Русская линия
Религия и СМИ Александр Щипков30.07.2013 

Лукашенко, Ватикан и «модернизация» православия

Русские православные патриоты носятся с Александром Лукашенко как с писаной торбой. Очень уж они любят приводить его в пример как охранителя религиозных ценностей. На самом деле это глубочайшее заблуждение.

Накануне празднования 1025-летия Крещения Руси Лукашенко потребовал у Русской Православной Церкви «модернизировать» православие, заявив, что службы и проповеди у нас неприлично долгие и непонятные.

За последние пятнадцать лет я неоднократно бывал в Белоруссии. Много общался с православными, которые настроены пророссийски. Встречался с православными белорусами-националистами. Говорил с униатами и латинянами, выясняя, какие религиозные направления поддерживает оппозиция, а какие — действующий президент. И, к некоторому своему удивлению, особой разницы не обнаружил. Уже тогда мне стало абсолютно ясно, что Лукашенко — никакой не защитник православия. Чуть только заколеблется политический флюгер — и он открыто повернёт в сторону Рима.

Смотрит он в эту сторону и сейчас. В столице восточной Белоруссии — Витебске за последние годы при живом и здравствующем Александре Лукашенко один за другим открываются католические приходы. А поскольку режим в Белоруссии, как ни крути, авторитарный, то открытие каждого прихода согласовывается на самом-самом верху. Между тем православный Витебск — это не полонизированный Гродно. Он находится всего в сотне километров от Смоленска.

Активную прокатолическую политику Лукашенко начал вести лет 5−6 назад, вот только в России почему-то долго не обращали на это внимания. А напрасно.

Сегодня позиции Лукашенко в области религиозной политики неожиданно получили четкую артикуляцию. И одной иллюзией стало меньше.

Разумеется, настойчивые предложения перевести православную службу на современный русский язык, а время богослужения сокращать, довольно нелепы. Тем более что мотивирует Лукашенко свои горячие пожелания некими «требованиями времени», непонятно кем и с какой целью сформулированными, но которые сам Александр Григорьевич как бы медиумически нам транслирует. В тренде категорического императива секуляризма.

В сущности, «батька» говорит абсолютно то же самое, что в России говорят антицерковные либералы. Нет сомнений — и он, и они черпают из одного источника.

Не берусь сказать точно, почему заявление президента Лукашенко прозвучало именно сегодня, а не год назад. Но, по всей видимости, празднование 1025-летия Крещения Руси сыграло здесь не последнюю роль. Ведь это мероприятие только на первый взгляд предсказуемое и официально-триумфальное. На самом же деле «1025» — символическая дата. На её фоне многое, что было раньше не так очевидно, проявляется гораздо ярче.

Столкновение намерений и конфликт интересов сегодня видны как на ладони. Картина как будто бы сама собой наводится на резкость. Конечно, это не простая случайность. За такими датами стоят вещи мистические. Они заставляют людей говорить то, о чём раньше они предпочитали молчать. То же самое, кстати, происходит сегодня и на Украине.

Вот только нет ли со стороны белорусского лидера стремления быть святее самого Папы Римского?

На месте Франциска I я бы очень внимательно посмотрел на действия Ватикана в Белоруссии. И трижды подумал бы о том, стоит ли продолжать здесь политику, которую начали его предшественники.

Дело в том, что Белоруссия — моноэтническое государство. Здесь нет Кавказа, Татарстана, Тувы. И разыграть в целях дестабилизации страны национальную карту, как это делается «партнёрами» в России, практически невозможно. Единственное, посредством чего можно попытаться расколоть белорусский народ — это именно межконфессиональная рознь.

То, что происходит в стране в последнее время — безусловные шаги в данном направлении. Очень опасные шаги. Безрадостный финал такой политики можно предсказать уже сейчас. Дело кончится серьезным противостоянием. В Витебске, Полоцке, Орше начнёт литься кровь.

Поэтому «батька Лукашенко», какие бы необоснованные надежды ни возлагали на него наши православные патриоты, вряд ли их оправдает. Его действия укладываются в отчетливый вектор католизации православной Белоруссии. Последним шагом в этой политике станет перенесение мощей (части мощей?) Иософата Кунцевича из Рима в Витебск. Не секрет, что такое прошение давно уже лежит на столах Понтифика и белорусского лидера. Положительная резолюция на этом прошении станет началом гражданской войны в Белоруссии, не менее кровавой, чем во времена униатского архиепископа Полоцкого и Витебского Иософата Кунцевича и патриарха Константинопольского Феофана.

А между тем, папа Франциск на днях заявил в Рио-де-Жанейро, что призывает молодежь выходить на улицы и сопротивляться глобализму, навязыванию обществу культа содомии, защищать традиционные ценности, прислушиваться к мнению старших.

Призыв сопротивляться греху, агрессивной секуляризации, призыв к бескровному бунту — все это хорошо. Папа Франциск хочет, чтобы молодежь встала на защиту Церкви. Надо, чтобы и в России молодежь защищала Церковь своих отцов, что, конечно, ведет к определённому политическому напряжению между народом и властью. Но тот конфликт, который может разгореться в Белоруссии — это, увы, конфликт совершенно другого характера. Это будет противостояние не христиан и их гонителей, а христиан между собой — православных и католиков. На самом деле нам с католиками сегодня необходимо солидаризироваться, чтобы совместно дать отпор происходящему в Европе. Например, всему тому, что творит Олланд во Франции. В этом важнейшем вопросе РПЦ оказывает католикам поддержку, о чём неоднократно говорил Патриарх Кирилл.

И в этот самый момент в Белоруссии стремятся стравить католиков и православных между собой. Иначе как предательством общего дела такие действия трудно назвать.

http://www.religare.ru/2_101 898.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru