Митрополит Вениамин Костаки |
Когда в 1808 году Молдавия и Валахия были заняты русскими войсками Святейший Синод Русской Православной Церкви временно присоединил румынские епархии к Русской Церкви (или по другой версии предоставил им независимость). «Экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии» стал румын по национальности находившийся к тому времени на покое бывший Киевский митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони). Свое правление он начал с ряда реформ, направленных на реорганизацию жизни Румынской Церкви. Гавриил установил для лиц, стремящихся к священству, определенный образовательный ценз и преобразовал построенную его предшественником Семинарию по образцу русских духовных школ (с преподаванием в ней русского языка). Все эти действия имели своей конечной целью поднятие авторитета духовенства и параллельно должны были сблизить Румынскую и Русскую Православные Церкви.
В 1812 году Молдавское и Валашское господарства вновь попали в зависимость от Османской империи, что повлекло за собой и подчинение Румынских епархий Константинопольскому патриархату.
Греческое восстание 1821 года (начало которому положило вооруженное выступление князя Александра Ипсилантиса на территории Дунайских княжеств) привело к вторжению в Румынию османских войск и вооруженным столкновениям на ее территории. После подавления сопротивления на территории Валахии и Молдавии, султан отменил практику назначения фанариотов валашскими и молдавскими господарями и восстановил для румын право самостоятельного избрания правителей из своей среды.
В этот период большое влияние обрели румынские носители идеологии Просвещения. Речь идет о представителях румынской эмиграции (как правило, получавших образование за границей детях дворян), соприкоснувшихся на Западе с достижениями «цивилизованной Европы», что привело их к переоценке ценностей и негативному отношению не только к грекам-фанариотам, но и к церковной традиции и Православию («фанариотской религии») как таковым. В этой либерально-мыслящей среде возникла мысль о том, что Румыния — это «осколок Запада», а румыны — потомки древних римлян. Все большей популярностью среди молодежи стали пользоватьсяь католицизм и протестантизм.
Объектом ненависти стали не только греки, но и много сделавшая в этот период для Румынии Россия. Явилось «подозрение у крайних националистов, что Россия питает тайное намерение окончательно поглотить Румынию и превратить ее в свою губернию, совершенно упуская из виду, что сама Россия заботилась об основании у них народных школ, театра, дала Румынии органический Статут 1831 года, составленный в смысле сохранения румынской народности».
Александр Куза |
В 1864 году был издан закон, по которому монахами можно было становиться лишь пресвитерам, окончившим Духовную Семинарию, или тем, кто даст обязательство посвятить свою жизнь уходу за больными. Был определен и минимальный возраст для принятия иночества: для мужчин — 60 лет, для женщин — 50. Отменен был институт послушничества.
Эта анти-каноническая церковно-управленческая реформа не могла оставить равнодушным Вселенский патриархат. Константинопольский патриарх Софроний созвал Синод, осудивший действия румынского господаря. В официальном заявлении Святейшего Синода Русской Православной Церкви (к которому с просьбой дать оценку состоявшимся событиям обратился патриарх Софроний) говорилось, что учреждение «генерального» румынского Синода «превышает меру светской власти и требует рассуждения и утверждения высшего в Церкви Собора, и в особенности Патриарха, к области которого принадлежит Церковь, учреждающая новый Синод». Положение, что «в Синоде председательствует во имя господаря Румынский митрополит», признавлось антиканоническим и антиевангельским. Назначение епископов одной светской властью, без избрания церковного, также признавалось антиканоническим.
Епископ Филарет Скрибан |
Но ни реакция других Поместных Церквей, ни протесты румынского духовенства ни произвели на Кузу никакого впечатления. Единственным ответом на обличения стали репрессии и отстранение от участия в церковных делах защитников православной традиции.
После падения режима Кузы (1866) румынским господарем стал родственник прусского короля немец-протестант Карл. Он стал проводить более взвешеную политику чем его предшественик и попытался восстановить общение румынских православных с другими Поместными Церквями. В 1872 году был принят закон «об избрании Бухарестского и Ясского митрополитов, епархиальных епископов, а также об устройстве Священного Синода Православной Румынской Церкви». Церковь объявлялась автокефальной и самоуправляемой, но при этом все же находилась в подчинении государства. Тем не менее когда-то всесильный министр по делам религий получил теперь лишь совещательный голос, а Синод перестал называться «Генеральным национальным» (эти слова в прежнем законе были заимствованны из протестантского церковного устройства).
В 1876 году Румыния провозгласила свою политическую независимость, которая год спустя была признана на Берлинской конференции. В 1881 Карл I возглавил новое королевство — Румыния. Четыре года спустя митрополит Угровалашский Каллиник (Миклеску) подал Вселенскому патриарху прошение благословить и «признать Автокефальную Церковь Румынского Королевства своей во всем единомыслящей и единоверной сестрой, чтобы и клир и благочестивый народ румынский стяжали вящую силу религиозного чувства, которым живут сердца всех православных Востока, и сообщить о сем событии прочим трем Патриаршим престолам Востока и всем другим Автокефальным Православным Церквам, чтоб и они выразили приветствие и порадовались Румынской Церкви, как единомыслящей и православной сестре, и продолжали хранить братское общение с ней во Святом Духе и единстве веры». Константинопольский патриарх Иоаким IV (1884−1886) совместно с Синодом издал «Синодальный томос», признавший независимость Румынской Церкви. В 1885 году румынским правительством был издан новый государственный закон о Церкви, вновь посягавший на ограничение ее законных прав. В соответствии с этим документом членам Священного Синода разрешалось обсуждать церковные дела исключительно на своих заседаниях, а также запрещалось без специального разрешения правительства выезжать за границу и контактировать с представителями других Поместных Православных Церквей.
Часть румынского духовенства по-прежнему находилась под влиянием западной религиозной традиции. Достаточно широко было распространено на рубеже XIX — XX вв. такое явление как «протестантствующие епископы». Они выступали за подчинение Церкви государству, разрыв отношений с другими Поместными Церквами, совершали крещение через обливание и не признавали монашества.
В тоже время положение монашества в Румынии оставалось исключительно тяжелым. Правительством принимались все новые и новые меры по искоренению этого древнего института, или, по крайней мере, его периориентацию на практическое благотворительное служение. На месте древних обителей появлялись казармы, тюрьмы, больницы, государственные учреждения и даже сады. Только за период с 1890 до 1902 года был закрыт 61 монастырь. К началу XX века в Румынии осталось всего 20 мужских и 20 женских обителей.
1 Принятый Румынской Палатой закон гласил: «Ст. 1. Все имущества румынских монастырей составляют государственное имущество. Ст. 2. Доходы с этих имуществ будут вписаны в обыкновенные доходы государственного бюджета. Ст. 3. Святым Местам, которым были посвящены некоторые из туземных монастырей, назначена будет известная сумма, в виде пособия, согласно с целью благотворителей… Ст. 6. Правительство возьмет у греческих игуменов украшения, книги и посвященные сосуды, подаренные набожными нашими предками этим заведениям, а равно и документы, вверенные этим игуменам, по инвентарям, хранящимся в архивах…»
2 Оги прославились также своей просветительской деятельностью: переводили и издавали духовную литературу, воспитали множество учеников, проповедовали и помогали системе национального образования.