Православие и современность | Наталья Горенок | 21.06.2013 |
В храме, украшенном на Троицу, любой человек чувствует себя ребенком. Как рассказывал маленький герой известной книги И. Шмелева: «Входим как будто в рощу. Это не наша церковь: это совсем другое. Какой-то священный сад. И пришли не молиться, а на праздник, несем цветы, и будет теперь другое, совсем другое, и навсегда»..
Этот праздник всем дарит удивительное ощущение свежести, обновления, искристой радости, переполняющей сердце. Но только ли зелень в храме тому виной? Конечно, нет. Дело в самом богослужении. Служба Дня Святой Троицы — одна из самых замечательных служб церковного года. В ней — подлинная глубина богословия в совершенном поэтическом изложении, истина, которая воспринимается не только умом, но и сердцем.
В этот день вспоминается событие, которое произошло на пятидесятый день от Воскресения Христова, отсюда название праздника — воскресенье Святой Пятидесятницы. О нем рассказывается в книге Деяний апостольских. Одна из стихир праздника тоже говорит об этом очень подробно: она переносит нас в Иерусалим и поставляет в самом центре событий.
Преславная днесь видеша вси языцы во граде Давидове, егда Дух сниде Святый во огненных языцех, якоже богоглаголивый Лука повествует, глаголет бо: собранным учеником Христовым, бысть шум, якоже носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху седяще: и вси начаша глаголати странными глаголы, странными учении, странными повелении Святыя Троицы (Нечто удивительное и славное видели все народы в городе Давидовом: Дух Святой сошел в огненных языках, как возвестил богословесный Лука: когда были собраны ученики Христовы, был шум как от дыхания бурного ветра, он наполнил дом, где они находились, и все они заговорили, изрекая необычайные учения, необычайные наставления Святой Троицы) (на стиховне стихиры, самогласны: глас 4).
Эта стихира — не только один из смысловых акцентов, но и музыкальный символ праздника Троицы. Она исполняется за богослужением несколько раз (на утрене и на вечерне праздника перед чтением коленопреклонных молитв) и очень часто — как концерт по запричастном стихе. Существует несколько замечательных изложений этой праздничной стихиры, из них наиболее известны духовный концерт С. Дегтярева и гармонизация знаменного распева, ставшая широко известной в исполнении сводного хора Лавры и Московских духовных школ под управлением легендарного регента архимандрита Матфея (Мормыля). В этой музыке — полнота торжествующей радости, так подходящей к этому дню.
Сошествие на апостолов Святого Духа произошло видимым образом, убедительным и заметным для всех. Свершился великий замысел Бога о спасении человеческого рода: Воскресший Спаситель, Господь Иисус Христос, по Своему обещанию послал в мир, Своим ученикам и всем, верующим по слову их, Святого Духа-Утешителя. Завершилось откровение Бога-Троицы о Себе. Поэтому основное содержание праздника — прославление Святой Троицы. Чрезвычайно глубока по содержанию стихира императора Льва VI. Но это не сухие строки учебника — это богословие внутреннего опыта, выраженное в богослужебном песнопении:
Приидите, людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: Едина сила, Едино существо, Едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир. Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе (Придите, люди, поклонимся Единому Божеству в трех Лицах: Сыну во Отце со Святым Духом; ибо Отец вне времени родил Сына, вечного и сопрестольного, и Дух Святой был во Отце, прославляемый с Сыном; Единая Сила, Единое Существо, Единое Божество. Ему поклоняясь, говорим: «Святый Боже, все сотворивший через Сына при содействии Святого Духа! Святый Крепкий, Которым мы познали Отца, и Дух Святой пришел в мир! Святой Бессмертный Утешитель — Дух, от Отца исходящий и в Сыне почивающий! Троица Святая, слава Тебе!») (стихира Пятидесятницы на Господи, воззвах на Слава, и ныне: глас 8).
Значительная часть службы посвящена Святому Духу, Его действиям в мире, в христианской Церкви, в человеческой душе. В Евангелии Господь предупреждает, что Духа истины. мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его (Ин. 14, 17). И действительно, в нашей современной жизни мы постоянно видим, что так оно и есть. По словам апостола, обещанного Духа можно получить только верой (см.: Гал. 3, 14).
Ирмос 5 песни второго канона Пятидесятницы, автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин, рисует потрясающе величественную картину: Решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать (Как искупительное очищение грехов примите огнедышащую росу Духа, о световидные чада Церкви; ибо ныне вышел от Сиона закон — огненнообразная благодать Духа). В этих словах звучит и властное повеление всем нам, людям верующим — принять благодать Духа, новый закон жизни в Боге, не оправдываясь своей немощью или неготовностью. Как часто мы, христиане, забываем о том, что наша цель в земной жизни — именно стяжание Святого Духа. В этой стихире — напоминание о том, к какому удивительному достоинству мы призваны — чада светообразная церковная — и как мало заботимся о том, чтобы его достичь.
Как же действует Дух Святой в человеческой душе? Мы видим, что Он удивительным образом преобразил учеников Христовых, соделав из обычных людей — простых, некнижных, нерешительных, порой даже трусоватых — неботаинников, пламенных апостолов Христовых. Об этом говорится в тропаре праздника, который так радостно петь вместе с хором: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе (Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший премудрыми рыбаков, ловцов рыб; ниспослав им Святого Духа и ими уловивший, привлекший к Себе всю вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!).
Значит ли это, что событие схождения Святого Духа принадлежит лишь прошлому и относится только к апостолам? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в проповеди на Троицу всегда подчеркивал: «Нет! Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только действительно стремимся всей душой к Богу и ищем Его. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания. Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы».
И об этом удивительно красиво и тонко говорится в каноне праздника: Предел прешедшее истиннейшее Слово, тихообразно совершает сердце: дело бо скончав, возвесели други, дыханием нужным и огненными языки, подав Духа Христос, якоже обещася (Пройдя предел, вернейшее Слово тихо, незаметным образом исправляет сердце; ибо окончив дело спасения, возвеселил друзей Своих Христос, даровав им, как обещал, Духа в бурном дуновении и языках огня) (второй канон Пятидесятницы, песнь 1).
За богослужением Троицы, впервые после длительного перерыва (со дня Великой Субботы) звучит молитва Святому Духу Царю Небесный. Первый раз — за всенощным бдением в составе стихир на стиховне. На практике, как правило, всем народом она поется по 50-м псалме после Евангелия. В большом храме получается впечатляюще мощный народный хор, и эта молитва воспринимается как глоток чистого воздуха. Наверное, мы понимаем, как успели по ней соскучиться, произносим слова более осмысленно, чем обычно,?— и поэтому так сильно при этом пении чувство радостного обновления.
Множество определений дается за службой Святому Духу: Он — Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, благой и Источник благости; Дух премудрости, Дух разума, правый, мыслящий, владычествующий, очищающий согрешения, распределяющий дарования. Мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28). Кстати, именно об этом напоминает нам зеленое убранство храма. В нем нет какого-то тайного смысла, но содержится очень глубокий образ обновления человеческой души Божественной силой, вызвавшей к жизни все живое из небытия.
Одна из главных особенностей службы Пятидесятницы — Великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв, обычно она совершается сразу же после Литургии. В ектению добавляются трогательные прошения «о предстоящих людех и ожидающих благодати Святаго Духа. о приклоняющих сердца своя пред Господем и колена». Это ведь очень важно — не забыть приклонить сердца. Священник, стоя на коленях в царских вратах, лицом к народу, читает молитвы, которые были составлены еще в IV веке святым Василием Великим! Очень важно их слышать и понимать, что они произносятся от нашего имени — людей, верующих в Бога и пребывающих в церкви в день Пятидесятницы. Эти молитвы, без преувеличения, охватывают всю нашу жизнь и все наши нужды, просят о милости Божией к живущим и уже ушедшим. Жаль, что не все и не всегда их слышат, особенно если храм полон.
По своему опыту знаю, насколько легко воспринимается даже самая долгая служба, если понимаешь ее смысл, знаешь, что будет дальше, и ждешь самых любимых ее моментов. Как важно хотя бы раз не только услышать, но и прочитать службу дня Пятидесятницы, иметь ее перед глазами в храме. Сегодня это несложно. Можно попросить в библиотеке храма Цветную Триодь или одно из специальных изданий (служба Троице отдельной книжкой издавалась неоднократно), да и просто распечатать из Интернета. И тогда участие в богослужении в день этого праздника станет для нас настоящим пребыванием в Сионской горнице, озарится чудом Божественного присутствия в нашей собственной жизни. Тем более что служба дня Троицы — это слово о единстве, призыв к любви: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа (Когда Всевышний, сошед, смешал языки, Он разделил народы; когда же раздал огненные языки, призвал всех к единению, и мы согласно славим Всесвятого Духа) (кондакпраздника).
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−06−21−10−38−23-sokrovishe-blagih