13.08.2013 |
Выход в свет книги «Тератургима или Чудеса» — знаменательное событие для Киево-Печерской Лавры и всей православной культуры народов исторической Руси в целом. Обретение этого древнего трактата, изданного в Лавре в 1638 году спустя 375 лет — само по себе чудо. «Тератургима» — не просто ровесник первого печатного «Патерика Печерского», а его продолжение в развитии. Вместе они образовывали диптих о древних и новых знамениях святости и чудес Божиих в Лавре.
«Патерикон, или жития свв. отцов Печерских» увидел свет за три года до «Тератургимы» в 1635 г. Он представлял собой специально подготовленную для издания редакцию «Киево-Печерского Патерика» — сборника житий лаврских подвижников добатыевской эпохи. «Патерик» собран в XIV—XV вв.еках из произведений XI—XIII вв.ека. Это первое древнерусское творение жанра «отечников» и одна из самых любимых на Руси книг. До XVII в. он распространялся в рукописях, а «Патерикон» стал первым его печатным изданием. Составленные учёными соратниками свт. Петра Могилы Мстиславским епископом Сильвестром Коссовым и лаврским иеромонахом Афанасием Кальнофойским, «Патерикон» и «Тератургима» были изданы в Печерской типографии на польском языке образовав дилогию.
Продолжая «Патерикон», «Тератургима» рассказывает не только о своей эпохе, но содержит и оригинальные известия о древнем Печерском монастыре. На страницах «Тератургимы» помещены первые печатные планы Киева и Лавры с её пещерами (и покоящимися в них мощами святых) и подробные вшитые раскладные карты. Они запечатлели Киев и Лавру в канун Хмельниччины и последовавших за нею перемен в облике города-колыбели Святой Руси.
Отвергая культурную и религиозную ассимиляцию со стороны католической Речи Посполитой, юг Руси в тоже время преобразовывался в Украину, где Лавра стала мощным оплотом Православия. В этом историческом контексте и появилась в 1638 г. «Тератургима, или чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Печерском Киевском, так и в обеих святых пещерах его».
Во второй половине 17 века в Лавре составили новую печатную редакцию «Патерика» на церковно-славянском языке, которая неоднократно публиковалась с 1661 г. до начала ХХ в. В 1897 г. «Патерик» был переведён на русский язык. А церковно-славянский аналог текста «Тератургимы» создан не был. Предпринимались лишь попытки частичного перевода книги на русский и украинский языки. Но только сейчас этот выдающийся труд, особо важный для истории всего русского православия и особо — Киево-Печерской Лавры, впервые переведён и издан как целостное произведение. Почти четыре века этот духовный клад оставался сокрытым от общества, чтобы явить его заново в наши дни для сугубого укрепления веры. Также впервые переведено и истолковано название книги. Одно из значений греческого слова «тера» — чудо, суффикс — ург добавляется к корням слов, обозначающих тех, кто совершает действие: демиург, драматург, хирург. В целом «Тератургима» — «те, кто творят чудеса» или «чудотворцы».
Как ни парадоксально, при всём богатстве содержания и выдающемся значении «Тератургимы», сведения о её авторе довольно скромны. Долгое время единственным их источником считалась сама «Тератургима», где они распылены по тексту. Известно было, что отец Афанасий Кальнофойский жил в первой половине XVII в. и являлся соборным иеромонахом Лавры. Историограф Киево-Могилянской Академии Виктор Аскоченский предполагал (1856) в о. Афанасии её питомца, другие историки не исключают учебы Кальнофойского за пределами Украины. В любом случае, ссылки «Тератургимы» на древнюю и новую литературу говорят о прекрасном образовании автора. Оценка отцом Афанасием казачества с позици шляхты и упоминание в числе благодетелей Лавры шляхтича Габриеля Кальнофойского может указывать на шляхетское происхождение самого писателя, при котором, однако, он обращается к читателю как истинный патриот православной Руси.
В том же 1638 году Афанасий Кальнофойский оставил заметки на полях «Триоди цветной» лаврской печати 1631 г. В них он уже называет себя «игуменом Винницким». 28 июля 1646 г. датировано завещание отца Афанасия. Его копия в актовых книгах Перемышля выявлена в Центральном государственном историческом архиве Украины во Львове и опубликована в периодике Гарвардского унивеститета в 1991 г. Документ оформлен на имя родного брата писателя, Петра Кальнофойского. Свою личную библиотеку и вещи о. Афанасий завещал Киевскому Братству, при котором действовала Киево-Могилянская Академия, рукописи стихов и поучений — монастырю в Добромиле, деньги — священноначалию Лавры. Наблюдение за исполнением своей воли о. Афанасий вверил игумену соседнего с Лаврой Пустынно-Никольского монастыря Исаии Трофимовичу. В том, что лаврскому священноначалию была поручена забота о погребении и поминовении о. Афанасия, можно увидеть основание считать местом его упокоения Киево-Печерскую обитель.
Книга изумляет не только чудесами, но и своей актуальностью в наши дни. Исторические реалии, отраженные в «Тератургиме», очень напоминают сегодняшнюю действительность. Это по-своему усиливает остроту книги. Хотя значение «Тератургимы» никогда не умалялось: не только потому, что она представляет собой памятник истории, но и потому, что ее основная идея — о неиссякающем действии благодати Божией в Православной Церкви — торжествует над временем.
Истории, изложенные в «Тератургиме», поражают своей сверхъестественной природой, они изложены очень ярко, поучительно и оставляют неизгладимое впечатление. Это чудеса, равные по силе Евангельским. Содержащееся в них послание имеет особую важность в наши дни, в нём заключена глубокая насущная польза для каждого в отдельности и общества в целом. Этот бесценный духовный, культурный и исторический документ — хлеб духовный, промыслительно дарованный во время перманентных кризисов и экономической нестабильности во исполнение обещания Спасителя: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Символично, что «Тератургима» — духовный клад, в котором собраны описания 67 великих чудес, вновь открылся миру в 2013-ом, когда мы празднуем знаменательные юбилеи нашей истории. В этом году мы отмечаем 1150 лет просветительской миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и 1025-летие крещения Киевской Руси. Согласно сведениям Афонского Патерика и Густынской летописи в нынешнем году исполняется 1000 лет как пр. Антоний Печерский, родоначальник и покровитель всего русского монашества, первый раз пришел со Святой горы Афон в Киев и поселился в Варяжских пещерах. Также в 2013 году исполняется 900 лет, как прп. Нестор Летописец завершил составление «Повести временных лет» — главного исторического документа эпохи.
Глубокий духовный символизм «Тератургимы» отражает и внешний вид издания. На обложке книги запечатлен абрис Успенского Собора на фоне плинфы времен возведения Великой каменной Церкви Богородицы, которая является центром действия многих описанных в трактате событий и чудес. Строительство этой Церкви оплатила Сама Пресвятая Богородица, послав в Киев зодчих с дарами и чудотворной иконой Своего Успения. Образ этой Церкви был явлен на воздухе основателям Печерского монастыря преподобным Антонию и Феодосию, монахам и византийским зодчим. Из плинфы — глиняных кирпичей особого состава и обжига — сложено «тело» Великой Богородичной Церкви. В то же время — они прямой прообраз тысяч и тысяч спасенных в этом святом месте душ, очищенных в горниле испытаний и искушений, из которых Господь слагает свою Вечную Церковь. Эту великую башню сподобились видеть и описать выдающиеся христианские подвижники. Как мы знаем, первый камень, положенный в её основание — апостол Петр, о котором Христос сказал: «Ты камень и на этом камне я созижду Церковь Свою». В «Тератургиме» мы видим вклад Святой Руси в создании извечного Дома Божьего.
Учитывая непреходящее значение трактата «Тератургима или чудеса» для нашей общей истории, его подарочные экземпляры были преподнесены Президентам трех братских государств — Украины, России и Беларуси.