Русская линия
Вера-ЭскомСвященник Виктор Пантин16.07.2013 

«Почём нынче Крещение?»

Самый частый вопрос к священнику: «Почём у вас в церкви крещение?» Вопрос, по самой сути сформулированный неправильно. Крещение не продаётся, это таинство является благодатным даром Бога человеку, который обрёл истинную веру во Христа.

Всё, что совершается в Православной Церкви, имеет в основании прямые указания из Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа. О совершении Святого крещения подробно читаем в Деяниях святых апостолов.

Там рассказывается, как после принятия Духа Святого в день Пятидесятницы апостол Филипп вышел на дорогу, ведущую из Иерусалима в город Газу. По ней ехал тогда из Иерусалима вельможа из Эфиопии. Сидя на своей богатой колеснице, он читал святого пророка Исайю, когда к нему подошёл апостол и спросил: понимает ли тот смысл сказанного в Священном Писании? «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» — ответил эфиоп и предложил Филиппу взойти на колесницу и сесть рядом с ним.

Филипп благовествовал об Иисусе Христе, а колесница между тем подъехала к воде — озеру или речке, где вельможа сказал: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» Филипп же отвечал: «Если веруешь от всего сердца, можно». «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», — откликнулся эфиоп и приказал остановить колесницу. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на вельможу (Деян. 8, 26−39).

Попытаемся вникнуть в суть произошедшего.

Во-первых, чтобы получить крещение, нужно потрудиться. В те времена в мире был единственный храм Бога Истинного, а Эфиопия довольно далека от Иерусалима. И всё же вельможа отправился в нелёгкое паломничество.

Во-вторых, нужно, чтобы Господь Сам захотел нам открыться — и послал бы человека, способного указать правильный путь.

В-третьих, ищущий Бо­га должен иметь довольно смирения, для того чтобы, не понимая чего-либо в Священном Писании, задавать вопросы людям сведущим.

В-четвёртых, его сердце должно быть расположено к правде, иметь довольно чистоты, интуиции, самопожертвования, чтобы принять её. Разве не читали иудеи Исайю и других пророков, предвещавших приход Спасителя?

В-пятых, нужна вода и крестящий (ныне это наследник апостолов — священнослужитель: епископ или священник). И тогда крещение совершает­ся легко и правильно, и крещёный продолжит свой жиз­ненный путь, исполненный благодати Духа Святого.

Но скажите, идёт ли здесь речь о стоимости крещения? А ведь могла бы идти, ибо Святой Филипп — один из перводиаконов Церкви, в обязанности которых входило заботиться о нуждающихся членах первохристианской общины. Между тем вельможа царицы эфиопской был «хранителем всех её сокровищ» и, несомненно, очень богат. Разумеется, будучи перед этим в Иерусалиме, он принёс туда свою материальную жертву и, надо думать, впоследствии также не оставил нуждающихся собратьев по вере в беде — помогал им. Но ему, видно, не пришло в голову заплатить за крещение, равно как и апостолу — просить мзду за свой труд. За деньги ни купить, ни продать благодать нельзя, зато можно навлечь на свою голову гнев Божий.

Об этом — предыдущий эпизод в той же книге Деяний. Некий Симон, бывший чародей, «увидев, что через возложение рук Апостольских подаётся Дух Святой», принёс деньги ученикам Христовым со словами: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого». Но ответил ему Пётр: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8, 18). Святая Церковь уже в глубокой древности именовала процедуру продажи благодати за деньги грехом «симонии», как раз по имени этого самого незадачливого Симона. Те, кто думает получить таким образом в Церкви благодать, по правилам и канонам Церкви от неё отлучаются, а те, кто пытается продать благодать, лишаются в дальнейшем права совершать таинства, а совершённое ими за деньги вменяется как не бывшее.

«Но как же, — скажут некоторые, — мы ведь живём в век экономических отношений, Церкви нужно на что-то существовать, и священники (которые сами не бесплотные ангелы, а тем более их семьи) затрачивают время и совершают труд».

На этот вопрос есть ответы в Священном Писании. Один из них принадлежит пророку Давиду, который свидетельствует: «Не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36, 25), а Господь обещает Своим верным ученикам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это всё (остальное) приложится вам» (Мф. 6, 33); то есть в случае горячего стремления исполнить волю Божию ученику Христову и его ближним подано будет необходимое для нормальной жизни. Есть верные свидетельства, что в блокадном Ленинграде ни один из остававшихся в нём во время войны священников не погиб от голода.

Тем не менее на вопрос: «Почём крещение?» — вам, скорее всего, всё-таки ответят, или вы сможете прочитать соответствующую цифру возле свечной лавки… Думаю, в этом всё ещё проявляется наследие эпохи безбожных гонений на Церковь, которую власти всеми способами старались подорвать изнутри, заставляя хотя бы формально отречься от её богоустановленных принципов служения.

Если вы видите или слышите о «цене крещения», помните, что цены у крещения нет! То, о чём вам говорят, — это приблизительная цена вашего добровольного пожертвования на нужды храма, а не стоимость «процедуры»!

http://www.rusvera.mrezha.ru/687/9.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru