Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Ильменский29.07.2013 

О крещении Руси

В.М.Васнецов. Крещение РусиНыне широко празднуется 1025-ти летний Юбилей события, навсегда определившего историческую судьбу народа, некогда стяжавшего наименование — Святая Русь.

Тогда, в далеком 988-м году равноапостольный князь Владимир крестил Русь. Святое крещение в водах Днепра приняла дружина князя и многие из жителей стольного града Киева. Конечно же, статистически, святое крещение приняло незначительно число из народа, только-только начавшего осознавать свою государственность. Но духовное значение этого великого деяния равноапостольного князя Владимира неизмеримо превосходило его количественный аспект.

Тогда в водах Днепра, нарождающаяся государственность Руси преклонила себя под бремя и иго Христово. Положила в свое основание неколебимый камень Истины. Поклялась умереть в крещении для сиюминутных земных выгод, чтобы воскреснуть и жить со Христом.

Ведь чисто политически, выбор князя выглядит крайне недальновидным. К тому времени к западу и востоку от Приднепровья, — пути из варяг в греки, уже вполне определенно формировались две взаимно враждебные цивилизации. Военно-политический союз с одной из этих сторон для Руси, пролегающей между ними, представлялся неизбежным. Поэтому выбор веры, как основы для необходимого политического единства, казалось бы однозначно, сводился тогда к простой дилемме — выбору между католицизмом и магометанством.

Принятие Русью Византийского православия не только не сулило практических выгод от союза с буквально заморской, лежащей за дикой степью, и уже дряхлеющей империи, но напротив, поставляло Русь в напряженное противостояние с нарастающими и стремящимися к экспансии силами. Поэтому выбор Владимира, навеки определивший историческую судьбу народов Руси, никак не назовешь конъюнктурным. Промыслительно, по своему значению и последствиям, он неизмеримо превосходит частное событие, совершившееся в определенное время и в определенном месте, юбилей которого ныне так широко празднуется.

Обычно празднование тех или иных юбилейных дат широко, на государственном уровне, производится только тогда, когда исторические последствия празднуемого события подавляющим большинством народа признаются преемственно позитивными для настоящего. Поэтому, с переоценкой их значения, с приходом новых веяний, возобновляется либо упраздняется празднование их. Так канули в Лету шумные осенне-весенние праздники едва протянувшей семь десятилетий страны, основанной на «непобедимом учении». На смену им пришли иные. А День Великой Победы, чем дальше, тем больше, становится поводом к столкновению сторонников разнополярных оценок значения его.

И вот, с частотою в пять лет и с нарастающей интенсивностью, в массовые представления об исторических событиях, достойных всенародного празднования, вводится «день крещения Руси». Народу предлагается возрадоваться по сему поводу, и, разделив всеобщую радость, обрести столь желанное в наше время, всенародное единство.

Надо признать, что подавляющее большинство народа нашего по сему поводу радости никой не испытывает, а достаточно немалое число, напротив, испытывает неприязнь и раздражение. И поэтому форсирование всенародного празднования данного юбилея послужит скорее конфронтации, чем консолидации народа.

А ведь действительно, по доминирующим в наше время критериям оценки последствий того судьбоносного выбора, его следовало бы не то, чтобы праздновать, но признать крайне неудачным.

С политической точки зрения мы уже отметили его неудачность. Русь обрекалась на непрестанное противостояние как Западу, так и Востоку. Ну, а если оценивать выбор князя Владимира с точки зрения современных геополитических приоритетов, безраздельно доминирующих хотя бы на Украине — географической колыбели празднуемого события, то выбор этот вообще никуда не годится. Поскольку мешает и не совместим с современным «безальтернативным украинским выбором европейского будущего». Ведь пока у нас сохраняется Православие, несовместимо противоречащее католико-протестантскому христианству Запада, не видать нам Европы, как своих ушей.

Культурологические и социальные последствия того, широко ныне празднуемого события, для подавляющего большинства так же свидетельствуют не в пользу выбора равноапостольного князя. В их глазах католически-протестантская Европа куда как культурнее, цивилизованнее и социально благополучнее нас.

Не говоря уже о язычестве, «ридноверах», возрождающемся и стремительно возрастающем на пустырях наших затронутых крещением и, увы, заброшенных душ. Для таковых крещение Руси не только не праздник, но досадное, зловредное деяние, последствия которого необходимо не только не праздновать, но как можно скорее — упразднить.

Так праздник ли это вообще? И для кого?

Можно ли считать праздником день призыва на войну? Думаю, что кому как.

Но и для тех, кому известна радость призыва к битве, радоваться пока рано, ведь ещё идёт она. Церковь не празднует дней рожденья. И Пасха куда как радостнее Рождества, по поводу которого, скорее следовало бы скорбеть, зная, что предстоит испытать новорожденному Младенцу от нашего рода человеческого.

Промыслом Божьим, усмотревшим Себе достойных служителей, Русь тогда, в конце десятого века, призвалась на великое служение, благодаря которому бытие мира, утрачивающее тогда цель и смысл, продолжилось еще на тысячу лет. Это тысячелетие для Руси, перемежавшееся краткими взлетами и глубокими паденьями было, и пока еще, надо надеяться, есть временем крестоношения. И хотя наш исторический небосклон скорее тёмен, чем светел, но на нём уже сияет множество звезд и созвездий святых. Тех, ради избрания которых создан, существует и продолжается наш временный мир. Мир, который будет продолжаться до тех пор, пока будет возможно это избрание из него всех пригодных к жизни будущего века.

Святая Русь, избравшая идеалом, целью своего существования — святость, тем самым удерживала и придавала смысл бытию всего мира. Великое русское рассеяние, последовавшее за крушением последней православной империи, способствовало последней всемирной проповеди Евангелия. Того Евангелия, которое полагает прежде всего, искание Царства Божьего и Правды его. Возможно именно в этом всемирном, последнем свидетельстве с началом Последнего Суда о забываемой, утрачиваемой Истине и состоял всемирный смысл того далекого и великого призвания Руси?

Но может быть и сама Русь, увы, пока в подавляющем большинстве своём ищущая бытовых улучшений временной, преходящей жизни, обратится к святости, как единственной и главной цели бытия своего? Поверит Сказавшему, что прочее прилагается этому. И, тем самым, соделается прямым причастником и продолжателем того действительно великого и славного события, которое свершил на берегах Днепра в конце первого тысячелетия святой равноапостольный князь Владимир.

Вот тогда бы был праздник!

http://rusk.ru/st.php?idar=62100

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика