Православие и современность | Наталья Волкова | 18.06.2013 |
Время Советского Союза давно ушло, но в нашей стране еще долго будут осмыслять эпоху Ленина, Сталина, пятилеток, соцсоревнований, стахановского труда, а еще тотальной несвободы личности и воинствующего атеизма. Гонения на веру в советской России современные историки сравнивают с уничтожением христиан в Римской империи первых веков после Рождества Христова. Вот в такое время довелось жить и испытать на себе многое нашей землячке Галине Константиновне Клышевич. Это мирское имя, а людям, которые любили и хорошо знали Галину Константиновну, привычнее называть ее инокиней Георгией.
Об инокине Георгии нам рассказала ее дочь игуменья Гавриила (Глухова), настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря, что в Беларуси. Жизнь двух этих удивительных женщин по промыслу Божию сложилась сходим образом. Сначала Мария, так звали игумению Гавриилу в миру, приняла монашество, а затем и ее мама, которая многие годы прожила при монастыре, была благословлена на иноческий постриг.
Здесь, в Саратове, матушка Гавриила начала разговор с пояснения: если бы не глубокая вера матери, ее горячее сердце, устремленное к Богу, неясно, как сложилась бы и ее собственная жизнь. «Только по маминым молитвам я выбиралась из трудностей целой и невредимой», — говорит игуменья. Инокиня Георгия — главная героиня нашего материала.
Галина Константиновна Клышевич с детства верила в Бога. Она родилась в Саратове в семье белоруса Константина Ивановича Клышевича и Зинаиды Алексеевны Захаровой, была девятым ребенком в семье.
По нынешним временам это так же необычно, как необычной казалась в те годы беспощадных гонений и разрушения храмов искренняя вера. В фамильном доме Галины Константиновны, который некогда стоял на улице Соколовой, всегда были иконы, и перед ними молились.
Когда Гале было шестнадцать, умерла мама. Умерла 12 июня.
В тот же день через двенадцать лет у Галины Константиновны, молодой учительницы русского языка и литературы, в селе Савкине Петровского района Саратовской области родилась дочь Мария. Для Маши день рождения навсегда слился с днем памяти бабушки.
«Мама всегда в этот день заказывала панихиду, заставляла идти на заупокойную службу и только потом будто вспоминала обо мне», — рассказывает игуменья Гавриила. Галина Константиновна была женщиной строгой, не склонной к проявлению эмоций. В детстве ее дочь не всегда понимала правильность материнского выбора, зато сполна осознала все позже.
Правда, строгость и сдержанность не всегда отличали Галину Константиновну. Когда она преподавала в Савкине, слыла искусной танцовщицей, умела играть на аккордеоне, хорошо пела.
Несмотря на специальность, вела еще и уроки немецкого, которым владела в совершенстве. Ее ученики вспоминали о том, что она была не только педагогом от Бога, но и очень добрым человеком. Часто привозила из города продукты и медикаменты, которых в те годы не было в небогатом советском селе.
В Савкине Галина вышла замуж за Николая Федоровича Глухова, бывшего военного. Он заведовал клубом.
Но через несколько лет супруги расстались по причине бескомпромиссного атеизма мужа, который никак не соглашался примириться с верой жены. С верой учительницы не хотела мириться и советская школа, откуда Галину Константиновну в конце концов уволили, несмотря на любовь учеников.
Она ни под каким видом не собиралась агитировать школьников против Бога, отказывалась от проведения пионерской работы. После увольнения Галина Клышевич окончила курсы бухгалтеров и стала работать по новой профессии.
По воспоминаниям игуменьи Гавриилы, ее мама в те трудные годы стала общаться со старушками, которые собирались и молились по домам. «Она ходила туда очень часто и меня брала с собой. Я помню это с самого раннего возраста. Бывало, стоишь-стоишь, потом присядешь — устала», — говорит игуменья.
Вроде бы такое отношение к дочери кажется сегодня чуть ли не жестокостью, правда? Однако это была любовь, стремление дать маленькой девочке основу, стержень, опору, Истину и Жизнь Самого Господа.
В начале 1960-х Галина Константиновна вместе с дочкой переехала в Белоруссию, в Жировицы, поближе к монастырю, который, кто-то может сказать, что по счастливой случайности, но Промыслом Божиим, не закрыли. Там жили кроме престарелых монахов и монахини разогнанного Гродненского монастыря. Удивительны пути Господни: через несколько десятилетий Маше Глуховой предстоит стать настоятельницей этой обители.
Галина Клышевич устроилась работать в продовольственный магазин и стала помогать монастырю. В советское время продукты отпускали по талонам, братия и сестры обители буквально голодали, потому что им как тунеядцам с точки зрения власти отпускалось очень мало еды. Да и денег в монастыре практически не видели.
Галина Константиновна взяла на себя обязанности снабженца. Через дыру в ограде проносила по ночам неучтенные продукты или то, что передавали паломники: стройматериалы, медикаменты.
«Все свое свободное время мама переписывала от руки духовные книги, молитвы. В те годы это был подвиг. Но это было необходимо верующим, как глоток свежего воздуха. Мама писала под копирку, в три слоя. А после рукописные книжицы распространялись в храме Жировицкого монастыря или передавались из рук в руки», — рассказывает игуменья Гавриила. Когда дочь Галины Константиновны научилась писать, стала помощницей матери в их тайной типографии.
«Мама обосновывала это якобы тем, что мне нужно развивать красивый почерк, тренироваться, учить грамматику церковнославянского языка. Так что ничего удивительного в том, что я уже в пять лет читала Евангелие, а во втором классе переписывала акафисты и многое понимала, нет», — вспоминает игуменья. Советская власть не дремала. Галину Клышевич много раз пытались привести в чувство, лишить родительских прав за то, что воспитывает дочь не по советскому стандарту (девочка вместе с матерью соблюдала посты, молилась, ходила на богослужения), но Бог миловал, этого не случилось.
Девочка Маша никогда не была октябренком, пионером, комсомолкой. Когда она стала взрослой, не пожалела об этом. «Мама никогда не запрещала, не ругала власть. Просто она делала так, что я не могла быть в момент принятия всего моего класса в пионерскую организацию, например, в школе. Всю свою жизнь, насколько я помню, она старалась проводить на вторых ролях, иначе говоря, дирижировать незаметно», — говорит игуменья Гавриила.
Домик Галины Константиновны Клышевич в Жировицах почти на протяжении нескольких десятилетий был не только типографией, где переписывались и переплетались книги, но и гостиницей для паломников, и столовой для неимущих, и медпунктом для болящих. Женщину часто вызывали на беседы, стыдили, прорабатывали.
Но эффекта это не давало. По крайней мере, не бросала своего дела гражданка Клышевич. Скорее наоборот, совершала служение во славу Божию с двойным усердием.
Не пугали ее круглосуточное наблюдение, доносы, только укрепляли в вере. То, что домик Галины Константиновны стоял рядом с сельсоветом, не пугало тем более. В конце концов председатель этого сельсовета проникся уважением, почтением к одинокой, беззащитной, хрупкой женщине, которая на самом деле была очень сильна.
В 1987 году Галина Константиновна вышла на пенсию и вошла в ворота Жировицкого монастыря в качестве трудницы. Ее благословили быть сторожем и садовником.
Сестра Галина трудилась безвозмездно. Была приветлива и добра не только к людям. Очень любила животных, птиц, постоянно их подкармливала. В 1998 году Галина Константиновна приняла иноческий постриг с именем Георгия.
Ее дочь, уехавшая в семнадцать лет из дома, вспоминает, что мама в письмах просила прислать то теплый платочек, то еще что-то из одежды. Но вряд ли все это Галина Константиновна оставляла себе. Раздавала, передавала тому, кому было нужнее.
Сладостями же угощала своих сынков — студентов Жировицкой семинарии. Многим из них она заменяла маму, ведь родители молодых парней остались дома. В Жировицы съезжались учиться отовсюду.
Инокиню Георгию знают не только в Беларуси. Священники, некогда окончившие духовную школу в Жировицах, служат по всему миру. И многие из них приехали проводить ее в последний путь.
Скончалась она в январе 2013 года. Даже сам митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси, прислал письмо с соболезнованиями к похоронам этой маленькой и незаметной инокини.
После кончины матушки Георгии были собраны воспоминания о ней паломников, монахов Жировицкого монастыря, священников, нынешних семинаристов. И все, рассказывая об инокине Георгии, свидетельствовали о даре любви, который был ей дан и который она пронесла через всю свою трудную жизнь