Русская линия
Православие и современностьЕпископ Вениамин (Милов)19.08.2013 

Слово в день Преображения Господня

Если бы кто захотел вам сказать о том, что есть самое важное в этой жизни, то в этот день Преображения Господня на Фаворе сказал бы вам, что самое главное — это научиться молиться, познав силу действия молитвы. И евангелист, повествуя о сегодняшнем событии, говорит, что когда молился Господь, то одежды Его просветились и лицо стало иным. Так преобразила Господа молитва.

И святые молились так, как некогда молился Господь. Так, когда молился Феодор Глинский, то из каждого его пальца как бы исходил пучок света. Авва Иосиф говорил, что если хочешь молиться — будь как пламя, а когда он воздевал свои руки в молитве к небу, то как бы десять свечей, десять светильников загорались над ним, и весь он был осиян этим небесным светом. И преподобный Серафим, молясь на камне, или идя с молитвой на устах, менялся весь. Он как бы светился каким-то чудным светом и повергающееся долу лицо его сияло, озаренное силой молитвы. Епископ Феофан пишет про одного инока, что когда он начинал говорить о духовном, о молитве, лицо его белело, делалось блестящим как снег, глаза его мгновенно загорались.

Отчего все это бывает? Внутри нас, вот за этой плотью, которая истлеет, скрыт данный нам еще при крещении Божественный Свет. Он живет в глубине, далеко в глубине нашего сердца. И вот, когда молится человек, когда приходят в движение все силы его духа, тогда этот свет озаряет лицо, вырывается потоком благодати наружу. И если этот свет не освещает лица, то он все же придает ему необыкновенное выражение, смягчает черты и делает его приятным. Вот отчего святые имеют такие симпатичные лица. Это как бы доказательство того, что молитва всегда живет в их сердцах. Лица их всегда озарены незыблемой надеждой, сияют теплой верой, дышат всепрощающей любовью. Так и всякий человек, который не забывает молитву, имеет такой же привлекательный вид, такое же выражение, располагающее к нему другие души. Молитва поддерживает в человеке тот чудесный свет, и он отражает состояние его души.

А если нет в человеке молитвы, хотя бы и красив он был, посмотрите, какая это бесовская красота. Сатана живет в сердце у него, на лице его лежит печать пороков и страстей, написан или гнев, или зависть, и черты его носят мрачный, гордый характер.

Молитва — есть сила. Когда мы произносим имя Господа Иисуса Христа, в этом имени действует заключенная в нем неведомая сила.

Как же нам научиться молитве, чтобы сила Господня была в ней, и где научиться? Ведь нас нигде не научат молитве: обойди все университеты, и вам нигде и никто, кроме св. Церкви, ни слова не скажет о молитве потому, что вся наука в сравнении с ней — червяк в сравнении с чудовищем, свеча маленькая в сравнении с солнцем. Премудрый Сирин говорит: «Если ты хочешь молиться с силой, то прииди прежде и уготовь себя, чтобы не быть человеком, искушающим Бога. И только, когда мы приготовим себя, только тогда мы можем приступить к молитве. И молитва наша тогда будет достойной, ибо, по слову Апостола, «не изнеможет у Господа всяк глагол».

Итак, нужно приготовить себя к молитве. Прежде всего нужно очистить сердце прощением обид. Как бы не было горько и тяжело, все надо прощать. Сам Господь является нашим Учителем, говоря: «Если ты принес дар свой и вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя, оставь дар пред алтарем, иди и прежде примирись с братом, а потом неси дар твой».

Но вы скажете: «Обиды прощены, в душе все холодно, что же делать?» Да, души наши настолько зачерствели, настолько закоснели, что не могут сразу начать молиться. А потому нам нужно еще кроме прощения обид — сокрушение. Нужно представить себя ужасным грешником, которому уже нет помилования. Нужно сказать себе: «Какой я грешный, какой ужасный я человек перед Богом, мои грехи неисчислимы». Необходимо обязательно внимание к молитве.

Обычно какова наша молитва? Мы произносим слова святые, а в голове вертятся то пляски, то нарядная одежда, то лакомый кусок, всегда что-нибудь развлекает. Душа далека от молитвы и вторит слова механически, машинально. А слова молитвы должны говорить редко, с чувством, с полным вниманием. Мы же наоборот. Чем ограничивается наша молитва перед сном: небрежный кивок, перекрестился и — в постель. «Я устал — оправдывает себя человек. Я целый день на ногах, работая устал, глаза слипаются, не могу молиться». Не может потерпеть немного в молитве и потому душа его мятется, сон его тревожен. А если хоть немного помолиться, то Господь за малый труд даст сон здоровый и мир душевный. А что стоит встать чуть раньше и освежить ум и сердце молитвой! И тот, кто не принуждает себя на молитву, от того отступает Господь и сатана вселяется в него. Вот почему в семьях наших теперь царит разврат, неверие, пьянство и всякие страсти. Нет молитвы у людей, сердцами их владеет диавол. «Пей» говорит он человеку — и тот пьет, потому что нет у него силы победить диавола, ибо не защищает его рука Божия. И всякий человек должен молиться, ибо это самое важное теперь для нас, ибо Бог в молитве дает и утешение, и покой и залечивает наши скорбные раны. Аминь.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Опубликовано:

«Православная вера», № 15, 1996.

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5384_slovo_v_den_preobrajeniya_gospodnya


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика