Общеизвестно мощное сопротивление православию в сфере светского образования. Достаточно упомянуть трудную судьбу учебного курса «Основы православной культуры». Тем не менее, православное миссионерство развивается в светской высшей школе давно явочным порядком. Пресечь этот прецедент — значит, вернуться к порядкам советских времен и вновь запретить темы русской религиозной философии с их мощным миссионерским компонентом. Возврата таких порядков не желают и нынешние противники широкого православного просвещения. Поэтому, наперекор их сопротивлению, православное миссионерство и просвещение в сфере светского высшего образования будет продолжаться и набирать силу.
Новым этапом в этом процессе становится учебный курс религиоведения. В ныне действующем Государственном образовательном стандарте он предусмотрен как один из общегуманитарных. Появились многочисленные книги, претендующие на статус учебников по религиоведению. Но их авторами являются либо вчерашние специалисты по «научному атеизму», либо люди, которые считают научные знания наивысшим типом человеческих знаний. Подобные книги не дают целостного представления о многоукладном мировом феномене религии. Рынок учебной литературы скоро будет ими затоварен, но результатом станет дискредитация благой идеи введения религиоведения в блок общемировоззренческих и общегуманитарных дисциплин светской высшей школы.
На этом фоне первой большой удачей представляется книга С. К. Абачиева «Православное введение в религиоведение. (Курс лекций)», выпущенная в свет крупным издательством научной и учебной литературы «Едиториал УРСС» (467 с.). Ее отличают православная конфессиональная ориентация и опора на эволюционное сравнительное богословие, восходящее к «Чтениям о Богочеловечестве» В. С. Соловьева. В многонациональной и поликультурной России равные права с таким конфессиональным подходом имеют подходы других традиционных религий при обязательном условии реализации церковными авторами, исповедующими традиционные формы этих религий. Но у Православия в этом деле есть большой и давний задел, которым С. К. Абачиев воспользовался впервые и для первого раза успешно. Книга знакомит новичков с мировым феноменом религии, с его историей сжато, местами конспективно, но целостно, с особой проработкой тем христианства, его конфессий, взаимоотношений Нового и Ветхого Заветов, исторических и современных взаимоотношений христианства с иудаизмом и исламом.
Сам автор в предисловии определяет «экологическую нишу» своей книги в духовной и религиозно-философской литературе как религиоведческий «ликбез» для неверующей и внецерковной интеллигенции. И эта «экологическая ниша» перестала пустовать. Книга весьма информативна не только для большинства студенческой аудитории, но и для многих кандидатов и докторов философских и иных наук, не имеющих даже элементарных представлений о многообразии основных религиозных вероучений, о своеобразии каждого из них.
Книгу можно приобрести в редакции газеты «Русский Вестник».