Русская линия
Русская линия Дмитрий Соколов07.06.2013 

Величие сквозь бездну трагедий
Рецензия на книгу. В.Н.Бойко. Трагедии Черноморского подплава. Севастополь, СПД Бакулин В.А., 2012

Обложка книги В.Бойко *Трагедии Черноморского подплава* Севастополь, 2012.Описывая ход боевых действий на Черном море в годы Великой Отечественной войны, авторы изданных в советское время мемуаров, художественных произведений и научных работ, старались, как правило, не акцентировать внимание на понесенных советским военно-морским флотом потерях, ограничиваясь лишь частными упоминаниями названий кораблей, имен, событий и дат. Господствующая идеологическая установка в документальном и художественном отражении этого трагического периода, его изучении, стремилась подчеркнуть героизм и военные успехи.

Поражения и потери не то что бы замалчивались — на них не заостряли внимание. Во всяком случае, представлялось сомнительным появление в свободном массовом доступе монографий, системно рассматривающих именно эти трагические моменты.

Выпущенная в 2012 г. в Севастополе книга ветерана-подводника Владимира Бойко «Трагедии Черноморского подплава», на наш взгляд, является достаточно удачной попыткой восполнить этот пробел.

В книге Бойко рассказывается о ходе боевых действий на Черном море с участием советских подлодок во время Великой Отечественной войны, приведены обстоятельства гибели и аварий субмарин, помещены фотографии погибших подводных лодок и экипажей.

При написании книги автор использовал множество разной литературы — сборники документов, исследования, периодику, материалы тематических интернет-сайтов.

Несмотря на специфику заявленной темы, исследование Владимира Бойко читается с большим интересом, так как написано доступным и живым языком.

Рассказывая о трагедиях, произошедших в годы войны с нацистской Германией и первое послевоенное десятилетие с теми или иными советскими субмаринами, автор не ограничивается описанием катастроф и потерь, приведших к человеческим жертвам.

Так, в книге представлена информация о подводных лодках ЧФ — С-36, С-37, С-38, С-58, С-59, С-60, заложенных на стапелях в Николаеве, и оставленных при отступлении Красной армии в начале войны. Некоторые подлодки (С-36, С-37, С-38) при этом были взорваны, другие попросту брошены. В обоих случаях оккупанты разобрали доставшиеся им трофеи на металл.

Известны примеры, когда подводные лодки благополучно проходили свой боевой путь, после чего их консервировали и отправляли на отстой. Одна из таких субмарин, Щ-201 (впоследствии переименована в С-201) была ликвидирована уже спустя много лет после окончания войны, в 1956 г. Предназначенная на слом, лодка затонула у причала в Поти, но была поднята и утилизирована в Инкермане.

Трагические последствия для экипажа и судна наступали и в результате несчастных случаев.

Истории некоторых погибших или выбывших из строя подлодок и вовсе повторяют собой судьбы миллионов советских людей, чьи юношеские и зрелые годы пришлись на предвоенный разгул беззакония и лихолетье войны. Эти тяжелые потрясения прямо отразились и определили последующий путь аэро-подводной сверхмалой подводной лодки (АПЛ) «Пигмей».

Несмотря на то, что опытный прототип субмарины был крайне несовершенен, а его испытания едва не закончились катастрофой, осенью 1936 г. начали строить другие такие подводные лодки. Но, ни одну из них не завершили. И это произошло не только потому, что данная субмарина имела «конструктивные недоработки», но также из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов». Главной же причиной прекращения работ по строительству АПЛ следует считать то, что практически все занятые в проекте ведущие специалисты были арестованы в ходе репрессий 1937−1938 гг. В результате подлодки данного типа не были введены в строй и не попали в списки флота. Сохранившийся опытный образец перевезли из Балаклавы (где проводились его испытания) в Феодосию, на территорию военно-морской испытательной базы. Летом 1942 г. лодка оказалась в руках немцев. Дальнейшая её судьба неизвестна.

Историй, подобной этой, в книге немало.

Показывая сквозь призму трагедий боевой путь Черноморского флота в ХХ столетии (отнюдь не ограничиваясь периодом Великой Отечественной войны, но и частично затронув первые послевоенные годы), Владимир Бойко не только знакомит читателя с малоизвестными эпизодами советско-германского противостояния на море, но и возвращает долг памяти, воздавая дань героизму и мужеству, проявленным экипажами субмарин.

Часто ценой собственной жизни.

Впервые опубликовано: информационно-аналитическая газета «Крымское эхо»:

http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10 026

http://rusk.ru/st.php?idar=61339

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru