Русская линия | Игумен Вениамин (Новик) | 04.01.2005 |
Вопрос можно таким образом так сформулировать: что означает причастие от нечистых сил, «причастие буйвола», как говорит А. Мень, цитируя Г. Бёлля. Это причастие может быть материальным, через принятие внутрь или даже путем внешнего соприкосновения. Внутренняя чистота здесь не спасет, как, снова повторюсь, ее невозможно сохранить, находясь в публичном доме.
Если возможно причастие Христу, то возможно причастие и дьяволу. Это причастие может быть и через символ. В православии символизм понимается реалистически: «реалистический символизм». Это означает, что общение с символами действенно и не всегда безопасно. Существуют опасные символы, указующие во ад, например. Именно поэтому христиане держат на стенах изображения святых, а не дьявола.
Если всерьез воспринимать книги «Философия имени» С. Булгакова и А. Лосева, философию имени П. Флоренского, то следует признать значимость, а значит и небезопасность некоторых символов и имен. На философском языке это называется реализмом, в отличие от номинализма, который отрывает знак (означающий) от референта (означаемого). В филологии это означает конец филологии как служению логосу. Могильщиком филологии явился Фердинанд де Соссюр и прочие структуралисты. Структурализм, как всякое отвлеченное механистическое начало, претендующее на универсализм, ведет в никуда.
Ошибочно здесь запускается слово «наука», хотя это самая настоящая лженаука, потому что она перестает чувствовать дыхание Логоса, т. е. главного слова.
Поэтому опасно всякое принудительное навязывание символов. Как, например, в новых паспортах, буквально нашпигованных 666 (на каждой нечетной странице как бы узорчатая колонка слева: две группы по 666, а также каждый номер страницы в обрамлении 666). Что это? Просто хулиганство или что-то большее? Структурализм по этому поводу ничего не скажет, его механистическому пониманию это просто неинтересно, как ему неинтересен Бог.
Интересная вещь наблюдается: современные христиане, по сути дела, не признают дьявола, как очень опасного агента (см. К.С.Льюис «Письма баламута») или воспринимают его по образу потертого черта из романа «Братья Карамазовы» (кн.11, гл. IX).
Вся каноническая территория РПЦ в России покрыта статуями беса, но никого это не беспокоит. А ведь это именно его (дьявола) получается каноническая территория, а вовсе не РПЦ. Смешение одного и другого особенно жутковато. Механистическо-номиналистический подход сделал сознание современного человека разорванным, человек теперь не видит никакой связи между разными реалиями бытия, между знаком и референтом. «Железяка, мол, есть не прост, нехай торчит».
На это могут сказать, что не следует впадать в «эсхатологическую панику», что, мол, «ничего страшного». Но приведенные выше рассуждения — лишь применение православной методологии реалистического символизма к жизни.
http://rusk.ru/st.php?idar=6242
|