Православие в Украине | Священник Георгий Скубак | 05.07.2013 |
Сегодня мало кто следит за своей речью. И это неудивительно, ведь ум человека занят повседневными заботами и житейской суетой. А есть ли вообще возможность пресечь в обществе нецензурную брань? Почему из наших уст срывается мат? Что или кто двигает языком человека? Сознательно или в трансе человек употребляет мат? — Эти и подобные вопросы сегодня волнуют многих. Люди обеспокоены загрязнением родного языка, поэтому во многих регионах Украины проводятся профилактические программы борьбы против греха сквернословия. К участию в этом проекте привлекаются не только врачи, психологи и филологи, но также священнослужители, которые, в свою очередь, также могут дать оценку природе происхождения такого явления как грех сквернословия.
Для решения любой проблемы необходимо проанализировать её генезис. Как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень!». Именно по этой причине в студию областного телевидения был приглашён клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Днепропетровска протоиерей Игорь Собко.
- Отец Игорь, в старину сквернословов ассоциировали только с рабочим классом по известной поговорке «ругается, как сапожник». Сегодня в молодёжной среде отборный мат — явление повседневное. С чем это связано?
- Начну сразу с того, что не стоит так категорично обобщать нашу молодёжь. К сожалению, большинство взрослых постоянно ругают молодое поколение. А почему? Потому что они не живут по их выработанному формату? Или не делают того, что навязывают взрослые? Или одежда детей в точности не сходится с гардеробом родителей?… И таких вопросов можно задать ещё множество. Молодёжь сегодня оценивают по внешнему виду, и это плохо. Во-первых, давайте вспомним свою молодость и извечный конфликт между взрослым поколением и молодёжью. Для взрослого поколения того времени мы в точности были такими же: и одежда нескромная, и походка безнравственная, и музыку не ту слушаем. Этим «и» нет конца. Но нужно попробовать заглянуть молодым в душу, постараться понять, что же их сегодня волнует, чем они интересуются. Как священник я могу сказать одно — не вся молодёжь живёт в пороке и грехе. Большинство — это целеустремлённые и интересные люди, которые имеют мечту и стремятся её достичь. Что же касается конкретно сквернословия, то также могу сказать, что многие из молодых не считают это нормой. Молодые ребята осознают, что это грех, и доказательство этому — раскаяние во время исповеди.
- Душа человека при нецензурной брани начинает чувствовать дискомфорт. Почему это происходит и как относится Церковь к сквернословию?
- Ещё во ІІ веке церковный мыслитель очень точно и лаконично выразил внутренний мир человека: «Душа по своей сути — христианка». Уже при творении в человеческой душе заложен Создателем голос Божий — совесть. Это своеобразный нравственный закон, от которого человеку невозможно избавиться. Именно она подсказывает, «что такое хорошо и что такое плохо».
На всех этапах своей истории Церковь однозначно выступала против сквернословия как греха. В уголовном кодексе матерное слово обозначено как мелкое хулиганство, а в Законе Божьем — это грех.
Что такое слово? Мы часто не придаём ему должного значения. Но на самом ведь деле мышление не может существовать без слов. «Слово есть необходимый результат мысли, и только в нём мысль достигает своего высшего напряжения и значения. Без слова нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием». Именно эти слова были положены в начало одной из самых знаменитых книг А. Лосева «Философия имени». Слово — это не просто сочетание звуков и не просто имя вещи. Слово — это тайна, дар Божий, выделяющий нас из животного мира. Словом можно лечить и воскрешать, укреплять и поддерживать даже тогда, когда, кажется, нет никаких надежд. Но словом можно ранить и разрушить, даже убить. Ведь слово призывает и несёт в себе дух, потому что «от избытка сердца говорят уста». Вот поэтому прежде чем что-либо сказать, надо хорошо подумать.
- Сейчас пытаются доказывать, что наш народ ругался всегда. Действительно ли «матерщина» у нас наследственная?
- Нет, это не так! Корни матерных слов лежат в язычестве. Большинство из них восходит к языческому культу славян, впоследствии приумноженном языческими выражениями культа монголов. Языческие обряды и соответствующие ритуальные действия всегда сопровождались подобными словами. Там слова матерной брани носили чисто магический характер. Например, соответствующими словами, жестами и действиями вызывались духи плодородия. Выходя на брань, на войну, язычники также призывали соответствующих духов — языческих богов. Именно в этом смысле к матерным словам прилагается слово — бранное.
Матерная брань в древней Руси также использовалась в языческих мистериях и обрядах. Отсюда становится понятным, почему христианство выступает против сквернословия. По словам покровителя нашего Центра преподобного Иоанна Лествичника, эти «нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес… такие слова не наши, но врагов наших».
До прихода к власти большевиков мат на Руси был явлением очень редким. Народ всецело принял учение Христа и Его нравственные идеалы. Любое скверное слово было наказуемо. История оставила нам много интересных свидетельств. Так, в Запорожской Сечи под угрозой наказания плетью у позорного столба было запрещено употребление брани. Запрещалась она и во время казацких походов. В годы правления государя Алексея Михайловича сквернословам вырывали язык, а указом Петра І сквернословщиков секли розгами. Император Николай I был прозван «палкиным» именно за то, что перевоспитывал матерящихся, пропуская через строй в пятьдесят палок. Думаю, интересным будет и тот факт, что на Екатеринославском заводе (ныне завод имени Петровского в Днепропетровске) самый большой штраф был за матерщину, а потом — за пьянство и воровство. Тогда обществом мат воспринимался как хула на Бога и святость, как вызов Творцу, направленный на осквернение его благ.
К сожалению, в советский период мат как богоборческий лексикон получил широкое распространение. Если прислушаться, то где чаще всего можно услышать скверные слова? — Во всех питейных, развлекательных и игорных заведениях, где «кипят» страсти и сводится на нет человеческий образ Божий. Когда забывается Бог, начинает рождаться грех, в том числе и сквернословие.
- Неужели только потеря образа Божьего приводит к нецензурной брани? Есть ли другие факторы, подталкивающие человека употреблять матерные слова?
- Все знают прекрасную пословицу: «Свято место пусто не бывает». Но многие неверно её истолковывают. На самом деле это выражение очень глубоко раскрывает сущность всей проблемы человека. Внутренний мир человека не выносит пустоты, следовательно, от него самого зависит, чем нужно наполнить свою душу. Господь дал ему свой образ, но и при этом предоставил свободу выбора. Поэтому если человек не будет возгревать в себе желание приобрести добродетели и уподобиться Творцу, то благодать Божья его покинет и пустое место заполнится противоположным — злым и тёмным. Так что потеря образа Божьего — главная причина нравственного падения человека. Но есть и второстепенные: круг общения, интересы, нехватка словарного запаса, нежелание знакомится с классической литературой, музыкой и поэзией, отсутствие нормального человеческого общения и стремление к западному образу жизни.
- Может ли государство и научная элита противостоять распространению сквернословия? Если да, то, каким образом?
- Начать надо с самого себя. Это основной принцип борьбы с любым греховным недугом. Государственным чиновникам пора повернуться лицом к своим молодым гражданам и создать действующую систему государственной поддержки молодёжи. Что же касается научной сферы, то мне известно, что подобной проблемой занимаются в Харькове и Москве. На базе институтов созданы центры, исследующие арготизмы (условные выражения и слова, применяемые обособленной социальной или профессиональной группой) и занимающиеся обсценологией (наукой о ненормативной лексике). Также психологи рассматривают этот вопрос как копролалию, то есть когда человек без причины начинает ругаться матом и не может остановиться или испытывает к этому непреодолимое влечение. Эта болезнь в психиатрии носит название по имени французского врача — синдром Туретта.
- Что вы, как руководитель культурного Центра, предпринимаете для решения данной проблемы? Чем занимаете молодёжь, чтобы она забывала о мате?
- Во-первых, молодёжи нужно нормальное человеческое общение. Семья — как домашняя церковь, школа — как храм науки и любимая работа должны создавать молодому человеку здоровую среду. Ведь человек в общении реализует самого себя. Для всех, кому небезразлично здоровое поколение, наше будущее и настоящее, центр «Лествица» предлагает посещать гуманитарный лекторий с современными педагогическими разработками и методиками. На таких встречах молодёжь может обсудить все волнующие её вопросы, посоветоваться с высококвалифицированными педагогами и священнослужителями. Коллектив нашего центра предлагает молодому поколению обрести себя и найти смысл своей жизни.
Разве легко быть молодым? Будем предельно откровенны, наша молодёжь обладает огромным потенциалом, и… он остаётся не реализованным. Во все периоды истории молодёжь оказывалась в авангарде перемен и с энтузиазмом поддерживала перелом старых устоев. А что сейчас? — Она существует в духовном вакууме. Качественное образование — возможность для немногих. Хорошая работа в большинстве случаев достаётся по протекции. Даже в храме молодёжь далека от состояния комфорта — не так обут, не так одет, то не знаешь, этого не умеешь, и вообще…. Боюсь, что на всё это молодёжь ответит нам словами Гегеля: «Если моя теория не согласуется с фактами, то тем хуже для фактов». Сегодня, как и всегда, нужно понимать молодёжь.