Радонеж | Светлана Колосовская | 17.06.2013 |
В мае с.г. — с 21 по 28 — состоялся пресс-тур для православных журналистов Москвы, организованный министерством туризма Израиля. Выбор конечно не случаен: из России в Израиль едут большей частью, «православные туристы» или паломники, ну, а мы, представляющие основные, в том числе электронные, православные СМИ, выступали чем-то вроде полпредов этой аудитории.
Насколько можно было судить по программе, одной из целей тура было «расширить» представление православной аудитории об Израиле за счет чисто туристической составляющей.
*
Это произошло сразу по приезде из Израиля, когда я уже обдумывала материал, который мне предстояло написать. Из храма после всенощной я вышла с прихожанкой, с которой ранее лишь здоровалась привычным кивком головы. И что ее подвигло на эту откровенность? Сейчас я думаю так: Бог задал мне нужный тон в преддверии настоящей работы.
Произошло это в 90-е годы. Муж этой женщины, боевой офицер, служил тогда в Чечне. «Я с детьми только один раз приезжала к нему туда. Однажды мы ехали на рейсовом автобусе из военного городка. Нас остановил боевик. Заставил всех выйти, а в автобусе были только русские женщины и дети. Он поставил нас на колени и приказал всем снять Кресты. Мы сняли.
- Вот какие вы — христиане! Да чего вы стоите, когда веру свою не сохранили! — поиздевался над нами и отпустил".
Эта женщина наверняка каялась на исповеди в «снятии Креста», и конечно же грех был прощен, а вот не отпускает ее этот случай. Значит не так это просто — снять Крест. По человечески все понятно: эти женщины стояли даже не перед своей смертью, а перед смертью своих детей. Кто знает, что было в голове у этого «боевика», м. б. только детей и расстрелял бы. Женщину эту в храме я вижу давно. Конечно она перечитала житие святой Софии, которая благословила своих дочерей Веру, Надежду и Любовь на смерть за Христа. Она, пережившая отречение, как никто видит дистанцию, отделяющую нас от веры первохристиан.
А вот настоящая история, почти что лет 20 спустя.
..Наш комфортный пресс-тур по Израилю, где мы на равных посещаем и чисто туристические и святые для нас места, близится к концу. Мы расслаблены как от непривычной жары, так и от обилия впечатлений. Нам предстоит посещение Храмовой горы. Представьте себе обычные на сегодня арки КПП. Здесь их — три. Одна, справа, обособленная — ведет на Храмовую гору. Две слева — к «стене плача». Почему две? В одну входят женщины, в другую мужчины. Нам — направо. Впереди небольшая очередь человек в десять. Мы расслаблены и спокойны. В этот момент наш гид Борис, эмигрант из бывшего Советского Союза, с которым мы за пять дней сдружились, говорит нам, что называется, в совершенной простоте:
- Снимите кресты.
Борис — еврей, совершенно светский человек, ведущий официального, государственного тура, — наверное даже не понял того, что он сказал. Но, наблюдая нашу реакцию, — а мы от неожиданности просто замерли — он улыбнулся и, почти оправдываясь, пояснил:
- Да не пустят ведь иначе. Вход на Храмовую гору охраняют иорданские максималисты*. Евреев и христиан не пускают. Увидят на шее цепочку, попросят поднять. А для них — что крест что звезда Давида — все равно.
Крестов не сняли, женщины прикрыли цепочки платками. Прошли. Почти все. Охранник взял в руки мой пакет и вытащил оттуда связку пасхальных свечей, подаренных накануне игуменом монастыря св. Герасима в Иорданской пустыне ХРИСОСТОМОМ. Завернуты они были в икону-плат, подаренную им же. «Вещественные доказательства» он молча положил передо мной.
- И что же. куда это? — недоуменно спросила я.
Дерзко глянув на меня, он указал взглядом на урну. С облегчением вздохнув, я положила свечи и плат в пакет и сказала прошедшим коллегам: «Я не иду». Александра Никифорова, византолог, представлявшая в поездке «Православие.ру», сказала: «Я не иду из солидарности» (поклон архимандриту Тихону Шевкунову). Свечи и икона приравнены к Кресту.
*
Осмысливая через призму двух этих событий нашу поездку, прихожу к неутешительному выводу: а ведь по Израилю мы путешествовали без Крестов. Нет, конечно, нательные крестики на цепочках у всех были. Но по сути мы были без Крестов. По приезде, задним числом, это стало особенно ощутимо.
Все мы ранее уже бывали в Израиле, вернее на Святой Земле, по линии чисто православных миссий или наших паломнических служб, поэтому настоящий тур, организованный минтуризма Израиля сравнить было с чем, ибо был он конечно же — совершенно иным. Настоящая поездка была деловой, по сути — командировкой. По содержанию — туристической даже в том случае, если мы посещали святые места. Стараясь выразиться точнее, следует сказать: мы посетили не Святую Землю, а современный Израиль.
Наверное это и было целью принимающей стороны. В первый же день мы побывали в таких городах на побережье Средиземного моря, как Кейсария, Акко, Тверия. Это древние города, которые неоднократно упоминаются в библии. Посещая места раскопок, мы знакомились с древней, дохристианской цивилизацией этих мест.
Первой мы посетили Кейсарию. Диву даешься, что вскрыли для нас археологи: остатки дворца на побережье, где четко виден рисунок бассейна-купальни и рисунок мозаичного пола. Почти полностью сохранился ипподром и театр, который в настоящее время используется по прямому назначению. Несколько смущает правда контекст, ибо все это построил — Ирод Великий. Тот самый, который правил до 4 г. н. э., по приказу которого были убиты те самые 40 тыс. младенцев, имя которого на Руси стало нарицательным. А здесь надо было привыкать к приставке «Великий» и пиетету. И повторялось это неоднократно.
Город Акко поражал не меньше, ибо археологи раскопали совершенно сохранившийся подземный город времен крестоносцев, в свое время покинутый и полностью засыпанный песком. А теперь туристы и жители могут не только лицезреть этот нижний город, но устраивать в древних залах крепости свадьбы и презентации. И существует это вскрытое чудо всего-то чуть более 20 лет.
Путешествуя, мы узнаем много исторической информации, которая то уводит нас со Святой Земли, то вновь возвращает. Так, по дороге в Акко мы попадаем на гору Кармелит. То самое место, где пророк Илия «заклал» 200 языческих пророков. Сейчас здесь действующий католический храм ордена кармелитов и памятник пророку. И так — в течение всей поездки: Израиль страна маленькая, все рядом, все — перемешано.
***
Если бы мы были обычными туристами, нечего было бы и напрягаться. Наслаждайся комфортным туром, копи впечатления, отдыхай. Кстати, что касается материальной стороны, тур был организован, что называется, на высшем уровне. Путешествовали по стране мы в девятмиместном (в поездке было 6 журналистов) авто с кондиционером и Интернетом. Останавливались в лучших гостиницах, питались в ресторанах — один другого краше. Но что материальная сторона для русского человека! Для нас это всегда где-то «во-вторых». Нам бы невиданного, да неведомого. Чего, в поездке, кстати, тоже хватало.
Но мы были приглашены официальным государственным ведомством с целью. И она была озвучена в присутствии представительницы минтуризма страны в конце поездки. Нас спросили, что из увиденного в ходе тура — речь шла о туристических объектах — мы могли бы порекомендовать нашим православным паломническим службам. Наверное для того, чтобы «пополнить» их содержание. А то ведь, приезжая в Израиль, современной страны паломники и не видят.
Программа пресс-тура была изначально составлена министерством туризма «фифти-фифти»: наполовину туристические объекты, наполовину — религиозные. Как католические, так и православные. В самой структуре программы уже читалось предложение: попробуйте сделать, как мы. Но в целом акцент был конечно на туристической составляющей. И подчеркивалось это тем, что принимающая сторона не сочла необходимым дать нам православного гида. Наш бывший соотечественник, Борис — человек совершенно светский, что касается и его отношения к официальной религии Израиля — иудаизму. Он, правда, с нескрываемым уважением и даже пиететом рассказывает нам о том, что с вечера пятницы до вечера субботы жизнь в стране замирает: большей частью не работают магазины и рестораны, не работает общественный транспорт. Суббота: Израиль молится. Наш гид видимо заряжен чувством патриотизма к своей новой родине и демонстрирует черты, для нашего соотечественника (пусть и бывшего) в высшей степени не привычные. К олигархам и прочим сверх-богатеям в России отношение известное. А Борис относится к Ротшильдам и пр. — как к национальному достоянию и предмету гордости. Слово «сионизм» он употребляет в положительном контексте, как некоторый синоним понятия «государственное строительство».
Теперь о предмете.
Можно ли, например, заменить традиционную программу православного паломнического тура той программой, которая была предложена нам? Или хотя бы ввести в нее «туристический компонент»? Ответ: можно. Если преследовать цель сломать хорошо отлаженную систему. И предать высокую цель нашего паломничества: укрепление веры через приобщение к местам земной жизни Спасителя.
Все те «туристические объекты», которые мы посетили, ни в плане идеологии, ни в плане веры — отнюдь не нейтральны. Иностранных туристов (за исключением Мертвого моря) там почти нет. Эти объекты посещают большей частью школьники и солдаты (парни и девушки с автоматами наперевес). То есть это места, где целенаправленно воспитывается еврейский патриотизм. Наверное, это — госпрограмма. И это бы — ничего. Но для нашего православного паломничества, то есть религиозного туризма, важно то, что программы эти подчеркнуто не христианские. Я не говорю «анти-христианские», пока только «не христианские». Ну представьте себе группу наших паломников, да еще собранных из одного храма, да еще приехавших со своим любимым и чтимым батюшкой, который, не жалея сил, готовил их к поездке на Землю Христа. Да еще с православным гидом Анной Мусатлеви. И вот эти паломники после ночной службы в Храме Гроба Господня, после причастия у главного в христианском мире алтаря едут — в Кесарию. И здесь им рассказывают о городе, построенном Иродом Великим, показываю купальню Ирода Великого, ипподром, театр. И пр. и пр. Вопрос «следует ли это делать?, конечно же — риторический.
Но есть ведь и иные объекты? — Есть. Например, в Иерусалиме, в отреставрированной Башне Давида в 9 часов вечера нам был представлен прекрасный театр под открытым ночным небом (в это время в Израиле уже совершенно темно) — голографическое шоу-представление, которое называется «Ночная мистерия». Не подумайте дурного — здесь не было ничего нравственно шокирующего, никаких танцев ниглиже. Нам была показана «История Израиля». Из множества проекторов на крепостные стены предельно широкого обзора транслировалось впечатляющее представление. Вначале конечно Царь Давид и его арфа. Его роскошный дворец. Затем Соломон в еще большей роскоши. история Первого Храма, история Второго Храма, мелькает даже Византийский период. Потом — сменяющие друг друга завоеватели и наконец — начинающееся ныне вожделенное процветание Израиля. Все, 40 минут прошло. Прекрасно, просто прекрасно! Но откуда этот осадок?.. Ах, вот в чем дело: в истории Израиля, нам показанной, оказывается не было Христа! Либо этот «эпизод» сочли столь незначительным в великой истории, что.
Можно было бы конечно подумать, что нам был представлен некий «авторский проект», написанный неграмотным сочинителем. Можно было бы. если бы показанная нам «схема истории Израиля» не была отчетливой тенденцией. То есть во всех «туристических» объектах мы наблюдали не просто вычеркивание Христа. Свято место, известно, пусто не бывает. Везде — через тексты кино-сопровождения в музеях при раскопках или через пояснения гидов — вам внушается именно эта история, схема которой показана в «Ночной мистерии»: Цари Давид и Соломон, История Первого и второго Храма, печальный и длительный период оккупации и — нынешнее возрождение-процветание. Христа нет нигде. Его в истории Израиля вообще не было.
Но, скажут мне, неужели так везде? Так уж и нет ни одного нейтрального объекта, который с пользой для себя мог бы посетить православный паломник?
Когда — уже перед отъездом — мы попали в Заповедник библейской природы, я подумала: «Вот, это место наверное и можно будет порекомендовать..». Нашим экскурсоводом оказалась на редкость обаятельная и образованная молодая эмигрантка из России — Софья. Но наверное «идеологическая составляющая» для экскурсоводов в Израиле является обязательной. Ее схема истории страны была короче и изящнее всех, нами до того слышанных. Она привела цитату из Ветхого Завета (кажется из пророка Исаии), где он говорит, что после разрушения и разорения земля эта вновь будет заселена и расцветет. И вот, — победно улыбнулась очаровательная Софья, — это время мы и переживаем!
Подумайте сами, уместны ли здесь богословские дискуссии? Или разговоры о православных экскурсоводах? И не скажет ли тот же, сопровождающий прихожан храма наш батюшка: «Не дам портить паству!»?
В то же время как-то очень уж повеяло нашим недавним, и таким «родным», советским прошлым. В смысле несколько назойливой, но. такой необходимой идеологической составляющей.
И снова было ощущение, что пришел в «чужой монастырь» со «своим уставом», с желанием что-то немного поправить. Например, взять в сопровождающие по заповеднику не очаровательную Софью, а Анну Мусатлеви.
Понравится это кому-либо или не понравится, но надо признать, что на нынешней территории Израиля есть (и Слава Богу, что есть!) — Святая Земля, куда испокон века устремляются русские паломники и есть некоторый «чужой монастырь» — туристический Израиль.
***
Вспоминаю свою прошлую поездку на Святую Землю по линии паломнической службы. Посещая на территории Израиля только места, связанные с жизнью, проповедью, жертвой и воскресением Спасителя и Богоматери, мы находились в духовно однородной, своей среде. Все потрясало, библия оживала. Даже не верилось: вот это поле, которое мы видим своими глазами и о котором только читали, и есть тот самый Армагеддон, где и произойдет последняя битва Христа и антихриста. Невероятно!
Храм Гроба Господня. Главная святыня христианского мира, главный алтарь — плита в Кувуклии, где лежало после распятия бездыханное тело Христа.
Незабываемое воспоминание из прошлой поездки. Приложившись к плите в кувуклии, две молодые женщины из Москвы в слезах уронили свои головы на плечо друг другу: доехали, сподобились, приложились. Не-уже-ли?! В гуще, даже толчее народа вокруг кувуклии они, потрясенные, плакали всерьез. Никого не видя. А другие, не способные к такому глубокому переживанию, назидались. Очень важной была роль православного гида, который буквально вел нас стопами Христа. Известный гид нашей миссии в Иерусалиме Анна Мусатлеви — глубоковерующая и высокообразованная выпускница МГУ, русская, вышедшая замуж за православного еврея, — продумала даже дорогу и сторону нашего въезда в Иерусалим, чтобы мы действительно прочувствовали слова, сказанные Христом накануне Его Страданий: «Се, восходим в Иерусалим! И Сын человеческий будет предан..».
Когда мы проезжали на автобусе места раскопок «Города Давида», что у стен Старого города, нас невольно посещало любопытство. Но Анна, устало вздохнув, говорила, что посещение этих раскопок ничего не дает душе православного человека. В нынешнюю поездку я в этом убедилась.
Уезжали мы тогда со Святой Земли — окрыленные, напитанные и пораженные: мы побывали в Иерусалиме!..
*
В заключении хочется отметить, что представители государства Израиль, государства, имеющего официальную религию иудаизм — это и чиновники министерства туризма и наш гид Борис — в своей миссии были последовательны и определенны.
Так, минтуризма Израиля, пригласив полпредов православных изданий, то есть людей — по определению — православных, предоставило нам совершенно светского гида, имеющего весьма отдаленные представления о православии. Православием он не интересовался и не скрывал этого, хотя, следуя утвержденной выше программе, привозил нас к святым для нас местам. Это было не его личным делом, но следованием официально утвержденной программе.
«Официальная позиция» — а она была откровенно миссионерской — прослеживалась особенно отчетливо при посещении «туристических» объектов. В двух словах это звучит так: нам показывали Израиль без Христа и, соответственно, призывали показать таковой нашим паломникам.
Однако настоящий мссионерский пас ждал нас в конце. Видя как мы устали, путешествуя по раскопкам Града Давида (сюда входил и утомительный получасовой проход по подземному узкому тоннелю), Борис поспешил нас «успокоить»: «Ничего-ничего, сейчас выйдем. подойдем к „стене плача“ и — подзарядимся. Знаете, очень энергетическое место. Приравнивается к синагоге!»
Пас! И по крайней мере — последовательно.
К чему призываемся и мы.
*Храмовая гора — это место, святое как для христиан, так и для иудеев и мусульман. Примерно за 1000 лет до Рождества Христова царь Давид, отвоевав крепость Сион у иевусеев, построил свой город, получивший название «Ир Давид» («Город Давида», который находится сейчас за стенами Старого города). Давид выкупил территорию Храмовой горы, чтобы построить здесь дом Бога. Это сделал его сын царь Соломон, который внес в Храм Ковчег завета со скрижалями Моисея. Так Иерусалим становится столицей 12 колен Израиля, святым городом, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь еврейского народа.
История Храмовой горы, согласно преданию, начинается с Краеугольного камня, положенного Богом в основу мироздания. Считается, что именно с этой горы был взят прах для сотворения первого человека, Адама. Храмовая гора — это еще и гора Мориа, где Авраам должен был принести в жертву Исаака.
В канун Вавилонского пленения этот Храм (Первый храм) был разрушен. По возвращении из вавилонского пленения (515 г. до н. э.) иудеи вновь отстраивают Храм (Второй храм). В Новом Завете мы читаем именно об этом храме. Здесь Дева Мария и Иосиф находят потерявшегося 12-летнего отрока-Иисуса, этому Храму Иисус Христос предрекает разрушение, которое произошло в 70 г. н. э. Во времена раннего ислама (7 в.н. э.) на Храмовой горе построены две мечети — Аль-Акса и мечеть Омара, Купол скалы. Ныне в центре мечети Омара, под куполом действительно возвышается кусок скалы, откуда, как веруют мусульмане, вознесся пророк Мухаммед. В 1099, после завоевания Иерусалима крестоносцами, эти мечети были превращены в христианские церкви, а в 1187 г., с приходом Салах ад-Дина, вновь стали мечетями. С тех пор Храмовой горой владеют мусульмане. До 1967 г. часть Иерусалима была во владении Иордании (мусульман). После т.н. «шестидневной войны» 1967 г. Израиль завоевал весь Иерусалим, кроме Храмовой Горы. Эта территория по сей день принадлежит Иордании и контролируется ею.
Согласно еврейской традиции (пророчествам, предсказаниям) Третий Иерусалимский храм будет воздвигнут на прежнем месте, на Храмовой горе, то есть там, где ныне стоят мусульманские мечети. В него-то и войдет ожидаемый ими «мессия». В христианской трактовке — антихрист. Простая логика ведет к предположению, что сначала эти мечети должны быть уничтожены. Отсюда — непреходящее напряжение, особое напряжение, особый контроль всего и вся, приближающегося к Храмовой горе со стороны ее иорданских стражей — мусульман. Нам, православным, не понятно, конечно, почему мы также включены в категорию потенциально опасных для существования мусульманских святынь. Тем не менее, нынешняя усиленная охрана Храмовой горы в том числе от христиан — некоторый статус кво, с которым надо считаться.