Главный редактор и основатель русского литературно-исторического журнала на Родине и в рассеянии «Бежин луг» писатель и литературовед Александр Александрович Апасов (Карпов) ушел безвременно из жизни 24 сентября 2004 г. и отпет в Богоявленском соборе. Его заслуга удивительна: в нынешнее, называемое смутным время, когда Украину и Белоруссию именуют зарубежьем, Апасов вернул нас в единое и неделимое духовное пространство России. По благословению Патриарха Московского и всея Руси АлексияII в издательстве «Роман-газета» в 1992 году вышел журнал «Бежин луг», объединив ведущих российских и зарубежных писателей, талантливую молодежь регионов, ближнего и дальнего зарубежья, а также давно, казалось, канувшие в рассеянии имена первой волны. И это естественное органичное единство предстало не в воображении, но — в реальности. Пока иные унывали, другие негодовали, видя не столько коммерцию, сколь сознательное разрушение нравственных ценностей, можно было, погасив экран, в тишине взять журнал и погрузиться в «шелковые травы благословенного «Бежина луга». Журнал стал защитой, сокровищницей родной культуры и мощным противостоянием поп-рыночной накипи. Его читали, ему писали, его заказывали школьные библиотеки, с ним сотрудничали жители разных континентов. Привлекая архивы и раритетные эмигрантские издания, редакция знакомила читателей с неизвестными произведениями и публицистикой Ивана Бунина, Леонида Андреева, Николая Лескова, Ивана Шмелева, Романа Гуля, Ильи Сургучева, Ивана Солоневича и др., а также самыми свежими работами Василия Белова, Валентина Распутина, Петра Проскурина, Валерия Рогова, Глеба Горышина и еще многих, а поскольку без Пушкина нам — никуда, то все это вместе, рядом с именами Александра Сергеевича, А. К. Толстого, И. С. Никитина воссоздавало, восстанавливало единое поле исконного духа, рассказывая о детстве Государя Николая Александровича, «Павлонах», о Ледяном походе, Надежде Плевицкой, возрождении, спадах и борьбе сегодняшней России. Глубоко православный человек, он был одним из зачинателей Русского Собора, для подготовки которого собирались у него дома. Потомственный москвич, родившийся на Разгуляе, где его матушка Евдокия Федоровна, из рода князей Апасовых, в 1950-е годы (когда преследовали верующих странниц) скрывала у себя Анну Алексеевну Мечеву, он часто принимал группы молодежи, школьников, рассказывая о малоизвестных событиях нашей истории, гражданской войны, пел им песни Красной и Белой армии (которые больше негде услышать), размахивая отцовой шашкой над головой и сам походя на мальчишку. В его хлебосольном доме можно было встретить внучатого племянника барона Врангеля (проездом из Парижа) и в полном составе редакции журналов за дегустацией водочки традиционно по алфавиту, начиная с анисовой, затем с базиликом и так до яблочной. Почитатель Н. С. Гумилева, неистовый и неуемный, как и в годы учебы в Московском университете, когда лекции слушали в тех самых аудиториях, где когда-то сидели Грибоедов и Лермонтов, А. А. Апасов, представляя себя как будто всегда в бою, нес знамя русской культуры в переломный период на грани веков и тысячелетий. Галина СИМОНОВСКАЯ.