СРЕДА, исследовательская служба | Католический священник Кирилл Горбунов | 05.07.2013 |
На последнем в этом учебном году семинаре по социологии религии в МГУ выступил католический священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы архиепархии Божьей Матери в Москве.
11 февраля отец Кирилл как раз подъезжал к Риму на поезде, когда ему начали звонить журналисты и говорить: «Прокомментируйте отставку Папы Бенедикта». На что он, конечно же, отвечал, что этого не может быть, это невозможно. Но через какое-то время количество звонков было настолько велико, что стало понятно, что что-то произошло.
По мнению отца Кирилла, избрание нового Папы — это драма в трёх частях: сначала это отставка предыдущего понтифика Бенедикта XVI, затем это подготовка к конклаву и, наконец, собственно выборы нового Папы.
Часть I. Отставка.
Совершенно очевидно, что об этом никто ничего не знал заранее, иначе реакция была бы не такой. А она была очень спонтанная, и в этой спонтанной реакции была видна большая доброжелательность по отношению к этому поступку, который совершил римский епископ.
Поступок этот очень важен, потому что он показывает, что у человека есть выбор. Это очень важная вещь, которую в Церкви важно чувствовать. Люди, смотрящие на Церковь извне, должны понимать, что Церковь не отнимает у человека выбора и не даёт ему шаблон, согласно которому он должен жить. Этот выбор очень сложный. Почему? Потому, что ещё жива была память о Папе Иоанне Павле II, который тоже сделал свой выбор, хотя многие говорили, что он в силу своей немощи должен уйти в отставку. И он отвечал: «Я — отец. Отец не может отказаться от той роли, которая у него есть». Казалось, что никто не сможет нарушить эту установку, которую дал понтифик. И то, что ¬¬¬его преемник поступил по-другому, тоже следуя своей совести и своему служению — это замечательно. Это показывает, каким образом евангельскую весть и понимание своего служения возможно интерпретировать, казалось бы, диаметрально противоположными способами.
Часть II. Конклав.
Прошло, казалось бы, совсем немного времени с предыдущего конклава. Это был 2005 год, выборы Папы Бенедикта XVI. Тем не менее, кажется, что мир совершенно изменился во многих отношениях.
Вот одна деталь, которая приходит в голову: в 2006 г. появилась социальная сеть Твиттер, и вот в 2013 году уже больше дюжины кардиналов писали там свои мысли о предстоящем конклаве, и люди с огромным увлечением по всему миру читали эти сообщения — остроумные, интересные, оригинальные. То есть степень прозрачности происходящих процессов оказалась совершенно другая, и это не могло не отразиться на том, каким образом происходила подготовка к избранию нового Папы.
Процессы, происходившие внутри так называемой генеральной конгрегации кардиналов, предшествующей конклаву, оказались публичными, и видно было, что возник конфликт внутри кардинальской коллегии. Часть кардиналов — прежде всего, американцы — считали, что дискуссии в период подготовки к конклаву должны происходить более или менее публично. Представители традиционного, более безопасного в каком-то смысле подхода говорили о том, что есть традиция, что всё должно происходить sub secreto.
В конце концов, все мы знаем, что секретность возобладала, но это показывает, насколько новые это были условия для кардиналов, которыми избирался новый понтифик. И, конечно, то, что потребовалось всего лишь два дня для избрания нового Папы, тоже свидетельствует о том единодушии, которое было достигнуто на этих вот собраниях кардиналов.
Хотя в двадцатом веке и не было долгих конклавов, но часто имена эти были достаточно хорошо известны. Тоже произошла очень интересная вещь. Почему? Потому, что теперь мы находимся в этом информационном поле, из которого не можем никуда выбраться. Наше сознание формируют СМИ. Специалисты нам уже сказали, что если белый дым из трубы появится до восьми часов вечера такого-то дня, то, значит, избрали миланского кардинала Анджело Сколу. Признаюсь, что и я тоже уже заранее набрал на компьютере текст: «Поздравляю всех с избранием нового Папы, досточтимого и высокопреподобного Анджело Сколы», а когда открывались двери балкона собора Св. Петра, занёс уже палец, чтобы нажать Enter и. Что забавно, я этого не сделал, а Генеральный секретарь итальянской епископской конференции нажал-таки на эту кнопку и поздравил весь мир и всю Италию с избранием миланского кардинала. Конечно, с его стороны это был весьма и весьма опрометчивый шаг.
Часть III. Выбор нового Папы.
И вот на балконе появился новоизбранный Папа. Предыдущие понтифики приветствовали народ жестами победителей. Он же, когда в первый раз вышел на балкон, очень просто помахал рукой, а потом поздоровался не по-латыни, а по-итальянски. Всё это задало некоторый тон восприятию Папы, который продолжается вот уже несколько месяцев.
Есть большая усталость от негативных вещей, связанных с Церковью, по крайней мере с Католической. Если мы посмотрим новости о католической церкви, то прочитаем одни скандалы, и вдруг возникла вот эта мощная позитивная волна новостей о Католической Церкви, которая оказалась всем интересна. Совсем недавно ещё казалось, что может быть интересного русским людям в католичестве? Оказывается, нет. Это всё широко обсуждалось, и не просто как некое стороннее наблюдение за древнейшей, но весьма одряхлевшей религиозной институцией, а с пониманием, что мы имеем дело с институтом, который формирует культурное пространство, в котором мы живём.
Новый Папа — кто он?
Сам факт того, что избран представитель третьего мира, Латинской Америки, вызывает такое ощущение, что на что-то долго надеялись, и это, наконец, произошло. Во-вторых, конечно, очень интересна сама личность. Прежде всего бросается в глаза знаковое слово — иезуит. Само слово уже способно послать многих в нокаут. Митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, когда его спросили относительно того, как он воспринимает избрание иезуита, сказал: «Существует мнение, что иезуит — это человек, который внешне один, внутренне другой, одно говорит, другое подразумевает. И это мнение находит определённое подтверждение в реальной жизни представителей иезуитского ордена и в нашем опыте общения с таковыми представителями».
У меня, например, лично другой образ. Во-первых, иезуиты — это интеллектуальная элита католического мира. Второе — духовная подготовка: это люди необыкновенно открытые и свободные, у них неповторимая степень непривязанности к вещам повседневным, бытовым и абсолютная свободна перед Богом. По крайней мере таков идеал, к которому они стремятся. В новом Папе эта внутренняя свобода, с которой он действует, несомненно, видна.
Мы стали уделять много внимания деталям, часто не вполне понимая их смысл. Например, в Интернете самое большое количество сообщений касательно нового Папы — про его отказ от папамобиля. Это произвело неизгладимое впечатление. Но если посмотреть, Папа пересел на автомобиль охраны, а это тоже дорогая машина, другое дело, что у неё нет такого статуса, как у ватиканского автомобиля под номером один.
Папа, как известно, отказался от апартаментов предшественника в Апостольском дворце и предпочёл жить в доме Св. Марфы, который был построен для членов конклава и приезжающих делегаций. Его можно понять: это человек, который привык к широкому кругу общения. Он с радостью встречается с новыми людьми не только в формальной обстановке.
Люди внутри Церкви, особенно духовенство, обращают больше внимания не на эти вещи, а на литургические жесты, которые совершает Папа, например, на отказ Папы от пышных облачений, которые были возобновлены его предшественником. Бенедикт XVI часто доставал что-то из гардероба 19 века и своих предшественников, а Иоанн Павел II такими облачениями не пользовался. Вот и Папа Франциск вернулся к простым облачениям.
Самым важным литургическим жестом, который обратил на себя внимание, было умывание ног малолетним преступникам во время богослужения Великого Четверга Страстной Недели. Это очень интересно. Почему? Дело в том, что по правилам ноги надо омывать мужчинам. В малых группах возможны исключения, например, когда община состоит всего из десятка человек. Там, где невозможно разделить общину, ноги умывают всем, и Папа так делал, будучи архиереем в Аргентине, но здесь это воспринималось как что-то совершенно другое. Эта литургия показала, что этот жест важнее, чем просто соблюдение вот этих правил. Это было очень важно.
Постскриптум. Католическая церковь в РФ
Католическая церковь в Советском Союзе, по крайней мере, на территории России, была уничтожена на 99,9%. Были два храма, действовавшие в Москве и Петербурге, куда люди приходили, понимая, что это будет им стоить карьеры и, возможно, свободы. Подпольно действовало несколько священников, несколько групп в разных местах.
Количество католиков, надо сказать, в советское время может быть даже было больше, чем сейчас, потому что в 90-х годах произошёл массовый выезд немцев, опустели целые деревни. Восстановление церкви, которая была достаточно крупная до начала гонений, требовало очень больших затрат, и на эту необходимость откликнулась Вселенская церковь. Прежде всего откликнулась польская церковь в силу географической близости и по менталитету, но потом произошло какое-то насыщение, достижение определённого предела.
Сейчас католическая церковь достигла определённого уровня, её численность остаётся примерно на одном количественном уровне. В качественном же отношении католическая церковь изменилась достаточно сильно. Вряд ли с избранием нового Папы может что-то радикально измениться в судьбе католической общины в России, она всё-таки живёт согласно своей внутренней логике.
Встретятся или не встретятся, наконец, Папа и Патриарх? Диалог нужен. У нынешнего Папы есть опыт близкого знакомства с восточной литургией, которая характерна для общества Иисуса, для иезуитов. Знакомство с этой литургией несомненно поможет понять дух той церкви, с которой происходит общение.
http://sreda.org/2013/izbranie-novogo-papyi-eto-drama-v-treh-chastyah-reportazh-s-seminara-po-sotsiologii-religii-v-mgu/24 681#горбунов