Русская линия | Александр Рожинцев | 23.12.2004 |
В бурный, овеянный кровью и славой русского оружия XIXвек, Господь послал России великих Святых угодников Божиих, проповедников и просветителей. Имена оных навечно вписаны в золотые страницы Истории Русской Православной Церкви. Вслед за Митрополитами Московскими Платоном (Левшиным), Филаретом (Дроздовым) и Макарием (Булгаковым) своими проповедническими и учено-богословскими трудами прославился и Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий (Борисов).
Имя сего блистательного духовного мужа Церкви было широко известно всей Великой России. Его пламенные проповеди и теперь будоражат душу и пробуждают ее от сна лености и хладности. Кто же был избран Господом для пасторского служения?
Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий
Архиепископ Херсонский Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов, православный мыслитель, богослов, духовный писатель и ярчайший проповедник родился 15 (28) декабря 1800 года в г. Елец Орловской губернии в семье священника. Будущий владыка получил воспитание и образование в Воронежской и Орловской семинариях, а затем и в Киевской Духовной Академии (1819−1823).
Ученая деятельность владыки Иннокентия начиналась в Санкт-Петербурге (1823), где принял он монашеский постриг, а процветала главным образом в Киеве, где был он ректором Академии и профессором богословия (1830−1839). Здесь начал он Епископское служение в чине викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую (1839−1857). В 1836 году возведен был в чин Епископа, в 1845 году — во Архиепископа. В 1848 году возглавил он Херсонскую епархию. В Коронацию Государя Императора Александра II 26 августа (8 сентября) 1856 года, Высочайше назначен он членом Святейшего Синода.
Владыка Иннокентий ввел новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам, не отклоняясь от святоотеческого предания. В продолжение 16 лет профессорства преподавал он, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, оживил он интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены были новые предметы преподавания.
Образовал он целое поколение богословов и ученых и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл «неологом»; возбуждено было даже «секретное дознание» об образе мыслей его, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: «Жизнь Апостола Павла», «Жизнь Св. Киприана», «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» — положили начало его ученой известности.
В Киеве основан им был еженедельник «Воскресное чтение», в котором он помещал, главным образом свои работы. Из ряда иных ученых его предприятий вполне осуществлено было лишь одно: «Памятник веры» — собрание вероизложений и символов от начала Церкви до позднейшего времени; но отпечатанный к концу жизни владыки Иннокентия, «Памятник» так и не был выпущен в свет. Другие работы его (помимо переводов): «История христианской Церкви в Польше» (две главы из этого сочинения напечатаны им в Журнале Министерства народного просвещения, но в целом виде сочинения не появилось); «Вертоград духовный» — сборник лучших проповедей; «Церковный архив» — библиотека древних и новых сочинений о Церкви (программа).
Многие ученые предприятия, для которых даны им подробные конспекты, осуществлены были уже после кончины его (например «Собрание церковных правил», «Деяние Вселенских и Поместных соборов»).Архиепископу Иннокентию принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры — Академии, а также почин реставрации и описания древности Крыма и Кавказа и всех других местностей, где пребывал он Епископом.
В Одессе основано им «болгарское настоятельство», которое до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Знаменит был владыка Иннокентий и как проповедник.
По словам церковного историка и богослова протоиерея Петра Смирнова: «Современник знаменитого Московского витии (Филарета Дроздова — прим. А. Р.), Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простого слова и художественною картинностью представлений и образов. Ко всему этому Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки. Строго обдуманные слова его изливались сами собою и из души его, как бы объятой вдохновением. И как не прекрасны его проповеди в печати, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлекать читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово».
Проповеди владыки Иннокентия являются превосходным образцом православного красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена была на языки: французский, немецкий, польский, сербский, греческий и армянский.
Об учености владыки у протоиерея Петра Смирнова читаем следующее: «В истории богословского образования Иннокентий известен тем, что он, как знаток новых языков, внимательно следивший за развитием богословской науки на Западе, сделал первые попытки к сближению с нею Православного богословия, за что, иногда, подвергался упрекам со стороны ревнителей православной старины. В то же время Иннокентий старался сблизить богословскую науку с другими отраслями знаний. Он не любил естественные науки, и в его воззрениях они не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
Как начальник и Архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческою близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями. Здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах; «никогда с полгода не вычитаешь из всевозможных журналов», говорит один из участников этих литературных бесед, «что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко» (Из слова «Венок на могилу Высокопреосвященного Иннокентия»).
В то же время Преосвященный Иннокентий всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе. Кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения Крестные ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской и Святогорской), древних памятников и Святых мест в Крыму и составление умилительных Акафистов (Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу)".
Пребывая во главе епархий, владыка Иннокентий возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим Архиереям, из которых более 20-ти с ним состояли в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию владыка проявил во время Крымской кампании, о чем невозможно не сказать: «В последние годы своего Святительства, — пишет протоиерей Петр Смирнов, — Иннокентий прославился самым живым Архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на Русских воинов.
Во время бомбардировки Одессы (10 (23) апреля 1854 года), мужественный Архипастырь спокойно совершал Божественную Литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость духа в жителях. После бедственного поражения нашей Армии при Альме, жители города Симферополя пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты, явился среди них Архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово его было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали.
Из Симферополя Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь; служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за Веру и Отечество. Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного Архипастыря. Кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года (с. ст.), в день Пресвятой Троицы".
Сочинения Архиепископа Иннокентия изданы были несколько раз:
Сочинения Т. 1−3, Москва, 1843.
Сочинения Т. 1−6, Санкт-Петербург, 1870−1874.
Сочинения, издание 2-е, Т. 1−12, Санкт-Петербург, 1901.
Сочинения, Кн. 1−7, Санкт-Петербург, 1907.
Печатается по книге протоиерея Петра Смирнова «История Христианской Православной Церкви», Петроград, 1916 и «Русское мировоззрение», Москва, 2003.
http://rusk.ru/st.php?idar=6238
|