Русская линия
Фома Владимир Легойда03.09.2013 

Морализаторское
Владимир Легойда о жизни «не по лжи»

Почти сорок лет назад А. И. Солженицын написал эссе под названием «Жить не по лжи». Эти слова прочно вошли в обиход отечественной интеллигенции, став общепринятым девизом честности. А что такое «жить не по лжи» в религиозном смысле? Оттолкнемся от обратного: жить по лжи, значит — жить с дьяволом. Потому что в Евангелии Христос прямо называет дьявола отцом лжи. Значит, жить не по лжи — это жить с Богом. Такая вот простая и одновременно сложная альтернатива. История лжи, согласно Библии, в нашем мире начинается с обмана дьяволом прародителей, когда он спрашивает Еву: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3:1) Классическая схема: чтобы правда перестала быть правдой, не нужно говорить прямо противоположные ей вещи, надо ее лишь чуть-чуть изменить, и дальше все уже зависит от согласия слушающих на это «чуть-чуть». Ведь запрет действительно был, но не совсем такой. Поэтому Ева поначалу и возражает: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт 3:2−3). И с ответ слышит более многообещающую ложь: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4−5). И эта ложь для нее оказывается сильнее правды. И начинается история человечества, попробовавшего жить по лжи.

А что это значит применительно к нашей повседневной жизни? Апостол Иоанн Богослов пишет,

что всякая неправда есть грех (1 Ин 5:17). А что такое грех? В таком примитивно-бытовом понимании грех — преступление, за которое «Боженька накажет». Но грех — это прежде всего нарушение человеком законов собственного естества, своей природы. И не грешить — значит жить не по лжи. Не грешить, понимая, что грех — не просто преступление, которым ты нарушаешь какое-то внешнее правило, но разрушение самого себя изнутри. И зависть, и ненависть, и похоть, и непрощение обид — все это разрушает нашу душу, а вместе с ней — и тело. Действие духовных законов столь же объективно, как и законов физических. Впрочем, с одним весьма существенным различием, которое, скажем так — позволяет человеку нарушать духовные законы куда чаще, нежели законы физики. Пытаясь нарушить законы природы, получаем моментальный эффект: спилил сук, на котором сидишь — тут же летишь на землю. А вот когда мы нарушаем нравственные законы, таких мгновенных последствий нет. И нам может показаться, что нет и самих законов. А это — одно из самых трагичных заблуждений современного человека. Еще Сенека писал об этом в «Нравственных письмах к Луцилию», замечая, что разница между болезнями, поражающими тело и поражающими душу, заключается в том, что во втором случае человек чем больше болеет, тем меньше чувствует.

Фото Kitty Terwolback

А еще грех — всегда лишь звено в цепи. Потому в Библии и сказано, что если ты нарушил закон в чем-то одном, то ты виноват во всем. Стоит лишь положить начало цепочке греха, как она сразу активно прирастает новыми звеньями. Есть такой старый, быть может, слишком назидательный, но верный по сути анекдот. Человеку предлагается выбрать наименьшее из трех зол: выпить бутылку водки, убить человека, или украсть миллион. Он, конечно, выбирает бутылку водки. И, выпив ее, крадет миллион, убив при этом человека. Грех очень быстро приводит к тому, что человек теряет нравственную чувствительность. Даже маленькая ложь опасна, может быть, не столько сама по себе, а в первую очередь — тем, что она неминуемо приводит человека к большой лжи. И значит, жить не по лжи — это стараться не грешить даже по мелочи, там, где вроде бы и нету большой беды в нарушении заповеди. Однако не зря же в народе говорили: коготок увяз — всей птичке пропасть.

И когда я сегодня слышу от хороших, честных, искренних людей слова о том, что жить не по лжи можно и без соблюдения Евангельских заповедей, то никак не могу с этим согласиться. Потому что каждый из нас, чего уж там греха таить, на собственном печальном опыте не раз и не два убеждался, как легко человек сам себя оправдывает, как изобретательно и красиво находит объяснение любой своей лжи. И если уж жить не по лжи, то непременно должен быть какой-то убедительный критерий для такой жизни. А вот каким он будет, этот критерий — уже вопрос веры каждого человека. Для Александра Исаевича Солженицина, например, это было Евангелие.

http://www.foma.ru/moralizatorskoe.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru