На прошедшем в Москве Фестивале СМИ был подтвержден взятый на последнем Архиерейском Соборе курс на сотрудничество церкви с государственной властью и обществом. Более того, от присутствовавших на высоком форуме министров РФ были получены обещания грантов для развития православных проектов. Много говорили на форуме и о необходимости повышения профессионального уровня церковных журналистов, о сотрудничестве со светскими СМИ. И наоборот — светских СМИ с церковью. Но на наш взгляд самая главная проблема, которая все явственнее стала проявляться на информационном поле, была затронута только вскользь. С другой стороны, радостно, что она все-таки была затронута. Сформулировал её в своем докладе митрополит Калужский и Боровский Климент. Обращаясь к постановлениям недавнего Архиерейского Собора, он сказал: «Встаёт вопрос о путях выработки общецерковной позиции по формированию образа Церкви в СМИ». Действительно, от того, какой образ Церкви будет сейчас утверждаться через СМИ, зависит, — не побоюсь сказать этого, — наше будущее. Дело в том, что если даже при самом благожелательном отношении к Церкви мы будем писать, говорить и изображать её всего лишь как организацию, то и относиться к ней будут так же, как и к другим организациям, — в теперешней ситуации, как к одному из инструментов государственной политики. А, если благожелательное отношение сменится на противоположное, то в церковной организации при желании будут найдены всевозможные сюжеты из серии «развесистая клюква» и народ тогда легко будет ввести в смущение. Правда, эти предостережения, пожалуй, в первую очередь должны быть адресованы не к журналистам, отражающим происходящие события, а к самим церковным деятелям, активно включающимся ныне в общественную жизнь. В недавней русской истории мы имеем печальный опыт: в начале ХХ столетия, перед революционными событиями в Российской империи церковь в лице многих священнослужителей заняла активную общественную позицию: священники принимали участие в работе Государственной Думы, в различных общественных комитетах, количество издаваемых богословских книг, книг духовно-нравственного содержания, сборников проповедей, церковных периодических изданий тогда было огромным… Состояние миссионерства было на таком уровне, какого оно, пожалуй, не достигало ни в какие иные времена. В то время появился тип общественного деятеля в рясе, вполне отвечающего мирским представлениям. Идеальный священник стал представляться как человек, знающий светские манеры поведения, образованный, деятельный. Но… вся эта общественная активность церковных деятелей не помешала свершиться страшной революционной катастрофе. Более того, большинство общественно активного столичного духовенства и многие архиереи по всей стране приветствовали приход к власти Временного правительства. Все это должно послужить нам уроком. Люди Церкви, занимаясь общественной деятельностью, в том числе и в информационной сфере, все-таки должны оставаться людьми Церкви. Церкви не как человеческой организации, а как Тела Христова. А миссионерство и просветительство должно состоять не только в высоком уровне профессионализма, а в жизни по вере. И именно такой образ Церкви — хранительницы Таинств, освящающих человека и мир, «Церкви как союза любви» и нужно в первую очередь донести через СМИ невоцерковленному народу. Отрадно, что и об этом не раз упомянул в своем докладе владыка Климент: «Миссия апостолов была в том, как они жили верой и имели любовь к ближнему. Люди смотрели на верующих, на христиан, которых жгли на кострах и, как нам рассказывают в древних писаниях восклицали: „Что это за люди? Как они друг друга любят!“. Могут ли теперь люди так сказать про нас верующих. Можно повторять грамотно слова Символа веры, но часто это не наш опыт. В наше время необходимо задуматься над тем, что могут люди понять, когда мы повторяем то, что писали Отцы Церкви в прежние времена. Нас только тогда поймут и поверят, когда это станет нашим внутренним духовным опытом, нашим внутренним духовным миром». Сейчас решается вопрос: что понесут СМИ в народ — знание о церкви или опыт жизни в Церкви, знание о вере, о православном вероучении или примеры (и в первую очередь из нынешней жизни) воплощения веры в поступках, одним словом, — «головное, умственное православие» будет утверждаться, как единственная возможная норма или «сердечное православие», то есть живое, деятельное православие, как желаемый идеал. Об этом тоже сказал владыка Климент: «Но иногда людям представляется, что СМИ подвластно решение всех вопросов бытия, и журналисты начинают применять свои методы для решения вопросов жизни, для которых они явно не приемлемы. Не все подвластно решению рассудком, как нельзя душу измерить циркулем». Последнее замечание митрополита Климента хотелось бы обратить и к составителям Итогового документа первого Фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Слишком уж «торчат уши» в этом тексте, слишком уж явно стремление поделить православных журналистов на «ваших» и «наших». Жесткие формулировки типа «православный журналист должен», «православный журналист не должен» явно имеют за собой вполне определенный образ (вернее вполне определенные адресаты — имена журналистов и отдельные СМИ), к которым обращены эти предписания. Однако, мы надеемся, что в жизни все-таки возобладают не жесткие казарменные предписания, а совестная позиция каждого конкретного журналиста. Документом, в котором можно найти глубокое церковное обоснование для журналистского труда несомненно являются «Основы социального учения Русской Православной Церкви», принятые на Архиерейском Соборе 2000 года, в 15 главе этого документа говорится «Церковь и СМИ», и, как заметил на фестивале «Вера и слово» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев «эта тема требует творческого развития». А, если уж использовать императивные формы в отношении к работе православных журналистов, не худо бы напомнить: для того, чтобы иметь дерзновение писать о Церкви, нужно неопустительно посещать воскресные и праздничные богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться, — быть постоянным прихожанином своего храма, трудиться над собственной душой. Как прекрасно написал сто лет назад отец Павел Флоренский: понять Церковь можно только изнутри, говорить о Церкви, о её людях, о её истории, а тем более о её проблемах, можно только исходя из опыта жизни в церкви. Если этого не будет, если о церкви будут писать, рассказывать и снимать телематериалы «настоящие профессионалы», которые при этом заходят в храм только «по долгу службы», то хорошо проверенную и прекрасно поданную информацию, читатели, служители и зрители получат, но послужит ли это спасению — вот в чем вопрос? Или о спасении мы вообще теперь говорить «не должны», потому что должны говорить с людьми только на том языке, который им доступен?