Русская линия
РадонежПротоиерей Андрей Ткачев12.08.2013 

«Свечи погасли, но бал не окончен»

Праздник Крещения Руси — праздник смыслообразующий. Оттого его и проводить трудно. Однако он прошел, и прошел успешно.

«Разбирая полет», можно на многом остановить внимание. Например, для таких праздников, как День Крещения, нужна тихая, но серьезная работа в течение года. Это как со знаковыми кинофестивалями. Для обывателя они кажутся яркой вспышкой раз в году. А по сути они — плод непрекращающихся годичных трудов. Фильмы снимаются, рецензии пишутся, творческие лаборатории не спят и процесс идет.

Что является таким процессом в данном случае? Ответ: создание умной среды для серьезного разговора о смыслах. Праздник-то смыслообразующий. Нужно постоянно думать и делиться мыслями, для чего — встречаться: в эфирах, в реале, на страницах изданий.

Любую серьезную проблематику понимают жалкие десятки крупных специалистов. Дальше — пустыня. Дальше — царство манипуляций и мысленных шаблонов. И если мы хотим говорить о всенародных праздниках, то нужно искать каналы для трансляции серьезных мыслей на широкую аудиторию.

На любой конференции мне больно слышать, как умные люди вещают глубочайшие вещи в полупустых залах, тогда как за стенами этих залов шумят городские улицы, по которым ходят люди, ничегошеньки не понимающие в поднятой высокой проблематике.

Хочется предложить: «Расскажите это все тем, кто рядом с нами по улице в трамвае едет. Им ведь это тоже нужно». Устроите вы народный лекторий или пойдете с беседами по школам — не важно. Это вопрос техники и практики. Вопрос же принципа — поиск возможностей для разговора с миллионами на благородные темы.

Отношения будней и праздников могут правильными и неправильными. Иногда между буднями и праздниками существует конфликт.

Неправильные отношения, это когда напряглись, отшумели, отпраздновали, отчитались и — отдыхаем до следующего года. Тогда можно за неделю съесть то, что год копили. Правильные же отношения — когда сосредоточенная работа совершается без долгих перерывов и плоды этой работы регулярно доходят до обывателя.

Совсем без праздников нельзя. И есть такое мудрое слово: «Блажен, кто отличает будни от праздников». Без подобного различения человек, при постоянной рутине опускается нравственно ниже скота. И взоры гаснут, и мысль зарывается в землю. Но жизнь это не радостный шум, а тихое творчество незаметных будней. Праздники же — напряженное и красочное проявление того, чем живут повседневно.

(Надеюсь, я не сложно выражаюсь)

Народ ведь, чем дальше, тем труднее будет способен на массовые и глубокие торжества. Корпоратив — понятно. Это праздник. И футбольный чемпионат — тоже. А там, где что-то глубокое, да масштабное, там человек грустнеет. Его ведь думать заставляют.

«Хлеба и зрелищ», — орали римские люмпены. «Снижения цен и массовых гуляний за муниципальный счет», — звучит эта фраза в нынешнем контексте. А что нужно делать, чтобы взгляд человека сосредоточился и посветлел, и чтобы в этом заключался праздник? Давайте подумаем.

Вот современный город-многомиллионник. Шум, спешка, тысячи машин, у каждого жителя голова проблемами нафарширована. Теперь подумаем: что же такое нужно сделать, чтобы весь этот цивилизационный муравейник радостно замер и ощутил праздник? Не кажется ли это вам задачей, в полной мере невыполнимой? Мне кажется. И именно по причине грандиозности задачи на организаторов легко потом нападать. Мол, людей мало, охраны много, политика замешана, и т. д., и т. п.

Чепуха это все. Просто в этом «чудесном новом мире» все святое делается с неслыханными дотоле усилиями, а КПД далек от больших процентов. И значит нужно готовиться к следующему празднику уже сегодня, когда дворники еще убирают вчерашнюю концертную площадку.

Кстати, прекрасное дело — трезвые праздники, то есть запрет на продажу и употребления алкоголя при массовых собраниях. Так в Киеве было и оправдало себя.

Я рад приезду Патриархов, и меня не сильно раздражают голоса скептиков и противников. Караван ведь идет. На глубине, думаю, совершилось больше, чем видел глаз. И стоит продолжать работу.

Вообще мало кто понимает, сколько организационных усилий стоит за фасадом подобных праздников. И все ради того, чтобы помочь людям выстроить свой внутренний мир в соответствии с вечными смыслами. Не спорю — в случае коммерческого интереса или эксплуатации людских страстей критиков было бы меньше и фейерверков — больше.

Такие праздники — протягивание рук для рукопожатия между поколениями. Это смывание народом грима и обретение природных черт лица.

Все глубокие вещи дороги и хрупки. Их нужно и преподнести суметь, и не разбить по дороге. Если этой работой не заниматься, люди выстроятся в колонны молотков, как на клипе Pink Floyd «The Wall», и пойдут крушить все, что им в голову не влазит. А что, скажите, влазит в голову молотку? Правильно — ничего. Вот он и будет крушить все: семью, мораль, историю, законы и заповеди.

Поэтому Праздник Крещения, он только на поверхности — праздник. На глубине это война. Благородная рыцарская война против современного мирского духа, нивелирующего все и все разлагающего.

Стоит только удивляться и радоваться, что такие Праздники удаются.

http://radonezh.ru/69 186


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика