Русская линия
Православие и современность Олеся Николаева15.06.2013 

Главный предмет литературы — человек

В рамках празднования Дней славянской письменности и культуры Саратов посетила писатель Олеся Николаева, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года

Олеся Александровна хорошо известна нашим читателям — и не только по публикациям в газете или журнале «Православие и современность». Романы, рассказы, эссе, стихи Николаевой сегодня читают и знают многие. 16 мая Олеся Николаева и ее супруг протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель Татианинского храма при Московском государственном университете, встречались с саратовскими студентами.

Протоиерей Владимир Вигилянский и Олеся Николаева — выпускники Литературного института им. Горького. Отец Владимир — настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, духовник православной гимназии, а также настоятель строящегося храма Василия Великого; выпустил три книги, которые были созданы, по словам автора, «не по вдохновению, а по принципу „Не могу молчать!“» — в них исследуются механизмы информационных атак последнего времени на Церковь. Олеся Александровна — профессор Литинститута, где она ведет мастер-классы по поэзии. Также она автор 36 книг, публикуется в литературных журналах, переводится на многие европейские языки. Книги Николаевой «Православие и творчество», «Православие и свобода» читают в духовных семинариях и академиях. Сейчас издается 9­томное собрание сочинений Олеси Николаевой, недавно из печати вышел роман «Меценат».

«Постхристианская» эпоха как миф

Первая встреча Олеси Николаевой и отца Владимира состоялась со студентами-филологами, в аудитории Института филологии и журналистики СГУ. В качестве разминки настоятель московского храма, оставивший когда-то профессию журналиста, но не переставший писать остро и ярко, рассказал о своей книге «Весеннее антихристианское обострение: что это было?».

 — И студентам, и профессиональным журналистам важно понимать, что такое пропаганда, какими она обладает средствами, как планируются информационные атаки. Книга поможет сориентироваться в этом, даст дополнительную пищу для размышления о том, как сегодня пытаются зомбировать людей, формировать их мнение, манипулировать сознанием.

Пожалуй, сегодня только литература в классическом смысле этого слова не является способом манипуляции и спекуляции. Но, конечно, только в том случае, если литература является настоящей. По мнению Олеси Николаевой, в центре такой литературы всегда стоит человек — не сюжет, не коллизия, а именно характер.

 — Подлинное произведение искусства отличается тем, что прежде всего исследует человеческую личность, — считает писательница.

Можно ли говорить о том, что сегодня мы живем в эпоху постхристианства? Такой вопрос задали Олесе Николаевой студенты. Она ответила, что разговор о постхристианской эпохе — не более чем игра словами, потому что Сам Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Иное дело, что современная европейская цивилизация пытается всеми силами и средствами изгнать Его из нашей жизни, стереть следы Божьего присутствия в мире. Но живущий (или хотя бы пытающийся жить) со Христом уже тем самым христианизует свою эпоху.

 — Мир, в котором ты живешь, ты определяешь сам. Как сказал Мартин Хайдеггер, «язык — дом бытия».

Творчество — всегда ли от Бога?

Аудиторию заинтересовал рассказ Олеси Николаевой о ее разговоре с митрополитом Сурожским Антонием — беседа касалась творчества. Молодая тогда поэтесса объяснила владыке, что когда пишет, то иногда ей становится страшно — так увлекателен процесс: она пишет ночи напролет, абсолютно входит в иную реальность, соприкасаясь с иными мирами. Церковные люди знают, что такое общение может быть опасным, лукавым, обманчивым.

 — И тогда в конце я ощущаю странное желание: написать что-то благочестивое, чтобы «закрестить» этот угол, высветлить. Владыка Антоний внимательно слушал меня, а потом сурово сказал: «Не смейте этого делать! Так нельзя — рациональная назидательность портит произведение!»

Отец Владимир добавил от себя, что человек, создавая что-то в творческом акте, пусть даже мировоззренчески не принадлежащий к христианству, способен расслышать то, что говорит его душа-христианка. Именно поэтому произведения писателей, считающих себя агностиками, могут получиться глубоко религиозными.

Студенты задавали вопросы о творческом процессе и художественном вымысле в произведениях.

 — Если даже и есть художественный вымысел в моих книгах, то все равно все истории основаны на реальных событиях, — ответила Олеся Николаева, — какие бы невероятные приключения там ни происходили. Существует Промысл Божий, с помощью которого художественно и потрясающим образом выстраивается наша жизнь. Если мы найдем ключ к его пониманию, то мы увидим, что наша жизнь представляет собой художественное произведение, в котором есть внутренние рифмы и развернутые метафоры, где происходят драмы и фарсы, где борются Ангелы с демонами, где мир может вдруг преобразиться и просиять нездешним светом.

Чудеса — это норма

 — Отсутствие чудес в жизни человека — это не норма. Наоборот, чудеса — норма, плоды реальной связи человека с Богом,?— так ответил отец Владимир на вопрос о значении Промысла Божьего в жизни человека.?— Если человек находится на пути исполнения законов, установленных Богом в Библии, то он точно знает волю Всевышнего, которая и заключена в этих законах. Счастье — это совпадение нашей воли с волей Божией: когда мы хотим того же самого, чего хочет от нас Бог. Настоящий верующий человек — это человек счастливый, живущий со Христом и ради Христа, живущий в радости, без уныния, хандры и депрессии.

Все творчество Олеси Николаевой — развернутая и в подробностях рассказанная история о том, что может быть с человеком, который идет по пути восстановления нарушенной связи с Богом, и что происходит, когда он эти связи разрывает. Все искусство ищет пути возвращения к райским вратам.

«Как можно радоваться и благодарить одновременно?» — спросили читатели у Олеси Николаевой.

 — Неблагодарный человек радоваться не умеет, — ответила писательница.— Все, что происходит с тобой, случается по воле Божией, поэтому и принимаешь все с благодарностью. Апостол Павел говорит: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16−18). Надо душу свою настроить на этот лад, чтобы она умела радоваться. Произвести процесс «феноменологической редукции», понизив все относительные ценности мира перед лицом Ценности абсолютной и ослабив свою зависимость от них в свете Христовой Истины. И тогда можно испытать чувство подлинной свободы и радости. Ведь все, что я получаю, я получаю из рук Бога Живого! Человека спасают два крыла: покаяние и благодарность.

Гости рассказали студентам о Евангелии, где есть ответы на все вопросы, человеку нужно только проявить настойчивость и волю в поиске ответов.

 — Мы должны навострить свой слух, если хотим познать волю Божию, и она откроется нам — даже через младенца.

Свобода от и свобода для

Студенты спрашивали у московских гостей о том, что же такое истинная свобода, свобода личности. Олеся Александровна представила понятие «свобода» в двух измерениях: свобода от и свобода для. Первая — свобода либеральная, свобода от любых форм принуждения, которой добивается человек. Парадокс заключается в том, что репрессивными здесь становятся любая истина, моральная система, право, закон, государство, обязывающие человека к чему-либо, призывающие его к ответственности. Человек эпохи постмодерна хочет сбросить с себя иго долженствований. Как определил Делёз, человек — это машина желаний, «тело без органов».

Второй вид свободы («свобода для») вытекает из ее христианского понимания: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными», «Где дух Господень, там свобода». Такая свобода опрокидывает известную формулу: «Человек есть то, что он имеет». Вне Христа свобода невозможна. Но и Сам Господь никогда не попирает свободу человека. Как сказал апостол, «к свободе призваны вы, братья!»

 — В наше время сплошь и рядом происходит подмена понятий — свободу отождествляют с вседозволенностью, толерантность — с потаканием греху. На наших глазах происходит затуманивание и христианских понятий, таких, как смирение, терпение.

Православие — религия художественная

Третья встреча Олеси Николаевой и отца Владимира состоялась в актовом зале Саратовской духовной семинарии. И неслучайно разговор здесь шел именно о творчестве в свете православной веры.

 — Для меня лично всё, что художественно, — православно, — рассуждала Олеся Александровна.— Само по себе Православие — религия художественная. Обратите внимание, на каком языке наш Господь говорит со своими учениками и народом. Речь Христа изобилует поэтическими приемами, Он говорит притчами, художественными образами, развернутыми метафорами, параллелизмами, анафорами, и оказывается, что именно этот язык, язык поэзии, более понятен человеческому сердцу.

Олеся Николаева рассказывала о том, что классическая русская литература несет в себе христианский дух. В основе ее лежит механизм преображения. Литература, обращаясь к «язвам» общества, к грехам человеческим, являет силу Промысла — как возмездия, так и спасения. Иное дело, что современная культура клонится к постмодерну и интересуется деформациями мира и перверсиями человека, но она по преимуществу и «мало высокохудожественна». Этому и должно быть противопоставлено словесное служение пастыря и писателя.

 — Именно слово пастыря и писателя способно вдохновить и отдельного человека, и общество, — отметила Олеся Александровна.— Где священник прозревает святость, там художник видит красоту. Святость и красота — это то, что может вывести мир из его душевного омертвения и духовного обморока.

Фото Юлии Ракиной

Подготовили Наталья Кацуба и Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−06−14−00−13−38-olesya_nikolaeva_glavniy_predmet_literaturi_%E2%80%94_chelovek


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика