя быдва эпизода. Это, во-первых, скрытое отобщественного взора покровительство и наглоепроталкивание властями экстремистской версииислама (регистрация «Исламской лиги» вкачестве религиозного культа), что, какпоказывает мировой опыт, в большинстве случаевприводит к всплеску социальной напряженности, усилению чрезмерного исламского прозелитизма идаже терроризму. А во-вторых, позорное принятиепарламентом скандального закона «О равенствешансов», дающего сексменьшинствам небывалыеправа по пропаганде извращений и растлениюподрастающего поколения.

Сложилось твердое впечатление, что секулярноегосударство взяло курс на вытеснениехристианских ценностей из повседневной жизнисвоих граждан. Парламент и правительство вот ужечетыре года не считаются с волей народа. Онивнедряют в молдавское общество европейские такназываемые «ценности», противоречащиевероучению и духовно-нравственным нормамПравославной церкви.

В начале лета 2013 года, когда сменилисьпредседатели правительства и парламента страны, я, как и многие другие, ожидал, что новыечиновники примут во внимание пожелания рядовыхграждан и защитят их и их детей от произволасексменьшинств. Но тщетно. Новые руководителитак же ревностно, как и их предшественники, отстаивают курс «европеизации молдавскогообщества любой ценой», что в их пониманииозначает, в первую очередь, пересмотр отношения кПравославной церкви и к христианским традициям, а также насаждение новых «ценностей», скажемпрямо — аморальных, но зато преподносимых в"демократической европейской упаковке".

На наш взгляд, совершается роковая ошибка. Молдавское общество сознательно лишаетсяхристианских мировоззренческих идуховно-нравственных ориентиров и, такимобразом, рискует превратиться в толпу, потерявшую смысл своего бытия. На сегодня ещедостаточное количество людей понимаюткатастрофичность такой политики. Но нужнопризнать, что без достаточной поддержкинезависимых от молдавских властей внешних силубывает и понимание, и надежда на положительноеразрешение тупиковой ситуации.

Православная общественность воспринимает «вштыки» решения парламента, призванные менятьморальные правила жизни. Но несмотря на это, руководство страны не обеспокоено народнымнегодованием, оно желает лишь всячески угождатьсвоим западным хозяевам.

В истории Молдавии как неотъемлемой частивеликой семьи православных народов напротяжении всего периода ее существованияникогда не было подобных пятен. В МолдавииПравославная церковь — у себя дома изначально. Игде как не в Молдавии государство могло быучитывать и дорожить (не только на бумаге, каксегодня происходит) заслугами и ролью Церкви вделе формирования молдавской идентичности игосударственности?! В реальности же мы имеемтщательно спланированную на Западе акциюотчуждения Церкви от собственных верующих, воплощенную в жизнь блудными сынами исконноправославного молдавского народа. Непонятно, почему ими не понимается старая как мир истина: применение в молдавском законодательстве иобществе европейских понятий и практик заведомоведет к распаду молдавского общества.

В Молдавии сохраняется высокая степеньрелигиозной однородности населения. Поэтомулюбой закон или правило, противоречащееобщественным устоям православного генезиса, темболее в такой чувствительной сфере, как вера, коллективное и индивидуальное самосознание, навязанное извне, пусть даже из Европы, будетпровоцировать конфликты, протесты и массовыенарушения его предписаний со стороны народа. Сэтим не хочет считаться нынешнее руководство, чем, собственно, и объясняется низкий уровеньдоверия граждан к государственным институтам. Начиная с 2009 года, феномен недоверия кчиновникам, оценивается по катастрофическойшкале и имеет тенденцию расти в негативнуюсторону. Отказ от признания этой реальностиозначает сознательное разрушение молдавскойгосударственности.

А может быть кто-то в тайне как раз эту цель ипреследует? Не хочется верить, что у нас многотаких людей, хотя бы потому, что у человека, родившегося на молдавской земле, христианскиекорни и соответствующее воспитание.

Не лучшим образом обстоят дела и в отношениигосударства к своим гражданам, которыерешительно отказываются принять подобного роданововведения. Всякое нежелание взять за основузападные ценности, открытое выражение симпатии кРоссии, русскому языку и культуре, желаниесближения с Евразийским Союзом квалифицируетсявластями как попытка помешать процессуевроинтеграции страны. Руководство ведетгрязную антироссийскую политику и преследует (именно преследует) инакомыслящих. Многиетелепередачи, газетные статьи, а такжевысказывания некоторых политиков и политологовтому подтверждение. Хотя это и не афишируется, носреди «недругов» нынешних властей естьмного священнослужителей и простых верующих, иэто потому, что они положительно высказываются оМосковской патриархии и России и, что самоеглавное, открыто выступают против аморальной иантихристианской политики, проводимой последниечетыре года либерально-демократическойверхушкой Молдовы. Именно она виновата в том, чтострана движется в ошибочном направлении — к ЕС. Этого мнения придерживаются 82% населения, о чемсвидетельствуют данные социологического опроса, проведенного в мае 2013 года. В нашем пониманииименно нахождение Православной церкви Молдовы всоставе Московской патриархии удерживаетобщество и государство от распада и тотальнойразрухи. В Молдавии с русским православиеммолчаливо считаются даже те, кто жестоко егокритикуют.

Либеральные партии и власть в Молдовеотносятся к ПЦМ как к части своегопотенциального электората. Именно впредвыборное время они более лояльны к Церкви, ав последующие четыре года они заинтересованыотделить Церковь от паствы и подчинить ее своиминтересам. Сложность этой проблемы состоит в том, что не все священнослужители понимают (или нехотят понимать) опасность этой игры.

Многие неправительственные организации, финансируемые США и Европой, напрямую влияют наполитику министерства юстиции и способствуютпринятию таких законов и правил, которые былишали Церковь ее влияния в обществе. Они ужепреуспели в том, чтобы уравнять в правахправославие с прочими культами. Позаконодательству, Православная церковь Молдовы, которая стояла у истоков формированиямолдавского государства и включает в себя 94%населения страны, имеет те же права, что и новые, ничтожные по своей численности религиозныеорганизации, в том числе деструктивного итоталитарного характера, которые былизарегистрированы в последние годы в Молдове. Более того, ПЦМ сейчас имеет меньше прав, чемпредставители сексменьшинств. Я, архиерейРусской православной церкви, несущий своецерковное послушание на моей родной земле, гдезахоронены мои родители, по решению суда не имеюправа высказываться перед верующими о содомскомгрехе и его носителях, тогда когда им, представителям сексменьшинств, юстиция незапрещает высказываться как и когда им захочетсяобо мне и, что больнее всего, о Церкви. Кстати, наменя подало в суд общество геев и лесбиянок, потому что я открыто высказываюсь о содомскомгрехе, носителями в обществе которого ониявляются. Как видите, у нас есть большие проблемыи со свободой слова.

Ведь что это, если не грубое неконституционноевмешательство в церковные дела? Послерегистрации закона, легализующегогомосексуализм, происходит массовое нарушениеправ граждан, особенно верующих, со сторонывластей. То есть дискриминации подверженобольшинство граждан Молдовы.

Заслуживает внимания международнойправославной общественности и то, что молдавскиечиновники не стесняются угрожать не толькоотдельным священнослужителям, но и целомуАрхиерейскому Синоду ПЦМ. В конце июня 2013 годазампредседателя Парламента г-н Кандупредупредил Молдавскую митрополию что если онане откажется от своих заявлений, то государствонаправит налоговую инспекцию во все приходы, обложит Церковь налогами и фактически установитв каждом храме кассовые аппараты, исключая темсамым само понятие пожертвования верующих впользу родной Церкви. Такой подход властей кЦеркви в некоторой степени является новшеством. Он олицетворяет собой европейское отношение кСвятой Церкви в понимании молдавскихруководителей государства и направлен напоследовательное устранение присутствия Церквив обществе. Такой ценой наши руководителиинтегрируют республику в Европу. В этом смыслеони используют принцип: «Цель оправдываетсредства». В то же время на словах онипроявляют показную лояльность к ПЦМ, когда свысоких трибун звучат положительныевысказывания в адрес Церкви или когда некоторыеполитики посещают церковные службы, чтобы вочередной раз заручиться поддержкойправославных избирателей. Если бы любой другойкульт, пусть даже сектантский, был бымажоритарным, не дай Господь этого, то они свысокой долей вероятности и точно без угрызенийсовести участвовали бы в службах этого культа, если бы им только это было позволено.

Другими словами, государственная политикасекуляризации всей общественной и частной жизни, навязанная «высокими идеаламиобязательной» европейской интеграции, набирает обороты, захватывая все болееразнообразные сферы, включая и культы, в первуюочередь и в особенности Молдавскую митрополию. Втаких непростых условиях священнослужители ПЦМнесут свое пастырское служение вдезориентированном и сильно политизированномнароде, составляющем многоэтническое молдавскоеобщество.

http://interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=analysis&div=201


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru