Русская линия
Православие.RuСвященник Павел Сержантов05.06.2013 

У Бога нет внуков

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Ок. 1666-69. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Ок. 1666−69. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Православная мысль о Боге чрезвычайно возвышенна. Богословские творения Святых Отцов поразительно точны в выборе нужных слов и понятий. Такое чтение требует специальной подготовки, и только после подготовки начинается неспешное и трудное штудирование богословского трактата.

Впрочем, есть и богословские творения, написанные общедоступным живым языком. И в древности были, и сейчас встречаются — назовем хотя бы труды митрополита Каллиста (Уэра).

Митрополит Диоклийский Каллист много опубликовал статей по аскетике, догматике, переводил богослужебные тексты. У него одновременно дар богослова и литературный талант. Откроешь книгу, проговариваешь про себя его английские тексты. Такой замечательный у него язык, кристальной чистоты и свежести, — как воду родниковую пьешь.

Для кого он пишет? Для специалистов и неспециалистов. Вот в одной популярной богословской книге владыки Каллиста я прочел: «У Бога есть дети, но нет внуков».

Сколько этими немногими словами сказано!

Мы верим, что Бог относится к людям с отеческой заботой. Только мы не всегда бываем чадами Божиими. Порой мы относимся к Богу, как наемники к своему хозяину. Бывает, что забываем о Боге, относимся к Нему отчужденно, с недовольным ропотом на судьбу. Надо с собой повоевать, чтобы дорасти до высокого звания чада Божия. И еще нечто требуется, тоже трудное дело — передать своим детям веру в Бога.

Мы ходим в Церковь, водим детей, объясняем им порядок церковной службы, ее смысл, почему мы постимся, какой завтра праздник. Детей крестим во младенчестве, причащаем, готовим к первой исповеди. Все это нужно. И нужно еще, чтобы детки, взрослея, сами потянулись в храм Божий. Уже без посторонней подсказки на праздник старались выбраться к службе, читали Евангелие, не забывали молиться каждый день. Одним словом становились чадами Божьими, потому что внуков у Него нет.

Меня крестили в грудном возрасте, это было желание родителей и их родителей. Я искренне благодарен им, они позаботились обо мне, приобщили к святому Таинству. Но нельзя быть православным человеком только потому, что ты родился в православной семье. Нельзя быть только ребенком чад Божиих. Само понятие «чадо Божие» предполагает личные отношения с Богом. А где же глубоко личные отношения, если ты не «чадо», а «внук»? Нельзя быть «православным во втором поколении», иначе само Православие мимо нас пройдет, не затронет наши души, останется почти чужим, окажется на положении запылившейся старой вещи на чердаке.

«У Бога есть дети, но нет внуков», — я помню книгу, в которой прочитал эти удивительные слова. Но не помню страницу и главу, где они встретились. Сейчас я не воспроизведу точно эти слова, как они звучали на английском. Я совершенно забыл, что было сказано до этих слов и что — после. Но сами эти слова митрополита Каллиста глубоко запали в мою душу. Внешне они очень простые, и в то же время за ними весьма многое стоит. Перелистнул еще раз книгу владыки, наудачу, вдруг отыщется нужное место. Нет, не отыскались эти слова. Впрочем, найти цитату — не главное. Главное — стать чадом Божиим. Господи, помоги.

http://www.pravoslavie.ru/put/61 935.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика