Православие и современность | Наталья Кацуба | 10.06.2013 |
Книга представляет собой собрание материалов показательного процесса, организованного саратовскими большевиками против местного духовенства во главе с епископом Вольским Германом (Косолаповым). Это был один из первых публичных антицерковных судов в Советской России. Практически полностью публикуются два дела из Государственного архива Саратовской области; привлечены материалы из других архивов и периодики того времени. Книга подготовлена издательством Саратовской митрополии совместно с издательством Новоспасского монастыря (Москва).
Гонения на православное духовенство и верующих начались сразу после прихода большевиков к власти, но именно в Саратове состоялся один из первых открытых судов по сфабрикованным обвинениям с последующей расправой над обвиняемыми. В книге собран весь комплекс документов судебного дела: от протоколов обысков и допросов до заключений о реабилитации. Работа над изданием велась на протяжении четырех лет.
В предисловии к книге митрополит Волоколамский Иларион отмечает, что изучение публикуемых документов должно помочь современным православным христианам укрепиться в вере, избежать ошибок прошлого и не допустить повторения трагедий XX века. Лжесвидетельства, подлоги, подтасовки фактов — вот те приемы, которые использовали большевики в борьбе с Церковью, — подчеркивает в отзыве на документальную публикацию директор Госархива РФ профессор Сергей Мироненко.
В разделе «Документы следствия, суда, кассации и реабилитации» приводятся протоколы допросов, обысков у священников; протоколы дознания следственной комиссии; показания саратовских епископа и священников; прошения жителей об освобождении священников. Раздел «Документы, приобщенные к делу» включает в себя прошения священнослужителей о выдаче документов, конфискованных при обыске; записки священников из тюрем своим родным; рапорты об арестах; протоколы приходских собраний. В книгу вошли материалы советской периодики, материалы епархиального периода. Среди опубликованных документов особенно выделяются уникальные стенограммы заседаний революционного трибунала с подлинными речами мучеников и их мучителей. Приводятся материалы церковной и советской печати, связанные с процессом против духовенства, проповеди священника Михаила Платонова, за которые он и был судим гонителями, а также подписи десяти тысяч саратовцев в поддержку своих пастырей — безвинных страдальцев. Такие документы опровергают мнение о том, что большинство православного населения России после Октябрьского переворота вдруг отвернулось от Церкви и поддержало антицерковные гонения.
Ценный раздел книги — «Брошюры священника Михаила Платонова» — раздел, позволяющий услышать живой голос страдальца за веру. В текстах отца Михаила — вся история начала века, настроений общества. Отец Михаил ярко и образно описывает не только внешние события, но и душевные переживания народа: «Много горестного, обидного и преступного совершается в настоящее время на святой Руси. Сердце разрывается от скорби при виде совершающихся насилий, убийств, грабежей, поруганий над христианскими святынями. <> Этим настроением теперь больна вся Россия, все партии, классы, общественные и противообщественные группы. Голоса здравого смысла слышать не хотят. Голос истины или замалчивается, или заглушается, или насильственно обрывается. От голоса Христова — Евангелия — отвращаются, а все, что льстит плотскому слуху, что приятно щекочет плотскую похоть, что ласкает похотливое сердце, то с наслаждением и с доверием выслушивается».
Поражает нелепость и абсурдность обвинений в адрес священника после произведенного обыска: «У гражданина Платонова (священника Серафимовской церкви) была обнаружена монархическая литература в виде отпечатанных проповедей и бесед Платонова на темы дня. Проповеди эти носят заголовок „За веру и порядок, проповеди — отклики на современность“. Сочинения Платонова имеют все качества обычной черносотенной литературы, рассчитанной на низменность чувств, невежество и первобытное умственное состояние. Преподнося пасомым общеизвестную черносотенную легенду о всемирном еврейском злоумышлении, Платонов и русскую революцию объясняет, как одну из форм этого злоумышления, в результате которого страну и церковь постигнет неизбежная гибель». Такие заявления свидетельствуют еще и о необразованности, малограмотности, даже невежестве самих обвинителей, о подмене понятий. Многие слова и высказывания будто обращены к самим обвинителям: «Смерть тем, кто станет на пути к освобождению человеческой личности!», «Смерть и позор всем нашим врагам, прикрывающимся разными ширмами для своих грязных проделок!» (из «Известий Саратовского совета»).
Отец Михаил не боялся высказывать мнение по поводу происходящих событий в стране, за что и пострадал. В августе 1918 года он был арестован и заключен под стражу. Священномученики Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были расстреляны за антисоветскую агитацию по постановлению Саратовской чрезвычайной комиссии. Смертный приговор приведен в исполнение в ночь с 9 на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Похоронены были на месте расстрела в братской могиле. 26 декабря 2006 года мучеников причислили к лику святых.
Обвинителей возмущала активная позиция и смелость высказываний священномученика Михаила: «Рисуя самыми мрачными красками настоящую минуту исторического строительства, называя социализм дымящейся головней, утверждая, что Правительство Республики подняло „открытое кровавое гонение на православных христиан“, Платонов .. бросает призыв: „ПУСТЬ КАЖДЫЙ ВЫСТУПИТ НА ЗАЩИТУ ВЕРЫ И ЗАКОНА“» (из обвинительного акта по делу духовенства). Да и вообще, выражение собственного мнения в то время не приветствовалось.
Из отзыва священника Димитрия Крылова, направленного в следственную комиссию, мы можем узнать о складе характера отца Михаила Платонова как пастыря: «Еще до революции, в старых условиях самодержавного строя, едва ли не у одного о. Платонова приходская жизнь была и организована, и заметна. Помимо обычной и притом довольно устроенной школы в беднейшем из приходов у о. Михаила содержался детский приют, бывали собрания, чтения, издавались листки и была заметна живая связь с прихожанами. Эта связь сохранилась и после переворота. <> Отличительными чертами характера о. Михаила являются: бесстрашие, искренность, прямота и честность. <> бесстрашие и правдивость о. Платонова — обличение даже властей, есть отнюдь не борьба с властями, не поход против них, а выражение естественного к ним чувства христианского доброжелательства: обличить, чтобы потом исправиться или предостеречь от новых ошибок».
Для отца Михаила в пастырском служении нет материальных лишений и жертв, которые могли бы его остановить, он не боится никаких угроз, не боится смерти: «Отнимут ли у нас землю, у нас останется Небо. Возьмут ли детей, имущество, нам достанется Царство Небесное, лишимся ли жизни, у нас останется вечность. <> Кто любит Господа Иисуса Христа, тому ничто не страшно». Он объясняет, почему происходят такие страшные события в стране: «..Господь попускает. Как бы ни было гадко, преступно все совершающееся, раз это попускается Богом, значит, это все-таки меньшее зло. <> злой нарыв был и раньше. В течение многих лет он зрел-зрел, наконец прорвался и своим смрадом наполнил всю Россию. И мы, христиане, теперь должны крепко беречься, чтобы не заразиться смрадом разврата, разбоя и неверия. <> Всю свою силу мы должны употреблять на созидание, укрепление и распространение Царства Божия».
Священномученик Михаил называет социализм «новым врагом христианства», отмечая, что основания и цели у него с христианством совершенно разные, даже противоположные: «Социализм учит, как создать на земле такой порядок, при котором все люди в равной степени могли бы наслаждаться земными благами. Христианство учит, как жить на земле, чтобы душу спасти и приготовиться к вечному блаженству на небе. Цель социализма — земное наслаждение; цель христианства — спасение. Христианство смотрит на человека, как на существо бессмертное, богоподобное; социализм видит в человеке бездушное животное».
Весь тираж отпечатанных проповедей священника Михаила Платонова, согласно постановлению Чрезвычайной комиссии, был изъят и уничтожен. Сохранились они благодаря тому, что чекисты по одному экземпляру каждой брошюры прикрепили к делу в качестве вещественного доказательства.
Опубликованные документы помогут в изучении истории России и Русской Православной Церкви прошлого столетия. Они свидетельствуют о мужестве и стойкости православных христиан в период гонений на Церковь. Книга вносит весомый вклад в дело прославления новомучеников и исповедников Российских и сохранения их памяти.
Книгу «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918—1919 гг.» можно приобрести в магазине «Покровская книга» (ул. Горького, 85) и в храмах Саратовской епархии.
Газета «Православная вера» № 11 (487)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−06−10−00−00−00-golos