Известия | Виктор Сокирко | 23.08.2013 |
В новом Руководстве по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации, которое сейчас дорабатывается в Минобороны, сохранится существующее правило приема священнослужителей на должность помощника командира. Они останутся без погон, но с армейской зарплатой и штатной должностью.
- Решение о приеме священнослужителя на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими принимает министр обороны, но трудовой договор с ним заключает непосредственно командир, — рассказал «Известиям» начальник управления по работе с верующими военнослужащими (УРВВ) Минобороны Борис Лукичев. — Мы представляем в министерство документы кандидата на эту должность, их просматривает главное управление кадров, а потом утверждает министр обороны. Его согласие становится основанием для заключения трудового договора.
- Это штатная должность, оплачиваемая из казны Министерства обороны, — пояснил протоиерей Сергей Привалов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. — Она является духовной, но предполагает подчинение священнослужителя командиру.
Разрабатываемое ныне в военном ведомстве руководство придет на смену существующему Положению по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации. Оно должно получить правовую оценку и тогда будет представлено Сергею Шойгу. Ожидается, что руководство будет подписано уже в нынешнем году.
- Это принципиально другой документ, в нем раскрывается все содержание работы с верующими в армии, — рассказал Лукичев. — В нем прописаны должностные обязанности военных священников, порядок их взаимоотношений с командирами, порядок назначения на должность. Да и тем командирам, которые далеки от веры, будет понятно, как работать с верующими подчиненными.
На 20 страницах уместился весь уклад работы с верующими военнослужащими, начиная от общих положений и заканчивая участием священников в учениях. Подчеркивается, что участие военнослужащих в религиозных обрядах и церемониях является добровольным, а командир не вправе принуждать солдат посещать войсковые храмы. Оговорено взаимное уважение и сотрудничество между представителями различных конфессий — батюшкам предписано не ссориться с муллами.
- Статус священнослужителя в армии определяется его церковным саном и должностью помощника командира соединения, — говорит Лукичев. — Но больше всего, конечно, важны его личные качества, умение общаться с людьми. Наши батюшки легко находят общий язык с командирами, ведь они, как правило, работали в этой части и до назначения.
Требования к батюшкам серьезные. Они «должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих». Военный священник должен быть гражданином России, не должен иметь двойного гражданства, судимости, а уровень образования не должен быть ниже среднего.
Помимо этого помощник командира должен пройти медицинскую комиссию, а также специальную военную подготовку. Она проводится на базе одного из ближайших военных вузов в течение двух месяцев и включает курс лекций по военным дисциплинам и практические занятия на полигоне.
Разграничена в документе и материальная ответственность между командиром и священником. Первый должен обеспечить надлежащее помещение для совершения религиозных обрядов, а второй отвечает за приобретение религиозной утвари и других культовых предметов.
Обращение осталось прежним: «батюшка», «отец» (некоторые командиры, у которых сложились хорошие отношения со своими помощниками, называют их «батя»), в официальных случаях — «Ваше преподобие». Козырять священнику не нужно, а вот приложиться к руке не запрещается. Среди негласных разрешений — наличие помощника из числа военнослужащих срочной службы, который помогает священнику при проведении богослужений.
Сейчас в Министерстве обороны на должностях помощника командира соединения (дивизия-бригада) по работе с верующими военнослужащими служат 80 православных, два мусульманских священнослужителя и один буддистский. Этого явно недостаточно. В результате, например, когда нынешним летом зенитно-ракетная бригада из-под Екатеринбурга, где вакантна должность священника, направлялась на учебные стрельбы на полигон Ашулук в Астраханской области, верующие попросили «одолжить» батюшку в соседней воинской части. Отец Вячеслав с радостью согласился на такую командировку, а освященные им ракеты попали в цель.
В военном госпитале в Ростове-на-Дону обратная ситуация — на протяжении многих лет там работает отец Михаил вместе со своей матушкой, которая возродила при лечебном заведении группу сестер милосердия, но должности для него там нет. В госпитале она не положена по штату, и в штабе Южного военного округа никак не могут «перебросить» для него должность священника из другой воинской части.