Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)22.06.2013 

По дорогам Украины
Записки паломника

Часть 1

Хорошим введением в атмосферу церковной жизни Украины в её западном регионе была встреча в Москве со священником, который долгое время служил во Львовской области. С ним я встречался во Львове, когда приезжал туда в середине 90-х. Я тогда выступил на собрании немногочисленного духовенства епархии в защиту церковного единства. По окончании собрания владыка Августин подводил итог: кто «за» и кто «против» канонической автокефалии. «За» были все, кроме этого священника (ещё трое воздержались). Как он мне потом говорил, участники собрания ополчились на него не только на самом собрании, но, в ещё большей степени, после его окончания. Более 15 лет мы не виделись. И вот он неожиданно появился в Москве в нашем храме. Я предложил ему сослужить. То, что у нас службы совершаются по старому обряду, он не знал. Меня удивило, как он быстро и органично вошёл в атмосферу службы. Рассказал, что в Галиции много похожего: унисонное пение; произнесение имени Спасителя с одним «И» (Исус); в тексте молитвы «Богородице Дево, радуйся..» слово «Обрадованная» вместо «Благодатная» и в конце этой молитвы «яко родила еси Христа Спаса Избавителя душам нашим»; хождение на крестном ходе посолонь, т. е. направо по выходе из храма и т. д. Чем это можно объяснить? Тем, что реформа, подобная Никоновой в Великороссии и митрополита Петра (Могилы) в Малороссии, здесь, на западе Руси проведена не была, т.к. эти земля были под Австро-Венгрией и Польшей. Т. е. богослужебная практика Византии здесь законсервировалась. Парадокс в том, что у униатов наряду с их признанием латинских догматов всё это сохранилось.

Долго рассказывал батюшка о своих испытаниях в борьбе за церковное единство. Запомнилось следующее. Как только уния стала поднимать голову, некоторые из его прихожан стали требовать проведения голосования: быть храму униатским или оставаться православным. Батюшку тогда «осенило» и он предложил следующую методику выявления волеизъявления: те, кто с ним остаётся в лоне Православной Церкви по окончании службы выходят из храма вместе с ним на правую сторону, а те, кто за унию — идут на левую. Подавляющее большинство прихожан пошло за ним. Когда всё-таки униаты овладели храмом, он в соседнем селе построил новый. Им, однако, овладели филаретовцы: были подделаны документы и, уклонившийся в раскол бывший епископ Андрей (Горак), прислал своего священника. Многочисленные суды не дали результата. Попытки служить у храма привели к тому, что раскольники во время службы выбегали из храма и забрасывали православных камнями и песком, были раненые. Православные стали молиться в кладбищенской часовне. Однажды они в неё вошли и увидели, что внутри всё разбито, престол был перевёрнут. Всё-таки эта часовня осталась за православными Московского Патриархата. Периодически сюда приезжает священник. Батюшку как «главного москаля Галиции» поливали грязью в местной печати и по радио «Свобода». Приезжали униатские и филаретовские священники и всячески склоняли к выходу из МП. Однажды двое крепких мужиков его сильно избили. Один из них сказал: «Я этого москаля на Пасху убью, а потом, что хотят пусть со мной делают». Буквально через пару дней его парализовало, был инсульт и в Великую пятницу он умер, а на Пасху его хоронили. Угрожала ещё одна женщина убить — не прошло и года, как её сын застрелился. Все эти события проходили уже в начале 2000-х годов.

«Меня не раз избивали. Кастетом сломали нос. Самый агрессивный из тех, кто избивал, повесился. Тот, кто угрожал ломом, попал в больницу с сердечным приступом. Ещё один мужчина, который хотел убить меня, утонул, — вспоминал этот батюшка. — Много лет шли суды. Уполномоченный по делам религии требовал от меня 50 тысяч долларов — компенсацию за моральный ущерб. Я, в свою очередь потребовал компенсацию в миллион долларов за моральный ущерб в связи с геноцидом Православия в Западной Украине».

Важным моментом при подготовке к поездке была беседа с председателем «Православного выбора», главой православного братства во имя св. благоверного князя Александра Невского Ю.Н. Егоровым. Главной темой беседы был готовящийся парад содомитов в Киеве. По словам Юрия Николаевича, для извращенцев был важен прецедент проведения подобного мероприятия, пусть даже в минимальном масштабе. Всё упирается в то, каким будет выбор Украины: Таможенный союз или ЕС со всеми вытекающими последствиями. В церковном плане была отмечена поездка митрополита Антония (Поканича) и архиепископа Александра (Драбинко) в Стамбул для приглашения патриарха Варфоломея на юбилей 1025-летия Крещения Руси. Приезд Константинопольского патриарха неоднозначно воспринимается православной общественностью Киева. Мне, как уроженцу Донбасса, было небезынтересно услышать о ситуации там. Было отмечено ослабление позиций донецкого митрополита Иллариона. Его епархия была разделена, в Мариуполе появился митрополит Платон — уроженец Луганской области. Вероятно, владыка Платон вскоре станет членом Синода. Практически все благочинные в Киеве выходцы с Западной Украины (есть и из Закарпатья). Резюме разговора было пессимистическим: ситуация ухудшается, идёт накопление потенциала для решающего рывка к автокефалии. Активно готовятся встретить юбилей униаты. Несколько десятков тысяч их со всего мира приедут на освящение главного собора Греко-католической церкви в Киеве.

Первый храм, который я посетил в Киеве находился у железнодорожного вокзала. Этот храм посвящён св. вмч. Георгию Победоносцу. Построен был в начале 2000-х годов министром Путей сообщения Украины Кирпой (погиб при невыясненных обстоятельствах в 2004 г., похоронен на территории храма). При входе в храм справа и слева обратили на себя внимание несколько больших прекрасных икон в каноническом стиле. Запомнился такой нюанс: настоятель храма за богослужением поминает двух великих господинов и отцов — Патриарха Кирилла и митрополита Владимира. На берегу Днепра, на том месте, где, по преданию, было крещение киевлян, совершил водосвятный молебен по старому обряду. Закончил молебен у арки, построенной в память Крещения по повелению императора Александра I — вознёс благодарственные молитвы по поводу юбилея. По преданию именно здесь в этом месте берега Днепра произошло массовое крещение киевлян. В довоенное время здесь была часовня, являвшаяся подворьем Киево-Печерской Лавры. Часовня была разрушена. Был ещё колодец, к которому шли крестные ходы во главе с митрополитом освящать воду. После октябрьского переворота колодец был засыпан. В ближних пещерах у мощей прп. Исаии прочитал канон этому угоднику Божию по старопечатному тексту (был день его памяти).

После получения незалежности в Киев приехало много людей с Западной Украины. Недавно один храм, принадлежавший автокефалистам, вернулся в лоно Канонической Церкви. Настоятелем храма был назначен архиепископ Александр (Драбинко). По субботам здесь служат литургию на украинском языке. Народу на службе бывает мало. Православная Церковь на Украине никогда не была автокефальной — до вхождения в состав Московского Патриархата она была под Константинополем. В Киеве УПЦ МП имеет 120 церквей (всего на Украине 11,5 тысяч храмов). У филаретовцев в Киеве 58 храмов, а всего около четырёх тысяч. Народ в Киеве и области менее религиозен, чем на Западной Украине. Рассказывали, что один архиерей УПЦ МП распорядился, чтобы в каждом благочинии его епархии было бы не менее одного прихода с украинским языком богослужения. Один из благочинных отреагировал: «Владыка, давайте начнём с периодических служб на украинском языке в кафедральном соборе». Архиерей промолчал и решил отказаться от этой идеи, понимая, что в эти дни кафедральный собор будет практически пустым.

Зимненский монастырь. Очень поздно с сопровождающими выехал в Ровенскую область в Зимненский Святогорский Успенский женский монастырь Владимиро-Волынской епархии. Монастырь находится на Святых Холмах над речкой Луг, возле села Зимнее, в нескольких километрах от города Владимир-Волынский. По преданию, он был основан около 1001 года св. равноапостольным князем Владимиром, построившим здесь два храма и зимний терем (отсюда и название села, на территории которого ещё в Х-ХII вв. жили люди). Князь Владимир часто приезжал сюда, особенно зимой. Прибыли в обитель под утро. К восьми утра пришли в храм на литургию. Один из входов в обитель обрамляют слова на греческом «Исполла эти деспота». Я подумал: «Не готовятся ли здесь к встрече Константинопольского патриарха Варфоломея?»

Собор Зимненского монастыря

Зимненский чудотворный образ — великая святыня обители. Этот образ привезла греческая царевна Анна, вышедшая замуж за Владимира. В 1998 году эту икону носили по городам и сёлам Украины. Икона обновилась и впервые мироточила. Было много чудес. Над одним селом, когда икона была там, играли две радуги.

Монастырю более тысячи лет, главному собору обители — Успенскому — более пятисот. В годы Первой мировой войны в Успенский собор попали три снаряда, до сих пор видны их следы. У подножия горы, на которой располагается Успенский собор, есть ещё Троицкая церковь (15век). Она не закрывалась. Было приятно отметить, что церковь оформлена в каноническом стиле. Богослужения здесь проходят два раза в году: на Пасхальной седмице и на Троицу. Все сооружения, кроме Успенского собора, небольшие. Между Троицким и Успенским храмами расположен вход в пещеры, давшие монастырю название Печерского. Они состояли из двух параллельно вытянутых с севера на юг и соединённых в виде буквы «Н» длинных коридоров, начинавшихся на обращённых к реке склонах Святой горы. При этом один вход начинался около Троицкой церкви, второй — у водного святого источника у речки Луг, что имело важное значение для монастыря как крепости. Отдельные участки подземелий в конце XIX века были расширены и обложены кирпичом, а другие обсыпаны и обвалены. В пещерах находится подземный храм в честь преподобного Варлаама Печерского (монастырь был местом первоначального захоронения преподобного). Святой источник также носит его имя.

Вместе с экскурсией побывали в храме св. княгини Ольги Ольшанской — покровительницы молодёжи. Инокиня-экскурсовод призывает большую группу детей повторить за ней: «Святая княгиня Ольго, моли Бога о нас» — те дружно вторят.

Монастырь неоднократно разрушали татары, но он восставал из пепла. 113 лет монастырём владели униаты. В 20-м веке более 50 лет обитель была закрыта. На её территории располагалась тракторная бригада, а в соборе был склад химудобрений.

На территории обители установлен памятник крестителю Руси равноапостольному князю Владимиру.

В городе Владимир-Волынский побывали в кафедральном соборе (одна из первых епископских кафедр) и посетили епархиальное управление.

Владимир-Волынский. Епархиальное управление

Наиболее известными Владимиро-Волынскими князьями были Роман (+1199 г.) и Даниил (коронован в 1253 г.). На памятной доске князь Даниил обозначен как самодержец всея Руси. До середины 14 века Волынское княжество было наиболее могущественным среди других русских княжеств. Собор находится в самом центре города рядом с древними городскими валами, он является памятником древнерусского зодчества. Построен он был в 17 веке — единственный этого времени на Волыни. Здесь венчались князья и подписывались договоры. Особое внимание в соборе привлекло древнее распятие. В крипте собора погребены князь Мстислав и другие волынские князья и видные деятели. Долгое время — до 1795 года — собор принадлежал греко-католикам.

Первое упоминание города Владимир-Волынск относится к 998 году в «Повести временных лет». В городе действовало Магдебургское право. Уроженцем города был Иосафат Кунцевич — униатский архиепископ Полоцкий, прославленный в Католической церкви как мученик и святой. Население города составляет 40 тысяч человек. Заповедник, располагающийся в центре города, включает в себя два собора и три церкви, одна из которых является униатской. В 1908—1922 гг. кафедру владимир-волынских архиереев занимал владыка Фаддей (Успенский). Впоследствии владыка стал тверским архиереем, отличался глубоким благочестием и любовью к уставному богослужению, в т. ч. по старому обряду. В Твери ещё жива старушка, которая помнит владыку. В кафедральном соборе города находятся его мощи. Во Владимире-Волынском сохранился деревянный домик, где жил владыка.

Ровно. Справа от дороги, если ехать из Киева, возвышается новопостроенный собор т.н. Киевского патриархата. Старостой этого собора был губернатор области Червоний. Говорят, что подлинная его фамилия была другая, фамилию Червоний (по-русски «красный» или Краснов) он взял в советские времена, чтобы подчеркнуть свою лояльность режиму. Червоний был членом Высшей церковной рады Киевского патриархата. Его смерть приобрела некий мистический аспект. Червоний кричал на весь мир, что Патриарх Кирилл приедет на Ровенщину только через его труп. Он погиб во время рыбалки от удара молнии. Говорят, это произошло в то время, когда самолёт со Святейшим пролетал над Украиной. Такая его смерть произвела большое впечатление на жителей Украины. Напротив, через дорогу кафедральный двухэтажный собор УПЦ МП. К сожалению, долгое время вторым этажом владеют филаретовцы.

Интересна статистика национального состава жителей города в середине 19 века: 18% русских, 16% украинцев, 6,5% поляков, а остальные — евреи (в Луцке проживало до 60% евреев). Русские были в основном чиновниками, евреи — ремесленниками и парикмахерами, украинцы торговали салом.

Село Городок. Первые постриги в здешнем монастыре были совершены в начале 90-х годов архиепископом Иринеем (ныне митрополит Днепропетровский). Вскоре, однако, храм был захвачен филаретовцами, науськиваемыми губернатором Червонием. Раскольническая община занимает храм до настоящего времени. Им также принадлежит звонница и крытый корпус. В 1995 году этот храм посетил глава непризнанного Киевского патриархата Филарет (Денисенко). Соседство было непростым. Раскольники обзывали сестёр, агрессивно был настроен их «священник». Нынешний настоятель филаретовского храма более скромно держится («для вас я, конечно, не священник» — говорил он сёстрам). Многие из агрессивных филаретовцев уже умерли. К визиту Патриарха Кирилла в обители были проведены большие реставрационные работы, в т. ч. и в раскольническом храме. Прихожане этого храма присутствовали при служении Патриархом молебна. Возглавляет монастырь очень деятельная игуменья Михаила. Построено два новых храма, заложен фундамент третьего. Сёстры этой обители, как и Зимненской, собирали пожертвования у храма Христа Спасителя в Москве. Насельницы просты и внимательны. При устройстве на ночлег минимум формальностей. Село Городок известно с 1654 г. Долгое время оно было подворьем Киево-Печерской Лавры — здесь доживали свой век малороссийские митрополиты и епископы. До сих пор находят их надгробья и перезахоранивают их останки. Много претерпела обитель от агрессивных униатов, которые вырезали целые сёла. Накануне захвата обители униатами в ней было 187 монахов. Судьба их неизвестна. Скорее всего, они стали мучениками. Будущий митрополит Пётр (Могила) неоднократно бывал здесь в молодости. При советской власти в монастыре располагался туберкулёзный санаторий. В 80-е годы он закрылся, и заброшенные строения стали разрушаться. Открыт был монастырь по инициативе владыки Иринея на базе регентских курсов (они были первыми на Украине); потом было открыто училище. Долгое время духовником обители был диакон Михаил. Доброжелательно настроенные представители властей предупреждали, что если будет открыт монастырь УПЦ МП, то завтра он перейдёт к Киевскому патриархату. О. Михаил так на это отреагировал: «Пусть будет открыт монастырь хотя бы на один день». Под праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в монастырь прибыл владыка, который совершил здесь тайный постриг. Рассказывают, что когда в конце пострига нужно было поручить новопостриженных опытным монашествующим, то никого не оказалось (не смогли приехать). Тогда владыка поручил первых сестёр обители Пресвятой Богородице. На следующий день в монастырь прибыл губернатор области Червоний. Сёстрам он угрожал: «Порежу и в речку побросаю». Храм и колокольня были захвачены раскольниками. Один из храмов обители посвящён пророку Илии. На чердаке храма была обнаружена икона пророка. На память святого приезжает до пяти тысяч молящихся. В Ильинском храме обратили на себя внимание иконы «Экономисса», «Портатисса» и «Казанская» (этот образ обновился), а также резной крест (в обитель его нёс архиепископ, при этом в четырёх местах крест мироточил). Некоторые из сестёр заочно закончили Свято-Тихоновский институт (сейчас руководство УПЦ МП старается направлять на обучение в Богословскую академию Ужгорода). Некоторые сёстры хорошо играют на бандурах и скрипках. Киево-Печерская Лавра подарила обители Козельщанскую икону Богородицы. У этой святыни произошло исцеление девочки, у которой были вывихи конечностей. Ныне монастырь имеет четыре подворья. В селе проживает около пяти тысяч человек. Имеются четыре религиозные общины: православная, раскольническая и две протестантских.

Собор Городокского монастыря

В честь двухтысячелетия Рождества Христова в обители был построен Рождественский собор. Во время святок на его огромном клиросе поёт множество хоров, в частности, приезжает хор из Смоленской епархии.

У древнего образа свт. Николы пропели величание. «Этот образ нам подарил тот, кто сначала не давал открыть монастырь», — сказала нам экскурсовод. Перед иконой Преображения, находившейся в музее, молилась и плакала игуменья. Видя это, один благодетель выкупил икону и подарил монастырю. Запомнилось, что у чтимого образа Богородицы кладут записки с молитвенными обращениями к Пресвятой Деве.

Монастырь находиться в непростой обстановке: неподалёку располагаются две атомные станции и химический завод. До сих пор полнокровно не оформлено право на землю. Власти требуют, чтобы кресты на православных храмах не были бы выше, чем на храме Киевского патриархата.

Дерманский монастырь. Эта обитель упоминается ещё в 14 веке. Завершил её строительство князь Константин II Острожский (+1608). Его называли «некоронованным королём Руси». Именно он пригласил сюда первопечатника Ивана Фёдорова. В обители была типография. Впоследствии она была переведена в Острог (1608 г.). Когда Иван III пошёл войной на Польшу, т.к. не было выполнено условие брачного договора его дочери с польским королём, то князь Константин участвовал в войне с Московией, как подданный польского короля. В то же время он всячески противодействовал унии, в частности обезпечил охрану членов Православного Собора в Бресте в 1596 году. Т.к. все храмы города были закрыты, пришлось собраться у одного протестанта, который предоставил свой дом. Митрополит Киевский Михаил (Рогоза) не отреагировал на троекратное приглашение прийти на Православный Собор (он уже был униатом), тогда его сместили. Униаты хотели захватить Киево-Печерскую Лавру, но монахи не открыли им ворота. Род Острожских прервался в 18 веке.

В послевоенные годы леса вокруг обители были эпицентром бандеровского движения, ставкой Украинской повстанческой армии. Под впечатлением этой информации приближаемся к монастырю. Едем в низине, справа и слева от дороги возвышенность. В голове мысль: «Какая удобная позиция, чтобы нас забросали гранатами». Вдруг на обочине справа группа крепких парубков — хлопцев в полувоенной форме суетятся вокруг телеги, рядом распряжённая пара лошадей. Взглядами исподлобья сопровождают они нашу машину — живая сцена, напоминающая те далёкие годы. Глубоко вздыхаем: «Пронесло!» Здесь на Западе Украины нередки ситуации, когда деды нынешних современников в годы войны находились по разные стороны баррикад: одни в рядах УПА, другие в частях Советской армии. Кстати, по словам наших киевских друзей, темы голодомора и бандеровского движения на Украине искусственно раздуваются, во многом благодаря импульсам извне. Много претерпела обитель и особенно её игуменья от националистов в 90-е и нулевые годы. Главным гонителем был губернатор области Червоний. Три местных начальника, которые особенно нападали на сестёр, вскоре умерли. Раньше этот монастырь был мужским. С 1960 до 1991 года обитель была закрыта. В обители была расположена специальная школа-интернат. В одном из храмов находился клуб, в другом был продуктовый склад. Росписи в храмах были забелены.

В селе есть приходской храм УПЦ МП, который также пытались захватить раскольники. Под давлением властей и раскольников настоятель храма передал им ключи от кладбищенской церкви в честь прп. Онуфрия Великого.

В начале 17 века в Дерманской обители был отпечатан Октоих. Выходим с игуменьей на балкон монастырской гостиницы. Перед нашим взором открылась живописная картина. На переднем плане небольшое монашеское кладбище: одинаковые кресты, выкрашенные в синий цвет, ровными рядами расположились вокруг поклонного креста. «Блаженнейший назвал эти места уголком рая на земле», — сказала игуменья. Осматриваем монастырские храмы — в них прекрасной резьбы иконостасы. Ни в одном храме нет привычного нам амвона. В паникадилах вместо электрических лампочек свечи и лампады (в нашем храме тоже так). Стекло, на котором отпечатлелось изображение Пресвятой Девы. Икона прп. Иова Почаевского с частицей его мощей.

В ночь на четверг в обители служилась ночная литургия — это начали практиковать с начала 90-х годов, когда положение было особо сложным. Обратил внимание, что на Великом входе священник пространно поминая поющих, труждающихся и т. д. помянул и «гонимых за веру православную». Вынеся чашу после молитвы для причастников священник трижды произнёс «Боже, очисти мя грешнаго, Боже милостив буди мне грешному, Создавый мя Господи и помилуй мя», слегка ударяя себя в грудь. Это характерно для униатов; помню как обратил внимание на то, что так делал за Богослужениями в Академическом храме жезлоносец ректора, нынешнего митрополита Киевского Владимира. После возгласа «Святая, святым», заполняя паузу до выноса чаши, инокиня читала пространный синодик о живых и усопших. После прочтения Евангелия (оно читалось лицом к молящимся), на сугубой ектенье возглашались прошения за болящих, путешествующих и т. д. Ввиду того, что диакон был совсем недавно рукоположен, а посему и неопытен, эти прошения за него возглашал священник. Подсвечник в Царских вратах перед возгласом в конце литургии «Всегда, ныне и присно и во веки веков», как это делается у нас, здесь не ставят. В конце литургии после отпуста поют: «Спаси Господи и помилуй Святейшие Патриархи православныя и Великого господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и т. д. Хотел подарить игуменье лестовку, а оказалось, что она у неё уже есть.

Часть 2

Острог. Посетили здесь Воскресенский храм. До 1903 года он был деревянным. Император Николай II прислал архитекторов и был построен каменный храм. Главный собор города был превращён в музей космонавтики, а этот храм оставался единственным действующим храмом города. Сюда свозили иконы из закрываемых церквей. В храме три чтимых образа Богородицы: Острожская, Ахтырская, и Помощница в родах. Здесь находится колонна из Херсонеса времён князя Владимира. Икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господнего — подарок Иерусалимского Патриарха.

Богоявленский собор. Г. ОстрогНедавно случился провал в солее храма, при этом были обнаружены черепа около сорока человек. Находку отнесли к 17 веку. Возможно, что это жертвы княгини Анны Луизы — фанатической католички. Запомнилось, как однажды её карета проехалась по куличам, которые освящали православные. Тогда ей выбили глаз. В отместку она приказала закрыть православный собор и запретила всем православным священникам и монахам находиться в Остроге. В конце концов, она бежала в Польшу, где и умерла в 1654 году. Отец княгини был православным. Она приказала принести его кости из православного храма в католический собор и перекрестить их.

Необычно было видеть придел (Крестовоздвиженский), находящийся с северной стороны, а не направленный на восток. Прежний настоятель храма уклонился в раскол (ныне он «епископ» Киевского патриархата в Виннице). Храм был в крайнем запустении: грязные стены, отсутствие ступеней с боковых выходов и т. д. Большой соблазн вызывало аморальное поведение настоятеля. Этот батюшка вступил в сговор с Червонием, ему было обещано епископство и большие деньги. Были подделаны документы, составлены фиктивные протоколы. Началась служба на украинском языке. Всё это было при правлении Ющенко.

Запомнился такой страшный случай. Пономарю храма нанесли серьёзные побои: поломали руки и ноги. Убитого сбросили с моста. В воде тело не поплыло по течению, а развернулось против него. Убиенный был весь синий от побоев. Ночью сфабриковали заключение о том, что он умер от инфаркта. Жене было сказано, что если завтра она его не похоронит, то пострадают дети и внуки. Пришлось хоронить на следующий день…. Одна женщина лишилась ног из-за ран, нанесённых захватчиками. Были и другие раненые. После получения документа о возвращении храма с большим трудом открыли замки. По словам настоятеля, ступени храма, где молились православные, очень намоленное место, там было пролито много слёз. Внучке благочинного, убиенного во времена Польши, был сон: «Вижу, идёт Янукович. Я к нему: «Виктор Фёдорович помогите! У нас храм забирают». Он в ответ: «Сейчас не могу». Вижу Ющенко и его прошу помочь — «Не помогу». Потом вижу Женщину в чёрном, Которая говорит: «Что вы плачете, храм не заберут, Я буду с вами». В это время Ахтырская икона, находящаяся в храме, была вся в чёрных покровах. После двухгодичного противостояния, нескольких десятков судебных заседаний, вопрос был решён в пользу православных. Это произошло накануне праздника Ахтырской иконы Божией Матери… Владыка тогда благословил служить пасхальным чином.

Поговорили о таинстве крещения. По словам настоятеля, в епархии имеется около 20-ти баптистериев, он тоже собирается его строить. Младенцев крестят в ванночках, проводя младенца с головой сквозь воду. При мне батюшка позвонил своему собрату и тот подтвердил, что он тоже так крестит. Дискутируя с раскольниками, он подчёркивает, что имеется уже пять украинских национальных церквей и что для получения автокефалии необходимо особое удостоверение Божественного Промысла. Однажды настоятель храма посетил управление одной из российских епархий, тогда он соблазнился бюрократическим подходом (нужно было записываться заранее на приём к владыке и т. п.). «У нас проще, — сказал он, — каждый священник епархии имеет домашний и сотовый телефон архиерея и может позвонить ему в любой момент».

г. Острог. Крепость-музейВ Остроге посетили знаменитый замок — единственный сохранившийся в Восточной Европе. В помещении замка находится музей, основателем которого является о. Михаил Тучемский (умер в сане протоиерея, погребён в Кременце). На восстановление замка Николай II пожертвовал более 30 тыс. рублей. Толщина стен замка около 3-х метров. При польской власти музей был национализирован и стал муниципальным. При советской власти в замке был краеведческий музей. В начале 17 века в Остроге проживало 10 тыс. человек (в Киеве было 20 тыс.) С 1576—1636 гг. в Остроге действовала Академия. За 60 лет своего существования её выпускниками было 600 человек (Киево-Могилянская академия открылась в 1616 году, как братская школа, статус академии получила в 1700 году). Именно в Остроге была отпечатана знаменитая Острожская Библия. В городе было 3 монастыря (к настоящему времени сохранился только один — монастырь капуцинов). Сохранилась еврейская синагога, при которой была высшая иудейская школа. Очень много евреев погибло в годы Второй мировой войны (перед войной в городе их проживало 10−12 тысяч, а в настоящее время — только 9 человек). Всего на Правобережной Украине проживает около тысячи евреев. Наряду с высшими православной и иудейской школами в Остроге была высшая католическая школа — иезуитский коллегиум. Он был основан Анной Луизой и просуществовал более 150 лет. При Екатерине II здесь была размещена православная семинария.

В июне 1941 года шли ожесточённые бои за Острог. Множество домов было разрушено. Сгорели Успенская церковь, церковь Параскевы Пятницы и Никольская — именно её, не сумев захватить ни одного храма в городе, восстанавливают филаретовцы. В городе была Татарская слобода. Её жителями были пленные татары, которых привезли сюда после поражения под Почаевым. В Слободе была мечеть. Острог был основан на 47 лет раньше Москвы. Есть основание для заключения, что крещение жителей города произошло на столетие раньше крещения киевлян — во времена святых Кирилла и Мефодия. На гербе города есть изображение и св. вмч. Георгия Победоносца и польского всадника. Рядом с городом проходила старая граница с Польшей.

В городском парке в 1978 году была установлена стела в виде раскрытой книги в память о наиболее известных деятелей Острожской школы. Среди них русские Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец, украинцы Конашевич-Сагайдачный и Смотрицкий, белорусы Римша и Маляр, греки, поляки, чехи.

В Богоявленском соборе города за время Великого поста бывает до пяти тысяч исповедников, а на Пасху приходит до семи тысяч человек. Этот храм также пытались захватить раскольники и в процессе борьбы за него прошли десятки судов.

Межиричи. Посёлок Межиричи является пригородом Острога. Согласно преданию, здесь, в трёх километрах от Острога, был православный монастырь, уничтоженный в 1241 году татарами. В исторических документах Межиричи впервые упоминаются в 1386 году в связи с тем, что литовский князь Витовт своей грамотой подтвердил право владения поселением Фёдору Острожскому, который воздвиг в Межиричах деревянный замок, впоследствии сожжённый татарами. В XV веке потомок Фёдора князь Василий Острожский (Красный) Межеричипостроил на месте деревянного замка каменные замковые стены полутораметровой толщины. Спустя несколько лет его сын Иван строит на территории крепости деревянную Троицкую церковь, уничтоженную пожаром в середине XV века. Но Острожские не оставили Межиричи без храма: уже в середине XV в. здесь начинается строительство каменной церкви, которая и сохранилась до наших дней. На время их возведения Троицкая и Богоявленская церкви (последняя находится в Остроге) были самыми большими каменными храмами Волыни. Чтобы враг не смог снова разорить славянскую святыню, князья приказали укрепить Межирич высокими земляными валами. Их следы до сих пор заметны вокруг комплекса: изначально длина валов превышала два километра.

В 1605 году Межирич получил Магдебургское право, и мещане официально получили королевское разрешение построить ратушу, а также устраивать ярмарки дважды в год и торги по воскресеньям. И всё это благодаря монастырю, который в начале XVII века перешёл к католикам. В середине XVII — начале XVIII века в результате казацких восстаний замку были причинены значительные разрушения. С именем последнего представителя рода Острожских — Януша, принявшего католичество, связан важный этап в развитии Межирич. В 1612 году по его приказу начались работы по переустройству замка и церкви во францисканский монастырь.

В 1648 году в Межириче останавливался Богдан Хмельницкий. После воссоединения Украины с Россией главному монастырскому храму был возвращён первоначальный облик. В 1866 году францисканский монастырь реорганизовали, а его костёл снова стал православной церковью. В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и по-новому расписали. В архитектуре церкви заметно продолжение древнерусских традиций. В 1930-е гг. Свято-Троицкий монастырь закрыли. Вновь он был открыт в 1991 году, при нём стало работать Духовно-пастырское училище. Троицкий собор монастыря имеет правый придел в честь Архистратига Михаила и всех Небесных сил безплотных, левый — в честь свв. апп. Петра и Павла.

В монастырском Троицком соборе находится главная святыня — чудотворная Межиричская икона Богородицы, именуемая «Жизнеподательница», подаренная в 1582 году монастырю князем Иваном Васильевичем Острожским. Также чтятся чудотворная икона прп. Антония Великого, икона с частицей мощей прпп. Киево-Печерских. В этом же соборе находится ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих. Паникадила в соборе без электрических лампочек, пол деревянный. Монастырь имеет 4 га земли и небольшое хозяйство. Периодически проводятся реставрационные работы. Недавно был построен новый братский корпус. Возводится новая колокольня — более высокая, чем была, имеется надкладезная часовня.

Всего в Ровенской епархии 17 монастырей и скитов.

Луцк. Первый кафедральный собор города был посвящён св. ап. Иоанну Богослову — он был разрушен ещё в домонгольский период. Осмотрели захваченный филаретовцами в 90-е годы Троицкий собор. Решение Верховного Суда Украины о его возвращении УПЦ МП не выполняется. Внутри храма острое ощущение пустоты. Обратили внимание на латинское нововведение — исповедальню. Посетили Богословскую академию т.н. Киевского патриархата. Ректор академии о. Игорь Швец — младший брат широко известного семейства Швецов. Рукоположен он был ещё до уклонения в раскол, даже митру имел ещё в канонические времена. В 90-е годы служил в Германии на филаретовских приходах. Настоятель храма св. Феодосия Черниговского на окраине Луцка. Луцк и область более украинизированы, чем Ровенская область. Все приходы Киевского патриархата служат на украинском языке (в Галиции многие приходы перешли на украинский язык только частично, в основном служат на церковнославянском, но с украинской «вымовой», т. е. произношением). Отец братьев Швецов — прот. Фёдор умер в глубокой старости. Долгие годы он преподавал в Почаевской семинарии. Перед смертью он исповедовался и причастился у своего внука о. Назария, клирика УПЦ МП. Похоронили его на кладбище в Почаеве.

Строящийся кафедральный собор в ЛуцкеФиларетовцы имеют близкое общение с униатами — идеологом этого является известный филаретовский пропагандист Степовик. «Если мы уйдём к грекам, то отношение к Москве будет ещё более прохладным. Меняется поколение — на смену приходит новое, которое не имеет опыта пребывания в единой Церкви» — сказал о. Игорь. За годы своего существования Академию закончили около тысячи человек. Обратил внимание, что на фотографии преподавателей мой однокашник по Московской духовной академии о. Зиновий Середницкий. Все филаретовские священники на Волыни имеют камилавки греческого образца — по-видимому, для того, чтобы отличаться от священников Московского Патриархата.

Небольшой храм в честь Покрова является православным кафедральным храмом Луцка. Напротив собора — протестантский «Дом Евангелия». На территории храма находится Волынское Епархиальное управление, резиденция митрополита Луцкого Нифонта. К 2000-летию христианства рядом с собором была построена церковь в честь св. вмч. Пантелеимона. Здесь же памятник известному украинскому краеведу и деятелю автокефалистского движения Теодоровичу. На нескольких билбордах, расположенных в городе, фотография владыки с молодёжью. В руках у владыки плюшевый мишка. Подумал: «хорошая иллюстрация для евангельских слов «Будьте как дети». Епархия готовится к проведению фестиваля духовной песни. В семинарском храме в честь святых Кирилла и Мефодия совершили молитву по старому обряду. Все предметы здесь преподаются на украинском языке. Семинария была закрыта в конце хрущёвских времён в 1964 году. 40 тысяч книг из библиотеки тогда были переданы в Одесскую Духовную Семинарию. Предшественниками семинарии были Острожская (1821г.), Кременецкая (1832−1901гг.) и Житомирская (1902−1921гг.) семинарии. На Волыни УПЦ МП имеет более 600 приходов, а у филаретовцев более 350. УПЦ МП имеет в Луцке 17 храмов, а филаретовцы — 10. Неподалёку от семинарии находится огромный костёл, построенный в начале 17 века. Недавно глава одного из катакомбных течений «епископ» Григорий (Лурье) рукоположил для Луцка своего архиерея.

На Волыни говорят, приветствуя друг друга, «Слава Богу!», а на Галичине — «Слава Исусу Христу!» — аналог латинского «Лаудэтур Езус Христус!» Возвращаемся в Киев, слева от нас недалеко от дороги Корецкий монастырь. Эта обитель является ставропигиальной, т. е. находится в прямом ведении Патриарха. Все 6 приходских храмов в Кореце относятся к УПЦ МП. Только недавно здесь открылась филаретовская часовня — единственная во всём районе. Видя картину множества сияющих куполов, невольно пришло сравнение с Суздалем. Интересно, что на Волыни было самое большое отделение Союза Русского Народа.

В последний день моего пребывания на Украине в Центре общественной организации «Народный Собор Украины» прошло общение с православной общественностью Киева. В рамках этой встречи состоялась презентация третьей части моих воспоминаний. Среди участников собрания были председатель «Народного Собора Украины» И. Друзь, руководитель «Православного выбора» Ю. Егоров, зам. председателя Союза Православных братств Украины В. Пустовой, известный журналист Д. Скворцов и др.

Говорили о проблемах Русского движения на Украине, сетовали на то, что нет никакой реальной помощи от Российского посольства, на то, что руководство УПЦ МП в отличие от гражданских властей не отвечает на их письма и т. п. «Со всех сторон наступает новый мировой порядок. Выращивается новая православная молодёжь, оторванная от корней. Церковь разлагается изнутри. В то же время благодаря усилиям православной общественности удалось приостановить несколько антихристианских законопроектов. Православные монархисты появились даже в Верховной Раде. Ситуация с помощью Божией меняется к лучшему. Но всё-таки нам эту лавину не остановить, в частности из-за того, что в России русофобов больше, чем в Галичине».

Я акцентировал на необходимости активизировать связи между верующими России и Украины. Высказал мысль, что визиты Патриарха наряду с тем форматом, который имеет место, могли бы быть в виде посещения кафедрального собора какой-либо украинской епархии в его престольный праздник, например. Для этого не было бы необходимости в особой подготовке. Главное — это как можно более частое общение Патриарха с духовенством и паствой УПЦ. В отношении перспектив развития церковной ситуации на Украине высказывалось мнение, что оно может сложиться по эстонскому варианту: центральная и западная её часть станет экзархатом константинопольского Патриархата, а юго-восток — Московского Патриархата. Украина без России потеряет русскость, растворится в Евросоюзе. Галичина и северо-запад Волыни стоят особняком, вся остальная Украина другая. После собрания был совершен благодарственный молебен по старому обряду по случаю 400-летия Дома Романовых.

Старообрядцы. Русская Православная Старообрядческая Церковь имеет на Украине около шестидесяти храмов (больше всего в Винницкой и Одесской областях). У безпоповцев 12 моленных (преимущественно в Житомирской, Кировоградской и Закарпатской областях).

Униаты. В их патриаршем соборе в Киеве могут служить три архиерея, а прихожан на службе не более ста человек. Говорят, что на освящение собора 14 августа с.г., когда будет праздноваться юбилей 1025-летия Крещения Руси, приглашены и римский папа, и Константинопольский патриарх. Если патриарх Варфоломей посетит униатов, они, конечно, будут говорить, что православные нас признают. В городах-спутниках столицы Украины имеется уже 8 униатских храмов. Всенощные служат только монахи Студийского ордена. В униатской семинарии обучается только 14 студентов. Находится она в Киевской области в Княжичах.

Там же живёт на покое и бывший глава униатов кардинал Любомир Гузар (он в неплохой форме, ещё служит). В Ровенской области 4 униатских храма, в Луцкой — 14, а в Донбассе, в основном в Донецкой области, — 40, в Днепропетровске — 5. В Донецке униаты построили большой собор, говорят, что с помощью православных — в ответ на мифическое обещание с их стороны поддержать на выборах Партию Регионов. Во Львовской области более 1000 храмов. Ныне в составе нашей епархии здесь около 20 типовых храмов (всего общин 60).

В Тернопольской области было 470 храмов. Ныне наша епархия здесь насчитывает 120 храмов (у автокефалистов 112, а у филаретовцов — 73). В Ивано-Франковской области было около 500 храмов. Сейчас наша епархия насчитывает здесь около 15 храмов. В составе Закарпатской епархии УПЦ МП 600 храмов и 34 монастыря (у униатов 300 храмов). Кстати, униаты Закарпатья напрямую подчиняются Ватикану, а Ватикан вообще не признаёт Закарпатье в составе Украины. Католическая семинария находится в Киеве в микрорайоне «Ворзель».

Если бы не было бы православных, не было бы и нужды в униатах. По словам моих знакомых православных галичан, недовольство жителей Западной Украины в отношении России во многом было вызвано репрессиями, ссылками, разрушением церквей. «Надо было постоянно разъяснять, просвещать, должна была звучать живая проповедь, а не административно действовать — разрушать прямоугольные престолы, сдвинутые к горнему месту; искоренять местные традиции, зачастую имевшие древние корни и т. д.». Кстати, когда в годы Первой мировой войны русские войска в течение нескольких месяцев занимали Галичину, император Николай II распорядился, чтобы не было насильственного искоренения унии — приход становился православным только если не менее 75% прихожан были «за». При этом меньшинство, остававшееся униатами, должно было иметь возможность безпрепятственного служения.

До 1939 г. в Галичине были очень сильны прорусские настроения. Даже униатский митрополит Андрей (Шептицкий) писал: «За Русскую Землю, за русский народ!» Если Галичина не будет в составе Единой Руси, то это будет вечно кровоточащая рана, вечная вражда к России. И то, что униаты при мощнейшей финансовой поддержке (говорили о нескольких десятках миллиардов) не смогли сломать Православие, говорит о том, что память о своих корнях здесь не исчезла.

Свой экзархат униаты имеют и в России. Он был учреждён ещё до революции во время Андрея (Шептицкого) при папе Бенедикте XVI во главе с Леонидом Фёдоровым. В состав экзархата входило 25 приходов и 5 монастырей. В Москве и Подмосковье они имеют 4−5 общин. Служат в московском костёле и по домам. Три четверти верующих составляют украинцы. Есть представители русской и белорусской интеллигенции. Во Львове имеется викарный епископ для Белоруссии (Венедикт Алексейчук). Ему предназначена миссия восстановления униатской церкви в Белоруссии (там уже есть 15 униатских общин и даже женский монастырь в Полоцке; возглавляет их сейчас архимандрит Сергий Гаек). Много униатов проживает в Тюменской области — здесь у них 10−15 общин. Управляет экзархатом католический епископ иезуит Йозеф Верт (г. Новосибирск). Есть у униатов свой экзархат и в Казахстане. Замечено, что католики одновременно с учреждением своих новых общин создают и униатские общины.

Нынешний Римский понтифик Франциск с 11 лет был пономарём и дьяком в Аргентине у греко-католического священника по фамилии Чмиль. Папа может служить и по-церковнославянски и по-украински. 11 лет в его ведении были греко-католики, проживавшие в Аргентине (всего здесь проживает около 400 тысяч украинцев).

Римо-католики Польши и Германии испросили друг у друга прощения за взаимные обиды. Это намеревались сделать и греко-католики с римо-католиками на Украине. Но пока из этого пока ничего не получилось. Стороны ограничились принятием отдельных деклараций. Говорят, что не менее 120 тысяч поляков погибло в 1941 — 1945 годах от рук украинских националистов (в советское время утверждали, что погибло не более 30 тысяч).

Русские цари и Украина. По повелению Александра III в Луцке и Ровно были построены железные дороги. В Ровно Николай II был два раза, а в Виннице — четыре раза. Александр III пожертвовал деньги на реконструкцию Преображенского собора в Виннице. Николай II подарил этому собору серебряную дарохранительницу — в память о своём умершем брате. Во время Первой мировой войны в Жмеринке был штаб русских войск. Николай II был в Жмеринке два раза. По его приказанию в городе был построен огромный железнодорожный вокзал в стиле «модерн». В настоящее время в его модернизации нет никакой необходимости, т.к. всё было предусмотрено. Когда юго-западная Русь вошла в состав Российской Империи, императоры заботились о том, чтобы возрождались древние православные храмы.

Большое количество выходцев с Украины проживает в Западной Европе — в одной Италии около миллиона. Множество их в Испании и Португалии. В Испании имеется 60 униатских храмов, а в Италии 120.

По словам моих киевских друзей, в начале 90-х можно было взять Владимирский собор, но этого не произошло. Были сданы Феодосиевский и Выдубецкий монастыри, Покровская церковь на Соломенке. Всё это было сделано, по их мнению, чтобы показать Москве напряжённость ситуации и подтолкнуть к предоставлению автокефалии. Один архиерей прогнал филаретовского священника пожелавшего воссоединиться с Канонической Церковью. Потом он говорил: «Если все воссоединятся, тогда будет затруднительно получить автокефалию». В УПЦ МП на 27 правящих архиереев 25 викариев. В Киеве нет ни одной православной гимназии.

Армяне имеют 28 приходов на Украине. Во Львове у них был монастырь, сейчас это приходская церковь. Хотели его сделать армяно-католическим, но это не прошло. В Киеве в Харьковском массиве был установлен армянский хачкар. Находился он напротив банка, который возглавлял иудей. Ему не понравилось, что окна его кабинета выходят на этот крест. В конце концов, армянская община была вынуждена уехать в другое место. Возглавляет верующих армян архиепископ Григорий. Как и глава униатов, архиепископ Станислав Шевчук, он приехал из Аргентины.

В Лаврском храме в честь собора Киево-Печерских святых молится очень дружная грузинская община.

Филаретовцы недавно провели свой Архиерейский Собор, а перед праздником святого равноапостольного князя Владимира будут проводить и Поместный. На Соборе намечается окончательное рассмотрение вопроса об избрании заместителя и местоблюстителя патриарха. Конечно это подкоп под Филарета. В качестве заместителя и местоблюстителя называют Епифания (Думенко). Он учился в Салониках, знает греческий язык и, похоже, что является протеже Фанара. По словам моих киевских друзей, идёт расчистка территории для Константинополя, который намеревается создать на Украине свой экзархат. Владимирский собор, захваченный раскольниками, надо признать, находится в хорошем состоянии. Недавно прошёл очередной внешний ремонт. Территория собора выложена отмосткой и даже позолочен центральный купол.

Недавно к филаретовцам присоединилось 2 «епископа» из Автокефальной церкви — Иван Швец и Андриан Кулик. И. Швец до перехода к автокефалистам был проректором филаретовской семинарии, расположенной в Михайловском монастыре Киева. У автокефалистов он служил в городе Самборе. Здесь у раскольников (автокефалистов и филаретовцов) 14 храмов, у униатов их 5 или 6 и только один храм УПЦ МП. В конце 80-х годов в городе был только один храм. В нём служил о. Александр Швец. Теперь этот храм принадлежит униатам. Кстати, первым кто перешёл в автокефальный раскол был священник по фамилии Михаличко. Он служил в Латвии в г. Елгава. Осенью 1990 года он объявил о создании Комитета по возрождению Украинской автокефальной церкви. В Латвии же и печаталась газета автокефалистов «Наша вира».

Спрашиваю у своих спутников: «Если в России будет восстановлена монархия, как отреагируют на Украине?» Ответ: «Изберут гетмана». Украина соотносится с Россией как корень с кроной. Друг без друга они не могут, засохнут. Отношение к России: есть неискренность, доминирует узкий прагматизм. С другой стороны такого пьянства, как в России здесь нет. Практически не встречались заброшенные, заколоченные дома и руинированные храмы, что так часто встречается в России, например в Тверской области. Неплохие дороги. Бросается в глаза чистота. За несколько дней пребывания на Украине мы не встретили ни одного гастарбайтера. Обращает на себя внимание отсутствие глухих заборов. Реплика одного из сопровождавших меня: «Ну как же, надо же людям цветы показать». Спрашиваю одну монахиню, как она относится к русским, та в ответ: «Люблю широкую русскую душу, но у нас больше интеллигентных людей». Вспомнил, как один близкий мне священник, уроженец Киева, поделился со мной своими опасениями об угрозах потеснить его, лишить некоторых зданий на церковной территории. Я пустился в размышления: надо, мол, пойти на компромисс, что-то уступить, занять среднюю линию. Он с недоумением посмотрел на меня и сказал: «Слушай, ты не украинец (а я им никогда не был; хотя и родился на Украине в Луганской области, но мои родители — выходцы из России). Украинцы ничего не отдают». Ситуация на Украине по-прежнему сложная, и она имеет тенденцию к ухудшению. Мои спутники говорили: «встречаешь на улице священника и не знаешь, как поступить: взять ли благословение или обойти стороной — ведь он может оказаться раскольником"…

Доводилось встречаться со сторонниками вступления Украины в Евросоюз. Они говорили, что там рынок для Украины значительно больше, чем в России и что украинский народ не должен кормить российских олигархов. Как раз во время моего пребывания на Украине в Минске был подписан меморандум о статусе наблюдателя Украины в Таможенном союзе. Конечно, это ещё не означает окончательный выбор ею этого интеграционного пути. Кстати, не всё так плохо на Украине в экономическом плане. Например, врачи, здесь получают больше, чем например, в Воронеже. Люди на Украине гостеприимны и внимательны. Например, ответственная за гостиницу для паломников в Зимненском монастыре практически не спала всю ночь, направляя наш маршрут к обители, а утром без ропота ушла на вторую работу.

http://rusk.ru/st.php?idar=61578

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика