Русская линия
Православие.RuСвященник Андрей Филлипс,
Дмитрий Лапа
15.08.2013 

Святые Британии с нами

Икона Собора всех святых Британии и ИрландииДом, возделанная земля, один фунт в день, милый уголок для трезвения и молитвы; будь верным Церкви, будь щедрым к бедным, о пастырь, — всегда.

Роберт Стивен Хокер

Пустыня Египта, наставляемая святымАнтонием Великим, в IV веке превратилась в монашеский «город». Его влияние быстро распространилось на северо-восток — в Палестину и Сирию, где в VI веке монашество развивалось благодаря другим прославленным отцам, таким как святой Феодосий Великий и святой Савва Освященный. Но несколько ранее этого, во второй половине IV века, монашество пришло на северо-запад — в Тур в Галлии, где его возглавил святой Мартин Милостивый († ок. 397; память 12 октября). О последнем услышал молодой Ниниан из Британии, будущий святитель, и даже, возможно, посетил его. Позднее он стал известен как святой Ниниан, апостол пиктов († 432; память 26 августа) в той части Британии, которую мы сейчас называем юго-западной Шотландией.

Вскоре это монашеское движение достигло южной Галлии, откуда в первой половине V века святой Иоанн Кассиан Римлянин (360−433; память 29 февраля) отправился учиться у старцев-монахов. Он насадил монашество в этих землях, основав знаменитый монастырь на острове Лерин, рядом с Каннами, — отсюда монашество распространилось по всей Галлии, ставшей «Фиваидой святых», как о ней писал святитель Григорий Турский. Здесь, в монастыре Лерин, святой Иоанн Кассиан писал свои «Установления», а преподобный Викентий Леринский[1] составлял богословские трактаты, опровергавшие ошибочные мнения блаженного Августина.

Монастырская церковь св. Марии и св. Румона в Тавистоке, Девон.Монастырская церковь св. Марии и св. Румона в Тавистоке, Девон.

Влиятельный монашеский центр на острове Лерин вдохновил молодого человека с севера, посетившего эту обитель и оставшегося в ней на какое-то время. Он был римо-британцем из христианской семьи: дед его был священником, а отец — диаконом. Он пришел из той части Британии, которую мы сегодня называем северо-западной Англией; он хотел учиться монашеской жизни. Молодой человек носил римское имя Патриций, или Патрик. Ему было предназначено вернуться на Британские острова и в Ирландию, чтобы просветить светом Евангелия ирландцев. Святой Патрик († 493(?); память 17 марта) основал ирландское монашество — мы можем говорить и об «Ирландской Фиваиде»[2]. Монашеское движение распространилось из Ирландии на остров Айону, а затем в Шотландию, северную Англию, Уэльс, Бретань, на запад и юго-запад Англии, подняв на более высокий уровень этноцентричное и слабеющее христианство, которое на западе Британии, после завоевания ее язычниками англами и саксами, хранили некоторые римо-британцы.

Старый дом священника в Морвенстоу, Корнуолл.Старый дом священника в Морвенстоу, Корнуолл.

Когда святой Августин, первый архиепископ Кентерберийский и апостол англов, в конце VI века принес Евангелие в юго-восточную Англию, его римским ученикам и их английским помощникам-неофитам пришлось при обращении Англии ко Христу во многом полагаться на помощь кельтских миссионеров-монахов с севера и запада. Все возникшие было недоразумения в конце концов были преодолены великим святителем Англии — святым Феодором из Тарса, греком, другом преподобного Максима Исповедника и архиепископом Кентерберийским (602−690; память 19 сентября). Административные и организаторские способности римлян соединились со строгой монашеской духовностью кельтов — из этого и произросла Английская Церковь. Одним из ее отпрысков, явившим ярчайший пример того, сколь плодотворно такое соединение, стал священномученик Бонифаций Кредитонский († 754; память 5 июня) — святой из Девона, сакс по отцовской и кельт по материнской линии, отправившийся, по благословению Римских пап, одним из которых был грек Захарий, обращать ко Христу языческую Европу в первой половине VIII века [3]. Святой Бонифаций был родом из южного Девона — особенно «английского» района Британии. А северный Девон, как и Сомерсет, и Корнуолл, или, как его тогда называли, Западный Уэльс, были преимущественно «кельтскими» районами. В V—VII вв.еках на этих исконно кельтских землях Англии, территориально совпадающих с нынешними графствами Сомерсет, Девон и Корнуолл, просияло великое множество святых. Некоторых из них мы сейчас и вспомним.

Церковь всех святых в Ки, Корнуолл.Церковь всех святых в Ки, Корнуолл.

На побережье Сомерсета издавна чтится память святого Декумана († 706; память 27 августа). Святой Декуман родился в VII веке в благородной семье в Уэльсе. На его родине — в деревне Роскраутер в Пемброкшире — в честь угодника освящена церковь. Валлийское название этого места — Лландегиман, что значит «Церковь Декумана»[4]. С юга Уэльса святой, с ранних лет тяготившийся светской жизнью, перебрался на север Сомерсета. По преданию, он прибыл в Сомерсет, переплыв Бристольский залив на плоту вместе с коровой — она была его верным спутником, а не только снабжала молоком. Сначала подвижник обосновался в окрестностях Данстера в Сомерсете. Декуман проповедовал и молитвой исцелял местных жителей от разных болезней, но душа преподобного стремилась к уединению. Вскоре святой перебрался в местечко Уотчет того же графства Сомерсет, где смог наконец жить в полном затворе, проводя дни и ночи в непрестанной молитве. Через много лет отшельнику Декуману, когда он молился, некий язычник отсек голову. Случилось это около 706 года. Согласно местному преданию, святой Декуман взял отрубленную голову в руки, омыл ее и чудесным образом соединил с шеей. Люди помогли ему построить на этом месте храм, после чего подвижник и преставился. Эта церковь существует в Уотчете по сей день, хотя на протяжении веков много раз перестраивалась. Нынешнее здание относится к XV веку. Церковь освящена в честь святого Декумана. В ней долгое время находились чудотворные мощи святого отшельника. Рядом с храмом бьет источник, посещавшийся до Реформации паломниками. В недавнее время чудотворный источник восстановили.

Церковь св. Беуно в Берриев, Уэльс.Церковь св. Беуно в Берриев, Уэльс.

Кроме Уотчета, местами почитания этого подвижника были живописный городок Уэллс и местечко Мачелни в Сомерсете.

Святого Декумана и сегодня глубоко чтят во всем Сомерсете; он является покровителем и прихода Сент-Декуманс. Молитвы ему возносят в нескольких местах южного Уэльса, в Корнуолле — недалеко от Хелстоуна — и даже в графстве Уэксфорд в Ирландии. До сих пор в этом графстве в местечке Киллаг во имя святого освящена церковь, есть также две частично сохранившиеся церкви в Киллиане и в Таунлендс-Бэлликонник.

Церковь св. Беуно в Аберффро, Айл-Оф-Англси.Церковь св. Беуно в Аберффро, Айл-Оф-Англси.

Саксонская церковь в красивейшей деревушке Калбон графства Сомерсет освящена во имя знаменитого валлийского святого Беуно († ок. 645(?); память 21 апреля).

Мы имеем скудные сведения о жизни преподобного Беуно, но память об угоднике Божием не смогла стереть даже Реформация. Святой Беуно, вероятно, родился в валлийском королевстве Поуис в VI веке. Он получил прекрасное образование в Херефордшире, на западе нынешней Англии, в то время входившем в состав одного из Валлийских королевств. Совершенствовался в монашеской жизни в прославленном монастыре Бангор в Уэльсе. Около 615 года святой Беуно основал свой главный монастырь Клинног-Фор в уэльском графстве Гуинедд. Благодаря трудам монахов этого монастыря большая часть северного Уэльса была просвещена светом Евангелия. В Бангоре Беуно рукоположили в пресвитера, и он стал во главе монастыря Клинног-Фор. Святой основал в Уэльсе не менее девяти прославленных монашеских центров.

Про святого Беуно говорили, что он был непреклонен к закоснелым грешникам, но полон сострадания к кающимся и страждущим. Святой Беуно получил от Господа дар проникать в тайны духовного мира. На протяжении всей жизни святой отец совершал чудеса исцеления. Его проповедь Слова Божия достигала многих районов Уэльса и юго-западной Англии. Беуно прослыл блестящим знатоком Священного Писания.

Святой много странствовал, проповедуя Слово Божие, основывая обители, исцеляя больных и утешая страждущих. Но нередко он удалялся в затвор на уединенную молитву. Святой Беуно основал монастыри в Лланфеуно («Церковь Беуно») в Херефордшире (Англия) и в Лланинимехе. (И в наше время деревня Лланинимех расположена так, что часть ее находится в Англии, в графстве Шропшир, а часть — в Уэльсе, в графстве Поуис.) Сохранились предания о том, что подвижник посещал святые монашеские острова Бардси и Англси в Уэльсе. На острове Англси он основал церковь или обитель — в месте под названием Аберффро.

Вероятно, святой Беуно некоторое время вел уединенную жизнь в Сомерсете, где крошечная церковь в местечке Калбон служила когда-то ему кельей (отсюда ее название — «Келья Беуно»). Это самая маленькая церковь во всей Англии! По преданию, в церковь бывшую келью святого перестроили после его смерти. Церковь в Калбоне расположена в глуши, у самого моря — типичное место уединения древних кельтских святых. Она вмещает максимум 12 человек и до наших дней является центром паломничества. Деревня Калбон состоит всего из семи домов, она находится в удивительном по красоте уединенном месте графства Сомерсет, рядом с заливом. Обрыв к морю за деревней достигает 1200 футов; с обрыва стекает по склону в море небольшой родник, образуя живописный каскад. Церковь в Калбоне имеет 33 фута в длину и 12 в ширину. Она состоит из нефа, алтаря и притвора, венчает ее шпиль. Алтарь этого храма размером в 13,5 футов (4,1 метра) на 10 футов (3 метра); неф — 21,5 футов (6,6 метров) на 12,33 фута (3,8 метров). Хотя это место труднодоступно и поблизости нет дорог, службы здесь проходят регулярно. Вероятно, часть мощей святого Беуно могут покоиться под полом этой церкви.

Церковь св. Беуно в Калбоне, Сомерсет – самая маленькая приходская церковь в Англии.Церковь св. Беуно в Калбоне, Сомерсет — самая маленькая приходская церковь в Англии.

Преставился святой Беуно мирно на Светлой седмице около 640−645 года в Клинног-Форе в глубокой старости. Там же его и погребли. Над могилой святого воздвигли часовню. У мощей угодника Божия начали совершаться многочисленные чудеса.

Почитание святого Беуно пережило ужасы Реформации. У фермеров до начала XIX века существовал обычай на праздник Троицы жертвовать церкви святого Беуно молодых ягнят и телят, приводить больную скотину к располагавшемуся неподалеку святому источнику преподобного Беуно. Сохранилось бесчисленное множество рассказов об исцелении животных. В позднее средневековье в церкви Клинног-Фор даже служилась особая католическая служба о здравии домашнего скота.

Больных детей на протяжении многих лет как до, так и после Реформации приводили к этому святому месту, купали в источнике святого Беуно и оставляли на ночь в часовне на могиле или рядом с могилой преподобного — и многие получали исцеление. Здесь чаще всего исцелялись дети и молодые люди, страдавшие рахитом и эпилепсией. Есть письменные свидетельства и о том, что в XVIII, XIX и XX столетиях люди освобождались от многих недугов, искупавшись в этом источнике. Святого Беуно до сих пор почитают заступником больных детей и больного скота. К сожалению, источник преподобного Беуно в 2010 году осквернили вандалы. Сейчас он закрыт.

Немало церквей освящено во имя этого святого. Больше всего посвященных ему храмов на севере и северо-западе Уэльса, включая святой остров Англси и полуостров Ллейн. Церкви во имя преподобного Беуно есть также в центральном и восточном Уэльсе и в районе Клуид.

Преподобный Конгар (Кингар, Кунгар; память 7 ноября) жил в VI веке и был родом из королевской семьи. По одной версии, Конгар родился в Девоне в Англии, по другой — в Пемброкшире в Уэльсе. Святой Конгар с молодых лет стремился к подвижнической жизни. По указанию ангела преподобный перебрался через Бристольский залив в Англию, где основал влиятельный монастырь в местечке Конгрсбери и стал в нем игуменом. По легенде, место для постройки монастырской церкви святому подвижнику указал дикий кабан.

Святой Конгар прожил в Конгрсбери много лет. Он всегда носил власяницу, вел безупречную жизнь в постоянном посте и молитве, а питался только раз в день небольшим количеством ячменного хлеба. Каждое утро святой входил в холодную воду и, стоя в ней, трижды произносил молитву «Отче наш», затем возвращался в церковь, где посвящал себя бдению и молитве Богу. Ему особенно дорога была жизнь пустынника, в чем он желал следовать первому отшельнику — святому Антонию. Святой Конгар был настолько трудолюбив, что со временем превратил некогда болотистую местность Сомерсета в плодородную землю. Он совершил много чудес. Так, однажды он воткнул свой посох в землю на церковном кладбище, и на том месте сразу поднялся тис, который растет там по сей день!

Церковь св. Браннока в Бронтоне, Девон.Церковь св. Браннока в Бронтоне, Девон.

Святой Конгар и много проповедовал в Сомерсете и Девоне. Его окружали многочисленные ученики. Со временем обитель в Конгрсбери стала процветающим монашеским центром и собрала большую братию. Святой Конгар основал церковь или епископскую кафедру также в Бэджворте (Сомерсет), где относящаяся к XIV веку церковь до сих пор освящена в его честь.

Со временем преподобный Конгар стал еще больше ревновать об уединенной жизни. И вот в некий день, по указанию ангела, он, попрощавшись с братией, оставил свою обитель в Конгрсбери и возвратился в родной Уэльс, где некоторое время прожил отшельником на горе в Гламоргане. Возможно, в Уэльсе он основал монастырь в Ллангенните. В глубокой старости преподобный Конгар вместе со своим родственником святым Киби посетил святые места в Ирландии и Уэльсе. Совершая паломничество на Святую Землю преподобный Конгар преставился ко Господу. В Бретани считают, что произошло это на обратном пути из Иерусалима в Англию в местности, относящейся к нынешнему департаменту Морбиан (Франция). Похоронили святого в монастырской церкви Конгрсбери, куда к его мощам на протяжении всего средневековья приезжали многочисленные паломники.

Святого Конгара широко почитают в Сомерсете и Уэльсе. Его имя сохранилось во всех древних календарях. Посвященные ему церкви есть в Бретани и Корнуолле. В корнуоллской деревне Сент-Инганджер святой подвижник некогда вел отшельническую жизнь. В музее графства Сомерсет в Тонтоне хранится статуя святого Конгара.

16 мая чтится память преподобного Карантока кельтского миссионера, подвижника и игумена, жившего в VI или VII веке. Он родился в Уэльсе, в той его части, что относится к нынешнему графству Кередигион, и приходился внуком местному королю. В Уэльсе он основал и возглавил монастырь Ллангранног; позднее уехал в Англию, проповедовал на ее западе, особенно в тех местах, что входят теперь в графство Сомерсет. Здесь он известен как основатель монастыря Кархэмптон. Через некоторое время вместе с другими подвижниками преподобный перебрался в Корнуолл; он просветил большую часть центральных районов этой области. В местечке Кранток в Корнуолле подвижник построил церковь, позднее освященную в его честь. Эта церковь стала центром паломничества. Недалеко от Пэдстоу в Корнуолле существовал и целебный источник этого святого.

Св. Дифриг ВаллийскийСв. Дифриг Валлийский

Как и многие другие кельтские подвижники, святой Каранток некоторое время подвизался и проповедовал в Ирландии и Бретани.

По преданию, святого повсюду сопровождал ручной голубь. Этот голубь указал подвижнику место, где он должен основать монастырь в Корнуолле. Предание гласит: прибыв в Корнуолл, святой решил разжечь костер. В это время его голубь взял в клюв хворостинку и, отлетев на некоторое расстояние, бросил ее на землю. Так святому Карантоку открылась Божия воля, что на этом месте нужно построить обитель.

Другое предание рассказывает о том, как преподобный Каранток, всегда носивший с собой маленький переносной престол, однажды лишился его из-за ссоры с правителями Сомерсета. Чтобы вернуть святыню, святому пришлось сразиться с бесом, принявшим образ ужасного змия, который мучил и держал в страхе жителей этих мест. Подвижник победил чудовище силой молитвы и получил обратно свой престол. В благодарность за подвиг святому выделили земли для постройки монастыря.

Святой Каранток преставился в Ирландии. Его мощи долгое время пребывали в Корнуолле. Преподобного Карантока и сегодня почитают на юге Уэльса, в Корнуолле, Сомерсете и Бретани.

Угодник Божий считается небесным покровителем Лланграннога в Уэльсе, Кархэмптона в Сомерсете и Крантока в Корнуолле. Местная норманнская церковь освящена в честь этого святого по сей день; первая же церковь на этом месте была построена самим святым. По мнению экспертов, это одна из наиболее красиво убранных церквей Корнуолла! Витражи церкви рассказывают житие святого. В средние века паломники шли к церкви святого в Крантоке по так называемой «дороге монахов», проходившей через несколько населенных пунктов, где воздвигались памятные кресты. Несколько таких крестов сохранились до наших дней.

На севере Девона почитаются святые Браннок, Урита (Хиерита), Кеа (Кенан), Нектан, Дифриг (в честь этого валлийского подвижника освящена церковь в Порлоке в Девоне).

Св. Браннок Бронтонский.Св. Браннок Бронтонский.

Преподобный Браннок (память 7 января) жил в VI веке. Он родился в южном Уэльсе и состоял в родстве с королевской семьей. В молодости был женат. Тяготясь мирской жизнью, святой Браннок в середине VI столетия оставил родину и отправился в район северного Девона для просвещения местных жителей светом Евангелия. Там он проповедовал, вел подвижническую жизнь, построил монастырь на месте нынешней деревни Бронтон. По преданию, в чудесном видении ему открылось, что обитель нужно строить на том месте, где подвижник увидит свинью с поросятами. Этот сюжет из его жития изображен на витраже и своде церкви Бронтона. В этой, возможно, крупнейшей деревне Девона местные жители ежегодно празднуют память святого Браннока. Древняя монастырская церковь Бронтона освящена во имя своего основателя.

Память преподобномученицы Уриты Читтлхэмптонской совершается 8 июля. Святая дева жила в VI веке. Она была монахиней; ее замучили язычники саксы, в то время завоевавшие Британию; это случилось там, где сегодня располагается деревня Читтлхэмптон графства Девон. По другому преданию, святая Урита родилась в местечке Ист-Стауфорд в Девоне, была преданной Богу христианкой и по доносу своей мачехи-язычницы обезглавлена в Читтлхэмптоне. И хотя разные предания о смерти святой рассказывают по-разному, но согласны они в одном: на месте мучений праведной девы тут же забил источник и зацвели цветы. Святую похоронили в Читтлхэмптоне, и вскоре над ее могилой построили церковь. К мощам святой мученицы и к святому источнику ежегодно приезжали многочисленные паломники, от ее мощей происходили чудеса. Так продолжалось до Реформации, когда почитание святых официально прекратилось. Тогда же и статую мученицы убрали из церкви.

Святая Урита Читтлхэмптонская.Святая Урита Читтлхэмптонская.

Рака с мощами святой до Реформации находилась в маленькой часовне в северной части алтаря нынешней церкви святой Уриты, где было и ее изображение. Предполагают, что мощи святой угодницы сохранились и сегодня почивают под камнем, относящимся к временам средневековья, что лежит в этой церкви приблизительно на месте бывшей часовни. В церкви также сохранилась датируемая 1500 годом кафедра, на которой изображена святая Урита, держащая пальмовую ветвь — символ мученичества и камень, служащий основанием церкви.

Новая статуя святой сейчас находится высоко в нише с внешней стороны башни церкви Читтлхэмптона. Сама церковь святой Уриты весьма значительного размера, построена в позднем «перпендикулярном стиле». Башня этой церкви — одна из самых высоких в Девоне. Церковь также славится своими знаменитыми колоколами. Источник святой Уриты на восточной окраине Читтлхэмптона сохранился по сей день. В Читтлхэмптон снова совершаются регулярные паломничества, а верующие в день ее памяти идут крестным ходом и поют гимн святой мученице Урите Читтлхэмптонской: «Пой, пой, Читтлхэмптон! Пусть все луга Девона звенят от духовной радости о нашей славной святой! И ты, о святая дева, помолись, чтобы мы в нашей земной жизни достойно несли свой крест и заслужили небесный венец».

Сведения о жизни святителя Кеа — его память отмечается 5 ноября — скудны. Известно, что святой жил в VI веке и его именем назван населенный пункт Ландки в графстве Девон, где его до сих пор почитают. Кеа был в родстве с королевской семьей; он происходил из южной Шотландии и некоторое время трудился вместе со святым Гильдой Мудрым — он отлил для него колокола. Святые Гильда и Кеа подвизались в северном Уэльсе; Кеа здесь глубоко почитали. Он принял монашество, впоследствии стал епископом, проповедовал. Известно также, что святой подвизался в монастыре Гластонбери в графстве Сомерсет. Из Гластонбери святой Кеа вместе с другими подвижниками совершил миссионерские поездки в Девон и Корнуолл. В этих районах до сих пор осталась память о церквях и обителях, основанных ими. Так, по преданию, святой Кеа построил церкви в Стрите графства Сомерсет и Ландки графства Девон. Сегодня в деревне Стрит стоит древняя церковь во имя Пресвятой Троицы, первоначальное же название этой деревни — Лантокай, что значит «городок святого Кеа». Относящаяся к XV веку церковь в деревне Ландки сейчас освящена во имя святого Павла, но когда-то была посвящена святому Кеа. Название «Ландки», возможно, переводится как «Место отшельнической жизни Кеа». Населенный пункт Ки в Корнуолле много веков носит имя святителя. От монастырской церкви, заложенной святым в этой деревне, сейчас осталась лишь башня, но рядом недавно возвели часовню. С давних времен в деревне Ки в честь любимого святого стояла церковь; ее перестроили в XIX веке и освятили во имя Всех святых.

Со святым Кеа связано много чудес. Так, однажды по его молитвам из скалы забил целебный источник. В другой раз подвижник спас оленя, за которым охотился король. За это у святого забрали волов, и с тех пор на монастырском поле работали преданные ему олени.

Часть жизни святой Кеа прожил в Бретани, там и преставился. В Бретани святого почитают с именем Куaй. Населенные пункты Сен-Кэ на севере и Сен-Кэ-Портрьё недалеко от Сен-Брие носят имя этого святого.

До сего дня святого Кеа чтят на юге Шотландии, в Уэльсе, Девоне, Сомерсете, Корнуолле и Бретани. Считается, что святой Кеа особенно помогает при зубной боли.

Св. Нектан ХартлендскийСв. Нектан Хартлендский

Память чудотворца всего Девонапреподобномученика Нектана совершается 17 июня. Святой Нектан родился около 468 года в Уэльсе и был старшим сыном известного святого короля Брихана из Брекнока. У короля было 24 дитяти, и святой Нектан своей добродетельной жизнью и мученической кончиной превзошел их всех. Уже в юном возрасте он твердо решил избрать иноческое житие и посвятить всего себя служению Богу по примеру отцов-пустынников Египта. Вместе со своими благочестивыми родственниками святой Нектан сел в лодку и положил, что будет вести подвижническую жизнь там, куда она причалит, — это будет ему знак от Бога. Лодка причалила в северном Девоне. Там подвижник поселился на окраине нынешнего городка Хартленд в местечке под названием Сток. Он построил себе крошечную хижину и много лет возносил уединенную молитву здесь, посреди дремучих лесов. Рядом с его отшельнической хижиной был ручей — его русло пролегало там, где сегодня течет вода святого источника во имя преподобного Нектана. Подвижник целыми днями пламенно молился; питался он одними ягодами. Много лет об угоднике Божием никто не знал. Со временем и другие родственники святого Нектана переехали в Девон, где много проповедовали, приводя язычников ко Христу.

Однажды отшельник Нектан помог нерадивому пастуху собрать разбежавшееся стадо свиней, за что получил от него в дар двух коров. Через некоторое время коров у святого похитили разбойники. Однако Нектану удалось разыскать грабителей. Святой попытался обратить их ко Христу проповедью, но разбойники схватили святого и отсекли ему голову. Обезглавленный мученик взял, к неописуемому ужасу разбойников, свою голову в руки и направился к ручью, около которого много лет подвизался, — здесь он и отошел ко Господу. Это случилось в 510 году. До нашего дня возле местного ручья сохранились камни, хранящие красные следы крови святого мученика, свидетельствующие о беззаконии, совершенном в этом месте более 1500 лет назад. Увидев чудо, один из разбойников сразу уверовал во Христа и благоговейно похоронил святого. Из нераскаявшихся разбойников впоследствии кто ослеп, кто умер ужасной смертью. По преданию, в тех местах, где пролилась кровь святого Нектана, долгое время обильно росла наперстянка.

Святого Нектана почитают и в Корнуолле. Считается, что он некоторое время подвизался на месте нынешней деревни Третеви в Корнуолле. Здешний заросший густым лесом район Сент-Нектанс-Глен («Горная лощина святого Нектана»), а также водопад носят имена святого угодника.

Нектан почитался как святой мученик; мощи его были положены в раку, и на протяжении многих веков к ним стекались паломники. Во второй половине XII века на месте церкви святого Нектана в Хартленде построили августинский католический монастырь, и с того времени мощи угодника хранились в нем — вплоть до Реформации. Не менее пяти церквей в Девоне и Корнуолле освящены во имя святого Нектана, в том числе и средневековая церковь в деревне Уэлкомб на границе Девона и Корнуолла (рядом с ней сохранился святой источник) и средневековая часовня возле деревни Сент-Уинноу в Корнуолле. Древняя церковь в Эштоне графства Девон некогда тоже была посвящена святому Нектану. Память мученика издавна праздновали в городах Эксетер, Уэллс и Лонсестон. Но центром почитания этого удивительного святого считается Хартленд, где до сих пор происходят многочисленные чудеса исцеления на том месте, где пострадал отшельник. Местная англиканская церковь, датируемая XIV веком, освящена во имя мученика Нектана. Эта церковь — одна из самых длинных в Девоне (ее длина составляет 137 футов), а ее башня — самая высокая в этом графстве (высота — 138 футов). Бьющий в 100 метрах от церкви источник святого Нектана находится точно на том месте, где святой вел подвижническую жизнь. Местные жители любят и почитают святого Нектана и искренне верят, что угодник до сих пор духовно присутствует среди них. Существует обычай в день памяти святого приносить к его источнику цветки наперстянки. Каждый год в память о мученической кончине Нектана в храме Хартленда совершается специальная служба, а дети проходят крестным ходом вокруг храма, держа в руках пурпурные наперстянки как символ мученичества подвижника.

Два населенных пункта в Бретани, возможно, тоже связаны с этим святым.

Жители Девона хранят предания, связанные со святым Нектаном. По одному из них, святой Нектан особенно ненавидел грех сквернословия и искренне считал, что упорствующие в этом грехе достойны того, чтобы язык их опухал. Поэтому на протяжении веков окрестные жители больше всего боялись «согрешить сквернословием и прогневать святого». В 1970-х годах в графстве Девон произошел такой чудесный случай, зафиксированный одной православной монахиней. Некий молодой человек, несмотря на предупреждения своих близких, сквернословил в непосредственной близости от места подвигов святого Нектана в Хартленде. Вдруг его поразил страшный недуг, и он едва не погиб: его язык так распух и сдавил гортань, что он стал задыхаться. Но в тот же день молодой человек и полностью исцелился — после искреннего слезного покаяния.

По некоторым сведениям, мощи святого сохранились под спудом в церкви Хартленда.

Святому Нектану написана православная служба на английском языке.

Святой Петрок Корнуоллский.Святой Петрок Корнуоллский.

Славный святой Корнуоллапреподобный Петрок († ок. 594(?); память 4 июня) почитается также и в Девоне, а флаг Девона называется флагом святого Петрока. Посвященная святому Петроку древняя церковь в деревне Петрокстоу графства Девон относится, вероятно, к VII или VIII веку! В графстве Девон в честь этого замечательного святого освящены храмы в таких населенных пунктах, как Лидфорд (построена в «перпендикулярном стиле», имеет саксонскую купель), Ньютон-Сент-Петрок, Дартмут, Инвардли, Фаррингдон на востоке графства, Хартфорд (церковь относится к XIII веку), Парракомб. Церковь в деревне Тимберскомб графства Сомерсет тоже освящена во имя святого Петрока. Нынешняя церковь — начала XVIII века, а башня датируется XV столетием. Возможно, святой посещал это место.

В городе Эксетер графства Девон одна из многочисленных церквей посвящена Петроку. Возможно, в средние века в Эксетере и Гластонбери хранилась часть мощей этого подвижника.

Подобно многим другим святым отшельникам Британских островов, святой Петрок имел особую связь с природой, и прежде всего с животными. Известны рассказы о том, как он даже волков приручал. Святого Петрока нередко изображают с оленем, так как, по преданию, он особенно любил и оберегал этих животных, не раз спасая их от охотников.

Святого епископа Румона (VI век; память 30 августа) также издавна почитают в Девоне — этом старинном и живописнейшем графстве Англии. Святитель Румон, возможно, был родом из Бретани; он обучался в Ирландии, потом отправился с миссией в Девон. О жизни святого Румона, которого в древние времена очень чтили, сохранилось мало подробностей, но точно известно, что он был епископом в красивом городке Тависток графства Девон, недалеко от границы с Корнуоллом. Святой Румон проповедовал Евангелие и основал много церквей. Преставился святитель около 560 года. Этого замечательного святого почитают небесным покровителем Тавистока, а также города Романслей (тоже в графстве Девон), названного в его честь. Церковь, освященная во имя святителя Румона, построили в Тавистоке в X веке. Святого Румона почитают в Бретани, Девоне, Корнуолле, Сомерсете (особенно в Гластонбери), в западной и восточной Англии (особенно в Норидже и Рамси).

В разное время его мощи пребывали в Бретани и Корнуолле, а в 960 году вернулись в Тависток. Около 981 года в Тавистоке графом Ордульфом был основан монастырь во имя Пресвятой Богородицы и святителя Румона, просуществовавший до Реформации. Древняя монастырская церковь Тавистока сохраняет это посвящение по сей день. От саксонского монастыря в этом городе сохранились трапезная, двое ворот и крыльцо.

Многочисленные церкви в Девоне и Корнуолле были или до сих пор остаются освященными во имя святителя Румона. В Руан-Ланихорне — древнейшем месте почитания святого Румона в Корнуолле — существовал кельтский монастырь. Именно оттуда мощи святителя в X веке перенесли в Тависток. Начиная с 1114 года в городе Тависток проходила ежегодная ярмарка в честь святителя Румона. Древние предания также сообщают, что святой основал церковь или монастырь на полуострове Лизард в Корнуолле, где его также почитали.

Святого Будока (VII век; память 4 декабря) почитают на юго-западе Англии у границы с Корнуоллом, в местечке под названием Сент-Будо. Сегодня деревня Сент-Будо стала частью города Плимут. Согласно местному преданию, святой Будок построил здесь церковь, которая незадолго до норманнского завоевания уже была освящена в его честь. Эта красивая церковь с тех пор не раз перестраивалась, но по сей день ее покровителем является святой Будок. Интересно, что этот святой, возможно, даже и не жил в Британии: он родился в Бретани, впоследствии стал игуменом в монастыре города Йогаль в Ирландии, а к концу жизни вернулся в Бретань и стал преемником святых Самсона и Маглория на епископской кафедре Доль; несмотря на это, ряд мест в Девоне и Корнуолле носят его имя.

Святая Сативола (изображение в Эксетере).Святая Сативола (изображение в Эксетере).

На юго-востоке Девона из кельтских святых чтят святую Сидвел (Сативолу; память 2 августа) — в Эксетере. Святая дева Сативола была бритткой. Она жила в начале VI века недалеко от нынешнего города Эксетер графства Девон. Это была очень благочестивая дева; большую часть времени она посвящала молитве. Сестра Сативолы по имени Ютвара также прославлена в лике святых. Сативола в очень юном возрасте была умерщвлена (ей усекли голову косой); она почиталась как мученица. По легенде, мученичество Сативолы было следствием клеветы на нее ее злой мачехи. На протяжении многих лет святую Сативолу славили в Эксетере. Паломники, приходившие приложиться к ее мощам (на окраине города), получали исцеление от различных болезней. По словам историков Джона Леланда и Уильяма Вустерского, и к 1000 году к раке святой всё так же стекались паломники. Около восточных ворот Эксетера по сей день стоит церковь во имя святой Сативолы; правда, храм был перестроен после Второй мировой войны. Рядом с ним некогда существовал источник, вода которого была целебной. Одна из главных улиц Эксетера носит имя Сативолы — Сент-Сидвеллс Стрит. На этой улице можно увидеть изображение святой мученицы. Относящаяся к XV веку церковь в деревне Лэнист графства Корнуолл тоже освящена во имя мученицы Сативолы. В этой деревне существует и святой источник; сохранился кельтский крест. Бывшая деревня рядом с Эксетером носила название Сент-Сидвеллс в честь мученицы — сейчас это район Эксетера. Святая изображена на витраже городского собора. Обычно святую Сативолу представляют с косой или возле источника. Мученицу можно видеть и на витраже приходской церкви святого Иоанна Крестителя в Эштоне графства Девон, и на крестных перегородках ряда храмов Девона.

Едва мы пересечем границу между Англией и Корнуоллом[5], как окажемся в «Фиваиде корнуоллских святых». Многие из них дали свои имена городам и деревням этой области. Благодаря им Корнуолл стал называться «Землей святых». На скалистом атлантическом побережье северного Корнуолла с его частыми штормовыми ветрами стоит деревушка Морвенстоу, название которой переводится как «Святое место Морвенны». Мало достоверной информации сохранилось о преподобной Морвенне. Имя Морвенна, вероятно, означает «Морская дева». Жила святая, скорее всего, во второй половине V и начале VI века.

Св. Морвенна Корнуоллская, витраж.Св. Морвенна Корнуоллская, витраж.

По преданию, святая Морвенна родилась около 460 года и обучалась в Ирландии, была одной из дочерей святого Брихана, короля Брекнока. Позднее перебралась в Корнуолл, где вела отшельническую жизнь в Хеннаклифе (что значит «Вороний утес») рядом с морем, на вершине утеса на краю обрыва. Сейчас это место и называется Морвенстоу. Святая славилась многими совершенными ею чудесами. Там, где морские волны обычно очень большие, а в ясные дни виден берег Уэльса, Морвенна построила себе крошечную келью и соорудила каменную церковь для местных жителей — всё своими руками. Подвижница на голове приносила тяжелые камни с берега на вершину утеса. Рядом с ее церковью сохранился источник, забивший еще при жизни святой из камня по ее молитве. Перед смертью преподобную Морвенну навестил ее родной брат — святой Нектан Хартлендский.

Святую Морвенну почитают в деревне Морвенстоу, но и находящийся поблизости населенный пункт Марханчерч (или, как его называли в древности, Марвенчерч), вероятно, тоже имеет отношение к этой святой. Первая приходская церковь в Морвенстоу была построена еще в саксонский период — от нее сохранилась лишь купель. На месте храма сегодня стоит другая, но тоже древняя церковь, освященная во имя Иоанна Крестителя и святой Морвенны.

Роберт Стивен Хокер.Роберт Стивен Хокер.

В середине XIX века в течение 40 лет в церкви Морвенстоу служил необыкновенно добросердечный пастырь и поэт — Роберт Стивен Хокер (1803−1875). Его знали как чистого, искреннего и честного человека — необычайно талантливого, хотя и чудаковатого. Так, одно время он одевался в армянские облачения, наивно веря, что армяне — православные[6]. Благодаря ему в английских церквях был возрожден праздник урожая[7]. Он хотел восстановить и древнюю службу в день праздника урожая (Lammas-service), но, согласно новому календарю, этот праздник выпадает на 1 августа, когда еще слишком рано для первых плодов[8]. И хотя официально Хокер не принадлежал к православному исповеданию, душой он был православным христианином, прослыл молитвенником, провидцем, не понаслышке знал о существовании демонов и боролся с ними. (Так, Хокер утверждал, что в библиотеке Оксфордского колледжа Всех Душ, праведно усопших, — Олл-Соулс Колледжа — хранится настоящий «автограф сатаны».) Но мы обратили внимание на этого человека в связи с почитанием святой Морвенны. Некто скептически настроенный как-то сказал Роберту Стивену Хокеру, что не верит в существование Морвенны. На это он тотчас же возразил: «Я доподлинно знаю, что святая Морвенна не выдумка. Более того, она до сих пор здесь, ибо я видел ее в церкви». Нам думается, что Хокер, действительно, часто беседовал со святой — основательницей и покровительницей этой церкви. Скорее всего, мощи святой Морвенны, как и мощи многих кельтских святых в других храмах, уцелели и сейчас почивают под спудом в этой церкви. Говорят, что святая не раз являлась здесь верующим. Слова Хокера особенно важны, и у нас нет повода не верить им. Хокеру из Морвенстоу было суждено приобрести известность и прекрасного поэта. Он написал о своей церкви в Морвенстоу:

Ты, моя саксонская святыня, единственная земля,

где упокоится это усталое сердце…

Окно и стена имеют уста, чтобы поведать нам

о крепкой вере неведомых дней.

Хижина Роберта Стивена Хокера в Морвенстоу, Корнуолл.Хижина Роберта Стивена Хокера в Морвенстоу, Корнуолл.

Церковь в Морвенстоу норманнского периода, недалеко от нее стоит домик, известный как «хижина Хокера». Роберт Стивен Хокер проводил здесь много времени в тишине, молитве и сочинении стихов.

Изображение святой Морвенны можно увидеть на витраже церкви в Морвенстоу. Ее почитают небесной покровительницей и Ламоррана в Корнуолле. Местная приходская церковь в Ламорране датируется XIII веком и освящена в ее честь. Относящаяся к XIV веку церковь в деревне Мархамчерч («Церковь Морвенны») на севере Корнуолла тоже посвящена этой подвижнице.

Именем Морвенна называют английских девочек и по сей день. В Морвенстоу совершаются православные паломничества.

Святая Морвенна — пример кельтского святого. К сожалению, жития кельтских подвижников, написанные вскоре после их смерти, не сохранились, и мы порой не знаем об этих святых ничего, кроме их имени, даты смерти, места подвигов и дня памяти. Но, посещая места их праведной жизни, всегда ощущаешь особую атмосферу и чувствуешь, что они освятили землю своими благодатными молитвами. И как бы ничтожно мало мы ни знали об этих угодниках Божиих, они до сих пор с нами. Святые с нами, особенно в тех местах, где они когда-то жили, — мы можем к ним обратиться, просить их помочь нам, и они всегда откликнутся и придут к нам на помощь[9].


[1] Викентий Леринский, преподобный († ок. 450; память 24 мая). Родился в Галлии и был знатного происхождения. В молодости поступил на военную службу, но потом оставил ее и принял монашество в знаменитом монастыре Лерин на юге Галлии близ Ниццы; впоследствии стал его игуменом. Почитается как один из великих отцов западного монашества. Является автором сочинения «Памятные записки», в котором, в частности, сформулировал православный принцип: всякое учение может считаться истинным, если его придерживались «везде, всегда и все верующие». Согласно святому Викентию, именно Церковь является толкователем Священного Писания и единственным источником веры. — Здесь и далее примеч. прот. Андрея Филлипса.

[2] Трагедия Ирландии, «Острова святых» в том, что «Фиваида» ее монашеской святости была уничтожена. В 1172 году папа Александр III провозгласил сурового и несдержанного Генриха Анжуйского, ставшего королем Англии под именем Генриха II, законным правителем Ирландии, желая «вырвать с корнями ирландские традиции, несовместимые с учением Католической церкви». Это привело к англо-норманнскому завоеванию Ирландии и искоренению тех «ирландских обычаев», которые называются кельтской ирландской святостью (с тех пор не было ни одного ирландского святого). В конечном счете это привело и к современной гражданской войне в Северной Ирландии. Если бы только знание о православии ирландских святых возродилось в Ирландии!.. Это стало бы своего рода «божественным клеем», если две воинствующие крайности — католицизм и протестантизм — вместе присоединятся к православию, создав англо-кельтский союз, который был достигнут в Англии святым Феодором Кентерберийским в VII веке.

[3] Интересно заметить, что, согласно церковному календарю, день памяти этого святого англичанина, апостола языческой Европы, совпадает с датой битвы при Ватерлоо — 5/18 июня.

[4] Примечательно, что из примерно 1000 приходов Уэльса половина начинается с «Ллан», что означает «дом», то есть первоначально «келья, домик, место отшельнической жизни святого».

[5] Это не преувеличение — говорить о границе между Англией и Корнуоллом (хотя, на самом деле, конечно, ее нет: Корнуолл является частью Англии. — Примеч. пер.); до сих пор многие жители Корнуолла, когда собираются поехать в Девон, говорят, что едут в Англию.

[6] До сих пор словом «православный» злоупотребляют многие так называемые «церкви», вводя наивных людей в большое заблуждение. При встрече с тем, кто называет себя православным клириком, иногда необходимо спросить у него, кто его правящий архиерей, чтобы выяснить, действительно ли он православный.

[7] Праздник урожая — традиционный; отмечается в конце сентября или начале октября; церкви украшают снопами, караваями хлеба, плодами. — Примеч. пер.

[8] «Lammas» (от староанглийского «loaf-mass» — «праздник хлебов») — это праздник первых плодов, первого урожая. Ошибка Хокера была в том, что он использовал новый календарь. Если бы он использовал старый календарь, то в Англии XIX века праздник урожая выпадал бы на 13 августа. В современном Православии праздник «Lammas», когда освящаются первые плоды урожая, выпадает на 19 августа, то есть на праздник Преображения Господня.

[9] Примерно 50 лет назад святой архиепископ ходил по улицам Лондона. Мы говорим о прославленном не так давно святителе и чудотворце Иоанне (Максимовиче; 1896−1966), чья епархия простиралась до наших островов. Какой сильной должна быть его молитва, если мы теперь призываем его в своих!

http://www.pravoslavie.ru/put/63 445.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru