Русская линия
Русская линияИгумен Вениамин (Новик)04.01.2005 

По поводу «числа зверя»
(в документах граждан)

Любой текст в Библии имеет два измерения: конкретно-историческое и эсхатологическое. Первое уже разобрали экзегеты. Я попытаюсь сказать о втором. Решение Синода по поводу ИНН в высшей степени легкомысленно (что хотите, то и делайте) и вот почему. Нумерация людей возможна только в том случае, если есть доверие к правительству в условиях гражданского общества, способного его контролировать. Иначе возможны большие злоупотребления, неограниченный сбор всякого рода информации о людях. Это — прагматический смысл.
Но есть и мистический смысл. Он в том, что мы очень беззащитны. Мы избегаем есть плохие продукты, употреблять наркотики и т. п. Это понятно. Представьте себе, как легко человека морально разрушить в обход его свободной воле. Один укол — и человек превращается в животное, наркомана и пр. Значит, не всё определяется свободной волей человека. Она в данном случае должна быть направлена на то, чтобы не попадать в такие ситуации. Когда принудительно будет введена нумерация людей (на руку и чело), т. е. осквернение образа и подобия Бога, которые имеются не только в душе, но и в теле человека, тогда высокая нравственность уже не спасет. Это — осквернение, как отравление, укол и т. д. На простецком языке это называется порчей. Порча тела приводит к порче души, т.к. тело влияет на душу. Это, кстати говоря, основной довод против проституции и разврата. Невозможно быть чистым внутри и грязным снаружи. Невозможно не запятнать душу, занимаясь подобными вещами.
Есть такое устаревшее понятие как целомудрие. Вот это-то целомудрие и разрушает принудительная нумерация. Нумерации бывают разными. Иногда их намеренно смешивают: мол, одной нумерацией больше — ничего страшного! Но следует различать нумерацию через паспорта, ИНН и компьютерную кодификацию, которая позволяет неограниченный сбор информации о людях (вопреки конституционной норме — Ст. 24,1). Причем люди, в условиях отсутствия гражданского общества, не будут знать, что там про них закодировано.
Московская Патриархия решила, что если человек не продает свою душу дьяволу, то никакая нумерация не страшна. Но очень важно КТО производит нумерацию: если есть сомнения в агенте нумерации (это м.б. слуги дьявола, которые никуда не делись), то ей следует отказать. От дьявола ничего не следует принимать. Доверяем ли мы этому государству «самому страшному из чудовищ» (Ницше)?

Вопрос можно таким образом так сформулировать: что означает причастие от нечистых сил, «причастие буйвола», как говорит А. Мень, цитируя Г. Бёлля. Это причастие может быть материальным, через принятие внутрь или даже путем внешнего соприкосновения. Внутренняя чистота здесь не спасет, как, снова повторюсь, ее невозможно сохранить, находясь в публичном доме.
Если возможно причастие Христу, то возможно причастие и дьяволу. Это причастие может быть и через символ. В православии символизм понимается реалистически: «реалистический символизм». Это означает, что общение с символами действенно и не всегда безопасно. Существуют опасные символы, указующие во ад, например. Именно поэтому христиане держат на стенах изображения святых, а не дьявола.
Если всерьез воспринимать книги «Философия имени» С. Булгакова и А. Лосева, философию имени П. Флоренского, то следует признать значимость, а значит и небезопасность некоторых символов и имен. На философском языке это называется реализмом, в отличие от номинализма, который отрывает знак (означающий) от референта (означаемого). В филологии это означает конец филологии как служению логосу. Могильщиком филологии явился Фердинанд де Соссюр и прочие структуралисты. Структурализм, как всякое отвлеченное механистическое начало, претендующее на универсализм, ведет в никуда.
Ошибочно здесь запускается слово «наука», хотя это самая настоящая лженаука, потому что она перестает чувствовать дыхание Логоса, т. е. главного слова.
Поэтому опасно всякое принудительное навязывание символов. Как, например, в новых паспортах, буквально нашпигованных 666 (на каждой нечетной странице как бы узорчатая колонка слева: две группы по 666, а также каждый номер страницы в обрамлении 666). Что это? Просто хулиганство или что-то большее? Структурализм по этому поводу ничего не скажет, его механистическому пониманию это просто неинтересно, как ему неинтересен Бог.
Интересная вещь наблюдается: современные христиане, по сути дела, не признают дьявола, как очень опасного агента (см. К.С.Льюис «Письма баламута») или воспринимают его по образу потертого черта из романа «Братья Карамазовы» (кн.11, гл. IX).
Вся каноническая территория РПЦ в России покрыта статуями беса, но никого это не беспокоит. А ведь это именно его (дьявола) получается каноническая территория, а вовсе не РПЦ. Смешение одного и другого особенно жутковато. Механистическо-номиналистический подход сделал сознание современного человека разорванным, человек теперь не видит никакой связи между разными реалиями бытия, между знаком и референтом. «Железяка, мол, есть не прост, нехай торчит».
На это могут сказать, что не следует впадать в «эсхатологическую панику», что, мол, «ничего страшного». Но приведенные выше рассуждения — лишь применение православной методологии реалистического символизма к жизни.

http://rusk.ru/st.php?idar=6242

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика