Русская линия | Игорь Андрушкевич | 13.07.2013 |
Миланский эдикт о свободе вероисповедания от 313 года не только завершил длинный период гонений на христианство в Римской Империи, но также и открыл новую историческую эпоху в истории человечества.
Последние страшные гонения на христиан в Римской Империи совпали с крупными административными перестройками императора Диоклециана. Этот император, несомненно, был весьма одарённым государственным деятелем, но он всё же не понял, что Римское государство нуждалось не столько в административных реформах, сколько — в нравственных.
Для этого было абсолютно необходимо восстановить согласие (по-римски «конкордию», т. е. «со-сердечие») между политической конституцией государства и народными верованиямиа. Нужно было вдохнуть новый дух в застойное и упадочное государство, чего никакая перестройка сама по себе сделать не может.
Однако, народные верования к этому моменту, т. е. концу третьего века, уже не были однородными в Римской Империи. Если ещё до конца первого века подавляющее большинство населения Империи были язычниками (хотя и разного происхождения: римского, греческого, египетского, сирийско-финикийского и т. д.), то, через двести лет, христиане стали весьма важной частью римского населения. Сколько точно было тогда христиан в Римской Империи сегодня трудно установить, но, обыкновенно, их число оценивается в 15 — 20 процентов, то есть христиане были приблизительно пятой частью всего населения. Однако, среди христиан, наряду с простым народом, было много воинов и вообще выдающихся людей. Кроме того, христиане, в своем большинстве, населяли самые важные территории империи с геополитическо-экономической точки зрения.
Диоклециан считал, что христиане вносят разлад и раскол в старые римские религиозные и государственные верования, ослабляя этим государство, которое, к тому же, сильно страдало от инфляции и от прочих беспорядков. Посему, он запретил инфляцию и христианские верования, под угрозой смертной казни.
Кроме того, для улучшения имперской администрации он установил «четверовластие» (тетрархию), поделив всю империю на четыре административных округа. На самом деле, это было разделение Империи на две половины, во главе каждой из которых стоял один император, с титулом «августа». Затем, каждая половина, в свою очередь, была разделена тоже на две половины. Во главе второй половины (то есть четвертой части) стоял император низшего ранга, с титулом «кесаря». Одним из таких кесарей был Констанций Хлор, отец будущего императора Константина. Его столицей стал германский Трир. После этих реформ, сам император Диоклециан, назначив четырех «тетрархов», удалился на покой, в родную Далмацию, в Сплит, где до сих пор сохранилась значительная часть его дворца.
Вскоре, после ухода Диоклециана, между тетрархами начались разлады, в конечном итоге превратившиеся в гражданскую войну. Констанций Хлор скончался, и тогда на его место вступил его сын, будущий Константин Великий. Все хорошо знают историю победы императора Константина над императором Максенцием у Мильвийского моста в 312 году под символом Креста, с надписью «сим победиши» (toutoi nika). С тех пор, римские, византийские и русские военные стяги и знамёна имеют изображение Креста.
Император Константин Великий практически отменил все основные меропрития Диоклециана: вместо запрета инфляции он ввёл солидную золотую монету, под названием «солидум», которая просуществовала в Византии и в Европе около восьми веков; вместо «четверовластия» вернулся к единоначалию монархии; вместо гонений на христиан, запретил вообще все гонения.
Однако, несмотря на установление христианской символики в войсках и в государстве (например, на монетах), император Константин не мог сразу возвести христианство в единственную государственную религию, ибо оно было лишь одним из существующих в государстве верований. Он установил нечто гораздо большее: принцип религиозной терпимости (толерантности). В одном императорском послании восточным провинциям Империи, император Константин указал, что не надо преследовать сторонников язычества и что не надо их насильно переводить в христианство. Константин Великий указал, что в вопросах веры «каждый должен придерживаться того, чего просит его сердце».
В феврале 313 года императоры Константин и Ликиний встретились в городе Милане, чтобы обсудить создавшееся политическое положение в империи. Среди прочего был достигнут договор по религиозным вопросам. Во многих древних текстах отмечается, что императоры желали разрешить религиозные вопросы в смысле полной религиозной терпимости. Христианам были возвращены все отнятые у них храмы и кладбища. Христианские общины получили право юридических лиц. Считается, что результатом этой встречи и был Миланский эдикт.
В этот период было много разных императорских указов и посланий на эту тему. Например, в 315 году последовал царский указ, что нельзя уродовать лица каторжникам, ибо все человеческие лица «отражают небесную красоту». Однако, в истории принято считать, что все эти решения приняли окончательную форму в Миланском эдикте от 313 года.
Затем, в 324 году было окончательно утверждено имперское военное знамя «Лабарум», на основании видения Креста в 312 году. В 325 году, император Константин созвал (за счёт государства) всех христианских епископов в городе Никее (в Малой Азии, напротив будущего Константинополя) на Первый Вселенский Собор, на котором была окончательно оформлена основная часть христианского Символа веры. Сам Константин официально открыл этот Собор, а затем удалился, ибо он не был епископом. Однако, когда Собор закончился, его призвали засвидетельствовать своей подписью решения Собора. Так, православный царь стал нотариусом Церкви.
В 330 году была закончена постройка новой столицы, сперва названной «Новым Римом», а затем — Константинополем, куда переместились императорский двор, правительство и Римский Сенат. С этого момента жизнь обновлённого римского государства была продлена на одиннадцать с лишним веков, в течение которых и наша страна получила из Нового Рима — Константинополя своё Крещение и своё имя «Россия».
Русские тетради. Историко-политические анализы и комментарии.
N17 Буэнос Айрес, июнь 2013 г.
Издатель и редактор: Игорь Андрушкевич. Выходит на правах рукописи.
При использовании материалов, ссылка наисточник обязательна.
Электронный адрес: kadetpismo@hotmail.com
http://rusk.ru/st.php?idar=61891
Страницы: | 1 | |