Русская линия
Русская линияСвященник Андрей Боклан15.12.2004 

Бесы

Законно избранному президенту Украины В.Ф.Януковичу посвящается.

«Вы сосредотачиваете свое внимание на ничтожной
горсти безумцев и негодяев…» «Вы не за тех бесов
ухватились», — восклицал критик, указывая, что среди
«бесов», против которых ополчается Достоевский, есть
и «бес служения народу».

Даная статья, уважаемый читатель, вовсе не римейк на известный роман Ф. М. Достоевского «Бесы», хотя цитировать его мы будем неоднократно. Скорее, это попытка субъективного осмысления происходящих ныне событий через призму восприятий пророческих откровений великого писателя.

А еще к написанию статьи меня, как ни странно, подтолкнуло известие о том, что как раз в эти дни, в Киеве проходят гастроли известного московского театра «Современник». На сцене «Бесы», господа. Премьера прошла с огромным успехом. И это в Киеве, где практически весь город превратился в театральные подмостки, на которых, правда, не «Бесов» играют, а где бесы играют многими.
В эпиграф статьи мною вынесена полемика одного из многочисленных «передовых» критиков 1870-х годов (время написания романа) Н. Михайловского, не столько с самим Достоевским (много чести «передовому» критику), сколько со всей системой взглядов великого писателя. А поскольку квинтэссенцией этой самой системы взглядов писателя могла бы стать формула: «Не православный не может быть русским», а так же: «Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога, Бога своего, непременно собственного, и вера в Него как в единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими (идея синкретизма прим. автора). Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его Бог… Народ — это тело Божие. Всякий народ до тех пор и народ, пока имеет своего Бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим Богом победит и изгонит из мира всех остальных богов…. Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ». (Из диалога Шатова со Ставрогиным).
Давайте поразмыслим, кто же находится там, на майдане Незалежности, здесь, на майдане Рад (вот уж: «…на майдан¦, б¦ля бан¦ революц¦я ¦де»). Народ, как пафосно утверждают, те под чью дудку этот «народ» пляшет, или же для этого сообщества есть более подходящее наименование в русском языке. Без Бога нация — толпа. Это утверждение не мое, и даже не иеромонаха Романа. Это вековое наблюдение православных русских людей переживших, и, продолжающих переживать метаисторическую трагедию крушения Русской империи.
В том, что происходит в нашем отечестве на наших глазах, нет ничего нового. Все тот же «бес служения народу» вынырнул из бездны на авансцену. Все те же лозунги звучат. Только вместо красного кумача, оранжевые тряпки, предупреждающие об опасности. И самое печальное то, что люди опять поддались на древнее искушение. Вновь поверили, что станут, как боги, станут вершителями судеб. Но ведь все кончится, как всегда. Узрят лишь собственную наготу, и в очередной раз возненавидят и сокрушат своих же кумиров.
С чего же началось нынешнее безумие. А началось с хамского греха, греха неблагодарности. Люди отвергли руку дающего. Причем даяние приняли, а дающего оплевали. В истории не раз такое случалось. Зато, падши, поклонились много обещающему. В земной истории такое еще будет, а именно в последние ее три с половиной года. В свете эсхатологических откровений тема репетиции Апокалипсиса совершающегося в отдельно взятой стране, сейчас наиболее актуальна. И это не просто очередная проба бесовских сил.

Nota bene. Здесь, думаю, уместно поднять вопрос национальной идеи. Кто только не говорил о ней в последнее время, но я, например, так ничего, стоящего внимания и не услышал. Замечательно в этом роде суждение известного русского философа В. Соловьева. Суть его такова. Идея нации, это не то, что думает нация о Боге, а то, что Бог думает о нации. Иными словами мы призваны угадать сердцем, почувствовать, каков замысел Божий по отношению к нам. И русский народ откликнулся на свое призвание, он почувствовал свою харизму, — харизму народа-богоносца. Как тяжкий крест, воспринял он формулу своего бытия, выраженную устами старца Филофея: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Не из самообольщения Достоевский, вслед за лучшими русскими сердцами утверждал высочайшее предназначение русского народа. Не за честь он почитал это великое призвание Божие, а за долг перед Творцом, который во что бы то ни стало необходимо исполнить. Таково «Верую…» было у русского человека, таким и останется.
Так вот, за очередной пробой антихристианских сил ввергнуть наше отечество в пучину хаоса и беспорядка, кроется все та же, зоологическая ненависть к православию, ко Святой Руси — колыбели народа-богоносца.
И не даром Киев — мать городов русских подвергся такому глумлению от «слуг народа». И как тут не вспомнить слова Христа об Иерусалиме: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23; 37−38). Так и хочется воскликнуть: «Да не будет, Господи! (Лк. 20;16).

На наших глазах совершается попытка самоуничтожения нации. Происходит утеря культурно-духовной самоидентификации русских людей. Из народа-богоносца он превращается в этнографический материал. Жители Святой Руси теряют свою Богом дарованную свободу и покорно идут в рабство «общечеловеков».
Личность перестает быть свободной во Христе, как только она начинает думать, говорить, действовать как все.

Нынче в моде оранжевое, и я напялю что-нибудь в этом роде.

Известный политик, поменявший три жены, четыре партии и заявляющий, что его принцип — это полная беспринципность, поддержал выбор «народа», так чем же я хуже него.
Продажные журналисты, которых всякий раз кто-то смертельно запугал, щедро подкупил и административно надавил, и в очередной раз заявившие о своей решимости впредь поступать принципиально, честно, и открыто, ну как таким не верить.
А тут еще братья Кличко за нас. Ну, кто против нас! И вправду было бы смешно, если бы не так грустно.
Вообще у меня такое впечатление, что нас втягивают в огромную тоталитарную секту, в секту численностью 48 млн. человек. Другое дело, что далеко не все желают туда попасть, но, кажется, их мнение учитывать никто не собирается. Абсолютно все сектантские технологии вербовки имеют место в нынешней избирательной кампании «помаранчевых». Нечего удивляться, ведь заокеанские режиссеры одни и те же, только актеры разные. Впрочем, это отдельная и довольно актуальная тема, я же замечу только одно свое наблюдение из жизнедеятельности деструктивных сект. Вначале адепты той или иной секты являют собой чуть ли не гротескное воплощение любви ко всем и ко вся (вспомните идиллические картины беспримерного братания на майдане Незалежности, апогеем коего явилась раздача цитрусовых своим политическим оппонентам). Затем они понимают, что любить можно и нужно только своих по «вере». Следующий этап, постижение тайны эзотерического разрыва: кто не с нами, тот против нас, а значит против нашего бога. А противников нашего бога мы будем истреблять. Вы спросите: «А причем здесь сектанты? Ведь большая часть на майданах, это наши, православно крещеные братья и сестры. А их предводитель так и вовсе библейский персонаж». Ну, с персонажем я допустим согласен. В Библии они разные есть. А вот с тем являются ли все те, кто по собственной воле запечатал себя оранжевой печатью, православными, я буду спорить (сеть житомирских магазинов объявила о 10% скидке на товары покупателям с «помаранчевой» символикой!). И свой спор начну со слов Христа: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18;17).
Церковь, в лице священноначалия достаточно ясно дала понять, кому дано благословение Божие взять на себя крест власти. Церковь ясно указала, где двери во двор овчий, и кто станет тем добрым пастырем, способным отогнать волков от овец. Но часть овец заблеяла и пошла за наемником, не ведая, что наемник оставит их и убежит при виде волков. Вот только, что будет с овцами?
Я не стану слушать ханжеских возражений вроде: «Как вы смеете! Церковь вне политики! Уважайте волю электората! Нас всех обманывали!» и т. п.
Пока мы Церковь, а не иудейский синедрион, мы призваны свидетельствовать истину. «Откроем же широко сердца свои перед божественной правдой, но будем служить и правде земной, чем можем» (свт. Лука Войно-Ясенецкий).

Церковь не может быть в политике, но, и вне политики Она не может быть. Церковь не может выступать самостоятельной политической силой или же обслуживать ту или иную политическую элиту. Но Она имеет право на свой голос и на свою позицию. И молчать, когда решается метаисторическая судьба народа, а не электората Церковь не будет.

Не надо попрекать Церковь в исполнении какого-то госзаказа. Вспомните 2000-ый год. Премьер-министр Украины В. Ющенко добивается наибольшего, пока, успеха в своей политической карьере. В нашу страну приезжает папа Римский — большой друг украинского православия, особенно в ракурсе историческом (думаю, что с этого все и началось). Одна УПЦ выступила против этого визита. Несмотря на беспрецедентное давление со стороны госаппарата, СМИ, СБУ и, конечно, либерально-демократической международной общественности — Церковь осталась стоять на первоначальной позиции.

Церковь поддерживает и благословляет власть в той мере, в какой мере эта власть способствует и гарантирует свободное развитие личности во Христе. Причем Церковь благословляет не саму систему власти, или тот или иной политический строй. Ибо невозможно благословить демократию, которая на наших глазах легко превращается в анархию. Но благословляется конкретный носитель верховной власти, в котором Церковь усматривает человека способного быть, в той или иной мере, проводником Ее воли. Если конституция, скажем, гарантирует проводить в жизнь волю народа, то Церковь старается эту волю, зачастую страстную, направленную ко злу, повернуть в сторону воли Божией, благой и совершенной, цель которой: «Всем человекам спастись и в познание истины придти» (1Тим.2;4).
Так что не стоит хулить Церковь только потому, что у Нее не ваш ум. Особенно после всего, что случилось. Когда Виктора Януковича бьют все кому не лень. Бьют подло, ниже пояса. Бегут, как крысы с тонущего корабля, все те, кому он доверял. На наших глазах происходит не просто предательство, это феномен предательства. Это какой-то духовно-нравственный коллапс. Трусость, низость, подлость, в таких масштабах, я думаю, сравнима разве с 1917-годом. Виктор Федорович опытно осознал, наверное, что чувствовал тогда страстотерпец царь Николай. Но поверьте, такой опыт, если он, верно осознан, не проходит даром. Думаю в этом мы еще сможем убедиться.
А на счет того, что нас обманывали я действительно согласен. Но отнюдь не вчера, не во время голосования (фальсификация, если и была, то уж конечно был соблюден баланс между кандидатами. А, учитывая, что за Ющенко проголосовало значительно большее количество областей, то можно предположить какая фальсификация была там, и какой она теперь будет, в третьем туре голосования!)

Обманывали нас все 13 лет независимости. Когда нашим детям, со школьной скамьи, посредством изуродованной отечественной истории внушали ненависть к братскому российскому народу. Когда предатели и прочее отребье на наших глазах вдруг становились героями и спасителями нации. Когда средства массовой информации используя гебельсовскую тактику: «Врите, врите, врите, что ни будь да останется», развратили духовно и интеллектуально нацию настолько, что тысячелетнее самосознание русского человека подверглось ужасной трансформации. То чего не добились большевики за 70 лет, либерал-демократы вполне управились за 13. Вот уж воистину, прав Федор Михайлович: «Наш русский либерал, прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
Нас обманывали, когда рассказывали сказки о консолидации нации. Но где тот стержень вокруг, которого нация может объединиться. Ведь по сути дела Украина вот уже много веков, со времен Брестской унии, это биполярное человеческое сообщество, имеющее отличные друг от друга идейные, культурные, и геополитические ориентиры.

С одной стороны, Галиция, с ее прокатолической душой и русофобским менталитетом, — с другой, православный юго-восток Украины, с его казаками и широкой русской натурой.
Еще в 1914 году, накануне первой мировой войны, министр П. Н. Дурново подготовил Государю записку, в которой разбирал возможные геополитические выгоды или потери. В ней говорилось, что «единственным призом в этой войне может быть Галиция», но предупредил: «только безумец может хотеть присоединить Галицию. Кто присоединит Галицию, потеряет империю…»

Но вот, что стало с центральной Украиной, с Киевом, и, всего лишь за 13 лет? Здесь, думаю, без бесовщины не обошлось. Недаром гений Пушкина, с присущим ему историческим чутьем, распознал, что в решающие моменты давления Запада на Россию встает роковой вопрос: «наш Киев дряхлый, златоглавый, сей пращур русских городов, сроднит ли с буйною Варшавой святыни всех своих гробов?»

Недаром, после «благословения» нашего многострадального отечества римским понтификом, в Киев со Львова переносится резиденция греко-католического архиепископа, и уже построен кафедральный собор.

И вот уже армия бросается в дешевый популизм и заявляет, что против «народа» она не пойдет. Безусловно, против народа, нельзя. А спросить бы ее: «Против кого она пойдет? Против «сепаратистов» — пойдет? Против «козлов и быдла» (терминология Ющенко) — пойдет? Где у нас такие живут, спросите вы? А живут они там, где еще способны люди оставаться самими собой, и не быть как все. На востоке Украины».
И последние публичные заигрывания Ющенко с жителями восточных регионов, мол: «Ми любимо рос¦йську мову; ми любимо рос¦йську церкву», меня не только не успокаивают, но наоборот настораживают. Прежде чем в любви признаваться, не мешало бы, наконец, усвоить, что российской церкви нет, и не может быть по определению. Иначе, это была бы уже не церковь, а узко-этническое религиозное сообщество. Но есть Русская Православная Церковь, которая вмещает в себя разные народы и народности, объединяющим началом коих, есть святое православие. А на территории Украины каноническая составляющая Русской Православной Церкви, является Украинская Православная Церковь. И когда по отношению к нашей Церкви говорят, что она — российская, поверьте, это уже звучит как угроза. Пример западно-украинских епархий у нас перед глазами. Нисколько не сомневаюсь, что этот пример будет распространен и на остальную территорию.

Что же касается российского языка, на котором, как по команде, вдруг, все эти…энки стали делать публичные заявления, то мне сразу стала понятной причина такой нелюбви человеков с галицким менталитетом к «великому и могучему». Причина весьма банальна. «Вельмишановне панство» просто не знает русский язык. Выучили бы, хотя потому, что им разговаривал их учитель и идейный вдохновитель! Впрочем, вот еще, будут они учить, — проще ведь запретить.
И последнее о чем хотелось бы сказать. Процесс духовного исцеления после выхода человека из сектантской зависимости бывает разным, но легким он не бывает никогда. Вот так, чтобы враз, более 10 млн. человек оказались в таком положении, что-то не припомню. Когда же начнется реабилитация политзависимых? И будет ли она?

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по
безводным местам, ища покоя, и не находит;
Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.
И пришед находит его незанятым… Тогда идет и берет
с собою семь других духов, злейших себя,
и вошедши живут там; и бывает для человека
того последнее хуже первого. Так будет и с этим
злым родом (Мф.12;43−45).

Настоятель Свято-Ольгинского храма г. Житомира Житомирской епархии УПЦ священник Андрей Боклан.

http://rusk.ru/st.php?idar=6219

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru