Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)24.07.2013 

В Санкт-Петербурге в год юбилея династии Романовых
3-я часть (окончание)

1-я часть

2-я часть

Молебен Пресвятой Троице в Троицком соборе Александро-Невской лавры — главный момент поездки. Александро-Невская лавра была основана Петром I в устье Чёрной речки при её впадении в Неву. Строительством руководил князь А.Д. Меньшиков. В советское время Троицкий собор был закрыт и в нём был устроен «Дом чудес научно-технической пропаганды», однако уже в 1956 г. храм был возвращён верующим. Возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычёве).

В Лавру прибыли без десяти два. Молебен по старому обряду согласован с наместником Лавры епископом Назарием (было получено письменное благословение). В соборе обращаюсь к проходившему мимо священнику: «Отец благочинный…», он: «Я не благочинный. Благочинный в алтаре, пройдите туда». Мимо чтимого образа Богородицы «Скоропослушница» прохожу к подсобному помещению, ведущему в алтарь, и вижу священника, о чём-то разговаривающего с сотрудником храма. Дождавшись окончания их разговора, приближаюсь к благочинному: «Благословите». Вдруг он резко поворачивается и уходит вглубь алтаря. Я за ним: «Отец благочинный, я по поводу молебна». Неожиданно он поворачивается и, замахав руками, громко говорит: «Не заходи! Не проходи! Там жди!» Мне показалось, что между нами как будто произошёл электрический разряд и все заискрило. Вышел из подсобного помещения, ошарашенный таким неласковым приёмом, постоял-постоял, и решил: «Ну что за дела, пойду-ка я к наместнику». В это время выходит благочинный и быстрым шагом идёт по храму. Я семеню следом. Начинаю заводиться. Едва поспевая за ним, говорю: «Вообще-то я официально, по благословению пришёл служить молебен». Благочинный, указывая на икону Троицы справа от алтаря, неподалеку от того места, где раньше была рака с мощами св. Александра Невского (в связи с реставрацией сейчас она перенесена в левый придел), не глядя на меня, рукой показывает: «Здесь служи. Сколько это будет по времени?» Я: «Ну, час-час пятнадцать». Он: «Сколько человек будет на молебне?» Я: «Со мной человек десять». Пока мы готовились к молебну, с левой стороны у мощей стали читать акафист. Как только наш хор запел в конце псалма «Аллилуия» с левой стороны всё замолкло. Приходит оттуда человек и говорит: «Там недовольны, слишком громко поёте». Я попросил певцов петь тише.

Присутствовавший на молебне один местный активный монархист попросил меня включить в текст великой ектеньи прошение о восстановлении православного самодержавного царства (в конце молебна на сугубой ектенье звучали благодарственные молитвословия по случаю 300-летия Лавры и 400-летия династии Романовых). С началом молебна количество молящихся стало быстро увеличиваться и достигло примерно семидесяти человек. О молебне было объявлено по «Православному радио Санкт-Петербурга» — я выступал на нём вместе с о. Геннадием Беловоловым, — и в интернете.

О. Геннадий тогда приехал на велосипеде. После эфира был интересный разговор о старце Федоре Кузьмиче. Батюшка не склонен к признанию подлинности этой истории, особенно после посещения в г. Таганроге дома, где умер император Александр I. Ему было трудно представить такую масштабную мистификацию, многодневный траурный поезд, отпевание с представителями высшего духовенства и т. д. Я предложил такую версию: император Александр I, назвавшись Федором Кузьмичом, в покаянном порыве, чувствуя свою вину в косвенной причастности к убийству своего отца императора Павла, принял тайный постриг, т. е. в духовном смысле император Александр I действительно умер. По смыслу монашества умер прежний — ветхий человек, которого и отпевали. В то же время родился новый человек, известный нам, как старец Федор Кузьмич. Из уст экскурсовода, со ссылкой на келейницу старца Николая Гурьянова схимонахиню Николаю, прозвучала такая версия, что один из сыновей Алексея Михайловича, стало быть, брат Петра I, тайно ушёл в леса, чтобы сохранить старую веру. О. Геннадий скептически отнёсся и к этой версии, логично полагая, что остаться неизвестным в истории человеку такого ранга было невозможно. Я опять выдвинул предположение, что Святая Русь — эта огромная духовная Атлантида, — не могла полностью исчезнуть на всех своих уровнях и сословиях, в частности, царской фамилии. По крайней мере, хочется верить, что на уровне царской фамилии (династии) всё-таки не всецело произошло уклонение в сторону нового прозападного вектора, и кто-то остался верным древнему благочестию.

Директором радио является С.Е. Васильев, а духовником — о. Иоанн Миронов. Кроме о. Геннадия Беловолова на радио часто выступают петербуржские протоиереи Игорь Филин и Александр Захаров.

По окончании молебна кратко приветствую молящихся, и прошу подходить под благословение и если есть вопросы — все это вне храма. Размышляю о произошедшем. Человек мог устать, быть не в настроении, чем-то огорченным. В конце концов, полным ходом идёт реставрация Лавры и подготовка к проведению юбилея. Более углубленный вариант восприятия случившегося: напрямую соприкоснулись, пересеклись два фактора — либерально-экуменический, прозападный и т. п. и консервативно-фундаменталистский, да ещё и в старообрядном варианте. И вот, вспыхнуло, заискрило. Вспомнились слова Аввы Дорофея: «Доброе дело не бывает без искушений. Они либо предшествуют, либо последствуют за ним».

Выезжая из Петербурга, обратили внимание на храм святой Екатерины. Необычным было то, что купольное завершение храма покоилось на колоннах. Построил храм российский посол в Британии в память своей жены Екатерины. Он очень её любил и после её смерти оставался честным вдовцом. Он был англоманом. Умер в Англии, а погребён был в Димитриевском соборе Владимира.

Проезжая мимо храма св.вмч. Пантелеимона, услышали, что настоятелем храма является о. Анатолий Першин — «очень порядочный человек, бывший „матерый“ рок-музыкант (бас гитарист)». Однажды, ещё до принятия священства, на кухне в пьяной драке ему нанесли семь ран. На 8 минут сердце остановилось. Находясь в состоянии клинической смерти, ему было видение загробных мук грешников, с которыми не сравнятся никакие фильмы ужасов. Когда душа вернулась в тело, его охватила безысходность. Год он прожил в монастыре прп. Антония Сийского. Исцелился от наркотической зависимости. В Петербурге ему удалось построить подворье Антониево-Сийского монастыря, пришлось преодолевать сопротивление некоторых местных жителей, которые говорили: «не хотим умирать под звон колоколов».

А вот виднеется огромный купол Кронштадтского собора — самого большого Морского собора в Российской Империи (реплика экскурсовода: «апофеоз византизма, греки отдыхают»). Собор является доминантой города. Большую роль в начале первоначального его строительства сыграл адмирал Макаров, будучи военным комендантом Кронштадтского гарнизона. Как известно, кронштадтские матросы приняли активное участие в совершении революции. Именно благодаря им в Москве была установлена советская власть. В 1921 году в Кронштадте был поднят мятеж. Во главе войск, подавлявших мятеж, стоял Тухачевский. Использовалась авиация и ядовитые газы. Восставшие обороняли каждый дом. Вместе с мужчинами сражались женщины и дети. После подавления восстания начались массовые расстрелы. Часть матросов по льду ушла в Финляндию (около 20 км). Проезжаем мимо усадьбы А. Д. Меньшикова — когда-то второго лица Российской Империи (после Петра I). Храм в его усадьбе был посвящён св. вмч. Пантелеимону, впоследствии переименован в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Попав в опалу, будучи сослан в Березово, Меньшиков смирился, подобно библейскому Иову говорил: «Бог дал, Бог взял», часто читал псалтырь. По словам оптинских старцев, он был помилован Богом.

На отдание праздника Троицы были на литургии в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни. Главный собор пустыни посвящен Пресвятой Троице. В 1962 году этот храм был взорван. Наместник обители — мой старый знакомый игумен Николай (Парамонов). На литургии пел хор византийским распевом. Этот хор, посещая Москву, неоднократно у нас останавливался. После литургии экскурсию для нас провёл насельник монастыря инок Феофан. В этот день (день памяти св. Феофана Затворника) он отмечал свой день ангела. Войдя в храм преподобного Сергия, единственный сохранившийся в обители, нас поразило его внутреннее благолепие и пение хора.

Особенностью обители было то, что она возникла не на месте подвига святого человека. Её строительство было обусловлено стратегическим расположением — здесь проходила петергофская дорога, рядом была Стрельна. Пётр I не планировал здесь духовных учреждений, а только дворцы и виллы. Императрица Анна Иоановна, поражённая благолепием Троице-Сергиевой лавры, решила нечто подобное устроить рядом с Петербургом. Первым настоятелем обители стал её духовник, принявший при пострижении имя Варлаам (именно он попросил императрицу дать деньги на устройство драгоценной раки для мощей преподобного Сергия). Расцвет обители произошёл в правление Екатерины II. Для неё Пустынь была особенно дорога: во время её пребывания там привезли акт отречения Петра III в 1762-м, и она стала императрицей. Кстати, сохранилось житие прп. Сергия, переписанное рукой Екатерины.

В монастыре хоронили представителей древнейших дворянских родов. Шесть лет здесь был послушником прп. Герман Аляскинский. Отсюда он ушёл на Валаам, а потом в Америку. Два года здесь подвизался будущий епископ Пензенский Иннокентий. Всего лишь семь месяцев он пробыл в Пензе, но за это время сумел стяжать любовь пасомых. Весь город пришёл на его похороны. Ещё будучи в Пустыни, он обличал министра просвещения и духовных дел князя Голицына — покровителя масонского и мистического движения.

Ещё больший расцвет произошёл в обители в правление императора Николая I, когда в1834 г. настоятелем монастыря стал 27-летний архимандрит Игнатий (Брянчанинов), отдавший благоустройству монастыря 23 года. О. Игнатий был потомком древнерусского рода, ведущего свое начало от боярина Бренко, ближайшего дружинника князя Димитрия Донского. В Вологодской губернии, откуда он был родом, его обучали лучшие преподаватели. Во время учебы в инженерном училище Санкт-Петербурга, его приметил император. Николай I познакомил со своей супругой, оплачивал его обучение. Когда ему было 15 лет, отец спросил его, кем он себя видит. «Я хочу, чтобы ты занимал видное место». Когда сын сказал о своем желании стать монахом, поражённый отец промолчал. Родственники отошли от будущего святителя, отец вычеркнул его из своей жизни и лишил состояния. Свой монашеский путь Святитель начал в монастыре прп. Александра Свирского. Хорошо он знал святоотеческие творения, любил читать за трапезой. Когда он читал, то часто минут через десять братия прекращала вкушать пищу. А еще через 10 минут на глазах слушателей появлялись слёзы. А всё потому, что чтец всё читаемое пропускал через своё сердце.

Храм прп. Сергия был построен в форме базилики — распространенный архитектурный стиль первохристианских времен. Интересна символика лесенок под потолком с изображением святых на древе. Храм очень светлый; наличие четырех больших окон в его верхней части приводит к тому, что солнце, проходя по кругу, освещает храм с разных сторон. Богослужения при архимандрите Игнатии стали совершаться торжественно и строго. К настоятелю монастыря стали приезжать придворные лица, представители дворянского сословия. Он стал очень известен в Санкт-Петербурге. Стало много прихожан. Когда архимандрит Игнатий был посвящен в сан епископа, его преемником стал архимандрит Игнатий (Малышев). Он предпринял строительство нового собора. Княгиня Зинаида Юсупова обещала пожертвования, однако на гранит денег не хватало. Когда старый храм был разобран, был уже конец ноября. О. Игнатия охватило отчаяние. Удрученный он шёл, посохом коснулся кочки, покрытой мхом, раскрылся гранит. Выявилось, что этого гранита ровно столько, сколько нужно было на строительство храма. Через пять лет собор был построен. О. Игнатий закончил Академию художеств. Он планировал иконостас для храма прп. Сергия. Иконостас символизировал камень, который был привален ко входу в Гроб, знаменовавший алтарь. Сейчас изготовлена копия этого иконостаса в дереве, раньше же он был из гранита и мрамора. На царских вратах изображены 12 апостолов.

За время настоятельства в монастыре Игнатия-младшего было возведено более 50 различных построек, а управлял он Пустынью 40 лет, проведя в ней 65 лет своей жизни.

К лету 1916 г. количество насельников Пустыни достигло 200 человек. Известно, что в роковую ночь с 18 на 19 февраля 1932 г., которую один из очевидцев событий назвал «страстной пятницей русского монашества», были арестованы последние насельники монастыря.

Архитектурный комплекс монастыря сильно пострадал во время войны с фашистами, однако несравненно больший урон был нанесён отечественными безбожниками уже после войны — в 60-е годы XX века. Были разрушены Воскресенский и Троицкий соборы (хотя уже был подго­товлен проект реставрации Троицкого собора как памятника архитек­туры XVIII века), Покровская (Кочубеевская) церковь и церковь святи­теля Николы Чудотворца, построенная как усыпальница дворян Николаевых. Окончательно разрушены и разобраны часовни во имя Тихвинской и Рудненской икон Божией Матери. Варварски и плано­мерно уничтожалось красивейшее монастырское кладбище. С 1964 года в зданиях монастыря располагалась закрытая Школа милиции на 600 человек. На месте Троицкого собора и части кладбища был устроен плац для по­строения личного состава, где будущие защитники социалистического правопорядка бодро чеканили шаг над прахом предков.

Сначала немногочисленной братии во главе с игуменом Николаем (Парамоновым) была передана часовня, а затем и храм. Одной женщине во сне явился монах, сказав: «Я Игнатий-младший, похороненный здесь». Архимандрит Игнатий (Малышев) был похоронен в алтаре Воскресенского собора, который не сохранился. Копать на большой площади было нельзя. Разрешено было произвести раскопки только на месте, где был алтарь. В открытом склепе не было надписей. Тем не менее, сомнений не было, что останки принадлежали именно архимандриту Игнатию. Дело в том, что в детстве о. Игнатий головой ударился о камень, отметина осталась не только на коже лба, но и на черепе. По этому признаку и поняли, что это останки именно о. Игнатия (Малышева). Также были обнаружены останки другого сподвижника свт. Игнатия — схимонаха Михаила (Чихачева). У него был прекрасный бас. Пение о. Михаила потрясло знаменитого Рубини. Сорок два года управлял монастырским хором о. Михаил. У него серьезно болели ноги (по характерным изменениям костей ног также определили принадлежность останков).

Останки обоих сподвижников святителя Игнатия находятся в Троицком храме, люди обращаются к ним с молитвами об исцелении болезней ног и головы. Есть свидетельства о помощи.

Раньше храм был расписан в академическом стиле, в настоящее время — в византийском. Расписали два иконописца. Двухъярусные изображения опоясывают стены храма. В нижнем ярусе изображены ветхозаветные события, в верхнем — новозаветные.

Немало чудесных событий произошло уже после открытия обители. Так, наместник монастыря о. Николай обратился через интернет с просьбой помочь провести газ к монастырю. И вот однажды в обитель пришёл человек, который передал игумену пакет. Когда его вскрыли, то обнаружилось, что там оказалось ровно столько денег, сколько было нужно для этих работ. В 1998 году по слу­чаю 200-летия со дня рождения установлено надгробие на могиле российского канцлера Александра Михайловича Горчакова. Были установлены поклонные кресты над могилами захороненных лиц и на месте разрушенных храмов. Отреставрирован и вновь расписан храм преподобного Сергия. Отремонтированы братский и настоятельский корпуса, трапезная, больница и угловая башня.

На всенощном бдении были в единоверческом храме во имя прп. Сергия Радонежского в пос. Павлово Кировского района области. Здесь, на берегу Невы, о. Сергий Чиж созидает духовный оазис. Недалеко от этого места на противоположном берегу Невы была Тихвинская церковь, разрушенная во время войны. Восстановление её на прежнем месте не представлялось возможным, т.к. берег стал осыпаться. Деревня, где располагался храм, исчезла. Последний настоятель был расстрелян в 1938-м году. Он был казнён на следующий день после ареста. Родственникам сказали, что он иммигрировал, что у него новая семья. В годы войны здесь шли ожесточенные бои. Это была окраина знаменитого Невского пятачка, на котором погибло очень много воинов. Однажды от большого фугаса с нашей стороны погибло много детей (по одной версии это были детдомовцы, по другой, многодетная семья). До начала 90-х годов это место пустовало. В 1992 году на кладбище был установлен поклонный крест — с этого началось возрождение. Кстати, кладбище о. Сергию удалось оформить в собственность. Это довольно редкий случай в наше время. Первые годы служили в маленькой часовне. В 2000-м году был построен деревянный храм во имя прп. Сергия (всего за два года). Финансировал стройку один бизнесмен из близлежащего коттеджного посёка. Вскоре после крещения он трагически погиб. В это время подвозили купленный на его деньги сруб для храма. Есть еще Тихвинский храм. Он предназначен для отпевания усопших и совершения панихид. В храме находилась Тихвинская икона Божией Матери (около полугода она мироточила). Храм посвящён известным деятелям единоверческого движения епископу Симону (Шлееву) и архиепископу Андрею (Ухтомскому). В храме устроен балкон, но не для хора, а для детей (чтобы они во время отпевания меньше боялись, по словам о. Сергия). Планируется еще построить один храм, церковно-певческую школу. Есть колодец, по словам о. Сергия, с самой чистой в округе водой. 20 лет вел о. Сергий борьбу за оформление этого земельного участка. Однажды мимо по реке проезжал губернатор области. Он обратил внимание на красивые деревянные храмы на берегу и предложил о. Сергию сформулировать 10 просьб. О. Сергий попросил оформить землю, расчищать снег к храму и пр. Первые две просьбы были удовлетворены. Земля была оформлена за месяц. Осматриваем храмы и часовню. Внутри них устроены по старинным образцам резные лавки, сделанные без гвоздей, подставки для свещей в виде корытц, засыпанных песком, паникадила из неезжанных колес. В часовне мы видели резной шкаф собственноручной работы знаменитого иконописца архимандрита Зинона. Запомнилась глубокая купель для погружения взрослых. В часовне в настоящее время, в основном, совершаются крещения.

Долгое время о. Сергий был только уставщиком, не прошло ещё и двух лет, как он стал священником. После службы осмотрели часовню прп. Сергия, в которой о. Сергий, будучи ещё уставщиком, более 20 лет правил службы и даже многих крестил полным погружением (крещёных потом миропомазывали его знакомые священники). Одиннадцать раз храм грабили: похищено немало старинных книг и икон. Украли ларец с несколькими старинными антиминсами.

Всенощное бдение началось, когда ещё не было пяти часов вечера и закончилось около половины одиннадцатого. Во время всенощного бдения и литургии я отметил некоторые моменты. Мое давнее правило — ничего не говорить во время службы, если не спрашивают. О. Сергий несколько раз спросил, я ответил. Если бы я был архиереем, то я бы молча фиксировал все недостатки, записывал бы их после службы, а потом, на ежегодном епархиальном собрании сразу бы все озвучивал с последующим оформлением материала в виде циркуляров и распоряжений. Отметил, например, следующее: почему у нас до сих пор нет чёткого устава о звоне? Не раз наблюдал, что поступают, кто во что горазд. Например, здесь во время всенощной почему-то трезвонили во время литии, хотя нужно было это делать на пении «Богородице Дево радуйся» и продолжать до начала эксапсалмов (шестопсалмия). Или звонят почему-то после Евангелия, хотя это нужно делать перед его чтением. О звоне на «Честнейшую Херувим» (9 ударов через чтение «Богородице Дево радуйся») вообще не было известно.

Всю ночь под окнами дома, где мы остановились, были слышны крики гуляющей молодежи.

Литургию на два крылоса пело семейство настоятеля. На Херувимской песни батюшка стал почему-то кадить весь храм — сказывается пока еще недостаточный опыт служения. Закончилось причащение мирян, батюшка громко трижды возглашает «Аллилуия» — но это новообрядная практика, в старом чине этого нет. По окончании литургии настоятель поблагодарил нашу общину за помощь книгами и финансами. Запомнились слова батюшки в адрес паствы: «Всех люблю». Я поздравил с 25-летием трудов на этом месте, превратившимся в малые Кижи, и с недавним освящением Сергиевского храма.

Отец батюшки — уроженец Черниговской земли, а мать из Оренбуржья. В прошлом о. Сергий был регентом архиерейского хора в Пскове. Заинтересовался знаменным пением, а потом и старым обрядом. В юности вместе с братом он много поездил по Русскому Северу. У батюшки пятеро детей. Ульяна собирается замуж (об этом намерении было объявлено во всеуслышание после литургии). Ольга — самая младшая. Обе сестры выросли здесь среди лесов и полей. Шутя, мы называли их Агафьям Лыковыми, друзьями зайцев и белок, боящимися машин и т. п. В ответ они добродушно смеялись. На самом деле сёстры, при всей своей скромности и укоренённости в древней традиции, вполне современные девушки. Ульяна, например, заканчивает Петербургский университет, пишет диплом.

Трапеза запомнилась прекрасной, естественной и здоровой пищей.

Возвращаемся в Петербург через большой длинный мост. Справа от нас дамба. По словам сопровождающего, её появление нарушило экологическое равновесие. Заболоченность распространяется с катастрофической скоростью. Запах гнили и зловония. С интересом рассматриваем несколько искусственных островов-фортов. Насыпали их зимой. Они были оборудованы для круговой обороны. Каждый из них имел своё имя.

Вечером в Выставочном зале у Парка Победы в Петербурге посетили Троицкую Православную выставку (это был последний день её работы). Приложились к Молченской чудотворной иконе Богородицы. Поприсутствовали на встрече активистов общественных организаций Петербурга. Долго общался с руководителем издательства «Царское дело» Сергеем Игоревичем Астаховым. «Многие начинания владыки Иоанна (Снычёва) сошли на нет, были разорены, но „Царское дело“ устояло, т.к. изначально оно не было епархиальной структурой и было финансово самостоятельно».

О смерти владыки. Схимонахиня Варвара, духовная дочь митрополита Иоанна, долгое время опекавшая его в медицинском плане, рассказывала, что в последние месяцы жизни он очень плохо себя чувствовал. Хотя он недавно вышел из больницы, ради деловой встречи с Собчаком (по вопросу передачи Лавры) поехал в банк «Северная корона» (это неподалеку от женской обители на Карповке; до сих пор это здание не введено в эксплуатацию). Владыка очень переживал, тем более что накануне сгорел епархиальный свечной завод, что создало серьезные материальные проблемы. Необходимо было восстановить отношения с властями — после публикации в епархиальной газете очень резкого материала об иеговистах, планировавших провести в Санкт-Петербурге свой съезд, Собчак прекратил все контакты с руководством епархии. Вряд ли владыку отравили. Версия писателя Н.М. Коняева, по мнению Сергея Игоревича, — это скорее художественное произведение, нежели описание строго документированных событий. В рамках выставки прошла встреча активистов разных общественных организаций. Шёл откровенный разговор о проблемах незаконной эмиграции, ювенальных технологиях и пр. Запомнилось следующее: до сих пор не освобождено здание духовного училища. Два месяца один активист сидел за то, что вырвал флаг у участника парада извращенцев. Девятилетнего мальчика изнасиловал узбек, а участковая с нерусской фамилией и именем покрыла его. Сначала предмет «Основы православной культуры» выбрали 9% учеников питерских школ, а потом более 20%.

http://rusk.ru/st.php?idar=62021

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru