Православие.Ru | 29.08.2013 |
Во время пребывания на новосибирской земле Святейший Патриарх Кирилл заметил, что «самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют». Мы попросили пастырей поделиться своими переживаниями и мыслями в связи со словами Святейшего.
Фото: Православие.Ru |
Протоиерей Игорь Собко |
Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Днепропетровска, руководитель Центра православной культуры «Лествица», заслуженный работник культуры Украины
Сегодняшнее общество во многом находится в плену иллюзий, в том числе и создаваемых СМИ. Ориентиры, которые ими задаются, отнюдь не близки евангельским заповедям. Но самое, на мой взгляд, опасное то, что людям настойчиво внушается: действительно важно и значимо только то, что происходит с тобой здесь и сейчас, те материальные блага, которыми ты можешь воспользоваться. На это и направлены все современные медийные технологии. Их цель — подмена. Бездарного человека, например, они могут сделать «звездой», навязать его обществу как эталон. Люди в возрасте еще как-то противостоят этому злу, а молодежь «ведётся». Духовная жизнь при таком подходе является неким отвлеченным, неосязаемым и от того неактуальным понятием, а религиозные догматы и нравственные нормы — анахронизмом, якобы ограничивающим свободу мысли, самовыражения и творчества. Верующих нарочито изображают унылыми, скучными людьми, которые живут в своем тесном мирке, боясь высунуться наружу, в реальную жизнь.
Это — миф. Православие — религия радости о Господе, и эта радость совершенна, потому что не ограничена ни временем, ни местом, а потому непреходяща. Ощутить ее способен каждый человек, вне зависимости от пола, возраста и образования — лишь бы душа его превозмогла гнет сиюминутного, оторвалась от бесконечной, изматывающей и бессмысленной погони за материальными благами. Реальная жизнь заключается отнюдь не в потакании страстям, не в бессмысленном растрачивании себя на то, что некогда безвозвратно уйдет вместе с нами.
Святейший Патриарх Кирилл очень верно заметил, что главное богатство Церкви — это люди, потому что Бог пришел на землю не сохранять политические режимы, не подтверждать правоту социальных учений, а ради спасения людей от греха, проклятия и смерти. Именно и только ради этого была Его Крестная жертва.
***
Иерей Иоанн Игнахин |
Секретарь епархиального отдела по делам молодежи Калужской епархии, настоятель храма Преображения Господня с. Спас-Суходрев
«Учительное известие» при Служебнике запрещает служить Литургию в одиночку. И это вполне оправданно — подлинное общественное служение Богу (а слово «литургия» переводится именно как служение) возможно только при участии многих людей. Именно поэтому, в каких интерьерах — пышных и великолепно украшенных или же простых и скромных, — происходит это служение — вопрос второстепенный, главное — та любовь к Создателю, которая объединяет собравшихся на молитву.
В глубинке люди живут — фактически выживают — ближе к земле. Их потребности и чаяния во многом более просты и естественны, чем у горожан, они опираются на многовековые традиции и устои, заложенные предками. Главной скрепой этих устоев является вера — то, что помогало и помогает людям жить достойно и честно. Видя в церковной ограде все больше и больше молодых людей — современных, образованных, искренних, нельзя не радоваться тому, что они, несмотря на многие соблазны нашего времени, сделали правильный выбор в жизни. В них — будущее нашей великой страны.
***
Протоиерей Андрей Ефанов |
Благочинный Родниковского благочиния, председатель Издательского Отдела Кинешемской епархии
В 90-е годы Церковь получила свободу и первое, чем занялись священнослужители, — стали спасать от окончательной гибели руинированные храмы. Печально, что, практически блестяще справившись с этим трудным делом, Церковь не смогла уделить достаточного внимания людям. В настоящее время многие приходы могут показать замечательные плоды своих реставрационных трудов, но так редки храмы, наполненные прихожанами, катастрофически мало молодых верующих. Святейший Патриарх Кирилл смог, наконец, изменить вектор жизни Церкви от стен к душам и это вселяет огромную надежду на будущее. Церковь вообще живет будущим. Евангелие изобилует пророчествами о предстоящем. Откровение Иоанна Богослова целиком посвящено еще не произошедшим событиям. И, конечно, восприятие Православия как «соли земли» не может быть обращено лишь в седину веков. Православное христианство всегда актуально, но еще оно направлено в Вечность, поэтому воспринимать Православие возможно лишь как религию перспективы, а не анахронизм. И светлые глаза наших молодых прихожан подтверждают это.