Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Сергий Вогулкин | 04.06.2013 |
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма во имя Архистратига Божия Михаила (г. Серов).
— Батюшка, тема нашего разговора сегодня — одиночество в современном мире.
- Тема очень интересная, важная и нелегкая. Одиночество и отчуждение — это проблемы, с которыми сталкивается все человечество, не только Россия — и за рубежом ситуация такая же. Одиночество стало обыденностью. Именно одиночество во многом определяет поведение людей. Одиночество нередко приводит к тому, что люди просто уходят из жизни.
Мы знаем по Библии, что Иисус Христос, на Кресте испытав одиночество, отстраненность от Отца Небесного, возопил к Нему, и это говорит о том, что одиночество — очень тяжкое состояние. Одиночество не знает ни границ, ни богатства, ни бедности, не знает возраста. Я недавно прочитал совершенно страшную вещь: у нас в России в течение года кончают жизнь самоубийством две тысячи детей! Отчего они уходят? Они уходят от одиночества, от отчуждения, потому, что некому их полюбить.
У меня такое впечатление, что вид человека разумного превращается в вид человека одинокого. Опросы показывают это: 1/3 всех россиян вообще живет одиноко, 50% взрослого населения постоянно испытывают одиночество, 70% молодежи испытывают одиночество. То есть это проблема проблем! И впору сказать: Господи, за что Ты нас оставил? Почему Ты нас бросил, почему мы так одиноки?
Но, знаете, у меня другое впечатление. Наверное, нам с вами надо сказать: Господи, Пресвятая Богородица, святые отцы, почему мы вас оставили? Почему мы вас бросили, почему мы сами себя сделали одинокими? Вот это будет правильно.
Я читаю лекции по очень интересному для меня предмету, называется психогенетика. Оказывается, многие вещи в поведении человека передаются по наследству. И что интересно: поведение родителей передается по наследству детям, и люди одинокие, из неполных семей, например, создают неполные семьи. Сироты бросают своих детей. И одиночество, видимо, сейчас закрепляется чуть ли не на генетическом уровне.
Такое количество людей, чувствующих себя одинокими, — это не случайность. Причина одна. Она в том, что мы оставили Бога. Потому что для человека верующего одиночества, по сути дела, не существует: он всегда с Богом, всегда имеет возможность обратиться к Нему с просьбой, с молитвой, обратиться за помощью. А вот когда человек отошел от Бога (а таких, к сожалению, очень много), тогда действительно он может чувствовать себя одиноким, приходить в отчаяние и даже кончать жизнь самоубийством.
Как узнать одинокого человека? Оказывается, очень просто. Одинокого человека можно узнать по его агрессивности. Это не значит, что он бросается на всех, хотя есть и такие, особенно когда выпьют, и одиночество свое они реализуют в нападении на другого человека. Но чаще всего человек обращает свою агрессивность на то, что проще: агрессивность по отношению к природе, к животным, агрессивность по отношению к себе. Создается впечатление, что и взрослые, и молодые люди решают только одну задачу — как можно скорее сократить свою жизнь, как можно быстрее отсюда, с земли, уйти в мир иной. Как иначе можно объяснить, почему люди курят, пьют, употребляют наркотики, то есть сокращают свою жизнь самыми разными способами? Создается впечатление, что и молодежи здесь, на земле, не интересно. И основная причина этого — одиночество.
Причем одиночество не просто от Бога, но и отчуждение, люди перестали быть близкими друг другу. Они, даже встречаясь, стараются тут же разойтись в разные стороны. Отчуждение — это еще один очень тяжелый момент нашей жизни, тяжелый для всего человечества: раз у тебя нет Бога, то у тебя нет ближнего, ты его теряешь. Очень интересное есть высказывание аввы Дорофея. Он говорил, что мир наш напоминает круг, в центре круга Бог, а жизни наши — это радиусы, которые сходятся к центру. Если мы идем к Богу, мы становимся ближе друг к другу, если идем от Бога, то все больше отдаляемся друг от друга, пока, наконец, не оказываемся абсолютно одинокими.
— Батюшка, вопрос от телезрительницы из Калужской области, 38 лет. Она сказала, что прожили с мужем 20 лет. Ушел. Двое детей. Как с этим справиться?
- Можно ли быть в семье одиноким? Можно. Это люди прожили рядом друг с другом два десятилетия. Да, какое-то время они были близки, думали, что они единомышленники, но по-настоящему единства между ними так и не возникло. И сейчас это очень частое явление.
Вот совсем недавно ко мне обратился взрослый мужчина, хотел причаститься. Он 10 лет живет с женщиной, у них есть общие дети. Я говорю: «А что ж вы не расписываетесь?» — «Ну, мы как-то еще не решились». Я говорю: «Не могу допустить вас до Причастия, устраивайте свои домашние дела, и потом я смогу это сделать» — «Хорошо, мы в ЗАГС сходим». Я говорю: «Логично для православного человека венчаться». Вы бы знали, какой ужас был у него в глазах! «Ни в коем случае, это так опасно!».
Это как раз говорит, что люди боятся друг друга. Отчуждение проникло в семьи наши, и рано или поздно люди отходят друг от друга, начинают бояться измены, предательства, и эта постоянная напряженность разваливает семью.
Прежняя православная семья — это семья во главе с отцом, отец был непререкаемый авторитет, духовный лидер, который духовно воспитывал детей. За 80 лет советской власти добились того, что по-настоящему православных семей очень мало. Сейчас у нас преобладают семьи протестантского типа. Это что значит? Это значит, муж с женой постоянно выясняют отношения — «кто главный в доме?». Они постоянно друг с другом перетягивают этот канат, дети, как правило, в этом не участвуют и чувствуют себя одинокими и уходят из дома. Состояние, когда женщина занимает позиции отца, мужчины, выполняет иногда его функции, берет на себя обязанности социализировать ребенка, разрушает семью. Но к этому и стремилось советское общество, советское государство — разрушить семью нашу, и разрушило.
Вторая ситуация, тоже очень печальная, это так называемые языческие семьи, когда женщина взяла на себя все функции по дому, она всем руководит, всем управляет. А отец? А отец ушел. Ушел за мамонтом, в первобытно-общинный строй ушел.
К великому сожалению, эти два типа семей сейчас являются основными, и немудрено, что люди расходятся, даже прожив долгие годы вместе.
(Окончание следует)