Православие.Ru | Никита Филатов | 25.05.2013 |
В центр Москвы вместе с оператором мы приезжаем на автомобиле, чтобы найти тех, кто обманывает доверчивых людей. С самого начала я не верил в успех нашего мероприятия — выйти на группу сектантов «бога Кузи». Как вообще можно бороться с сектами? Это же столько книг нужно прочитать. В конце концов, кто я такой, чтобы бороться с ними, с этими загадочными адептами?
Метро «Марксистская», улица Таганская. Один из самых известных православных маршрутов. Напротив центра саентологии стоит человек в черном подряснике. Перед ним — столик. Такие берут на пикники, дачу и на промо-акции — рекламировать сыры и йогурты. Но здесь — никакой рекламы. Икона блаженной Ксении Петербургской. Рядом ящичек для пожертвований и желтый лист формата А4. На нем перечислены требы на все случаи жизни: от пожаров до простуды.
— Добрый день, — обращаюсь я к благообразному дедушке. У него и у меня очки. Это немногое, что нас объединяет.
-Добрый, — осторожно отвечает отче.
Мне хочется назвать его аввой, поздравить с праздником. Я отказываюсь верить, что передо мной обыкновенный шарлатан. Начинаю входить в доверие. Моя цель — попасть на прием к «богу Кузе». Ведь этот человек организовал такую сеть, где и финансы, и вербовка, и жестокие избиения — все существует под одной крышей во имя, пока не признанного «бога». Рассказал историю о сложных отношениях с девушкой. Старичок внимательно сверлит меня глазами.
-А где ваша община находится? Можно сходить к вам на собрание? Я так нуждаюсь в совете опытного человека.
- Нет, мы приезжие. Помогаем восстанавливать храм, который сгорел в 2011 году.
- А что за храм? — зачем-то спрашиваю я, уже понимая, что на прием к «богу Кузе» меня не пустят.
- В Кировской области. Село Поназырево. Там храм в честь Ксении Петербургской.
- А кто там настоятель? — у меня немного отвисает челюсть.
- Отец Евгений Кетов.
Совпадение!
Здесь я сделаю небольшое отступление. В 2011 году по заданию редакции я с оператором Сашей Богдановым отправился в Кировскую область. Мы должны были снимать сюжет о восстановлении деревянной церкви. Работали несколько дней. Отца Евгения я знал ещё до приезда в Поназырево. Это очень высокий, добрый и активный священник. Батюшка, который служит на зоне, — так про него говорят.
В колонии есть храм в честь праведного Иоанна Кронштадского. Там отец Евгений и служит настоятелем. Второй храм — за пределами тюрьмы. Тот самый, которому так энергично помогают ряженые. В честь блаженной Ксении Петербургской. Он практически достроен. У отца Евгения пять детей и никакого свободного времени. Тогда, в 2011-м, я увидел жизнь этого человека изнутри. С тех пор наше общение не прекратилось. Созваниваемся как минимум раз месяц. Когда отец Евгений бывает в Москве, он останавливается у меня.
Но к нашим баранам.
Первое, что я хотел сделать — тут же позвонить отцу Евгению и переговорить с ним.
- А вы лично знаете отца Евгения? — спрашиваю пенсионера в подряснике.
- Знаю, — прогремел ответ.
- И все деньги ему отправляете?
- Конечно. Обязательно высылаем ему.
Тут я вспомнил, как месяц назад мы с отцом Евгением стояли в «Ашане» и выбирали люстру для уже восстановленного храма. Я отправился в машину за оператором.
Рубим с плеча, пока он не ушел
Оператор реагирует мгновенно. Возвращаемся на прежнее место, к столику с пожертвованиями на храм. Дедушка торопливо собирается.
- Куда же вы?
«Все, пошел», — ответил «помощник» отца Евгения.
Здесь подошли оператор и звукоинженер. Мы начинаем записывать наш разговор на камеру.
- Вы знаете отца Евгения Кетова? — спрашиваю громко и отчетливо.
- Нет, — отвечает дедушка.
- Вы же мне только что говорили, что знаете.
- Не говорил, — дедушка отворачивается. Он явно недоволен и ошарашен происходящим.
- Вы деньги ему отправляете? — задаю следующий вопрос.
- Нет. Да, — запутавшись, пробормотал «отец».
«Уберите камеру. Уберите её», — банально и недовольно произнес человек в скуфейке.
Мы сели в машину.
По солнечной Москве летим на другую точку. Метро «Белорусская». Здесь в первой половине дня приближенные «бога Кузи» обычно стоят и собирают пожертвования. На этот раз я надел радиопетлю, чтобы записать весь разговор в хорошем качестве. У подземного перехода — средних лет мужчина в подряснике. Рядом с ним симпатичная девушка. Я немного расстроился, — почему она так увлеченно с ним разговаривает? Очень неделикатно прерываю их беседу. Девушка уходит — остался лжепослушник и я.
- Слушайте, у меня ситуация такая. Моя подруга сошла с ума, а меня во всем виноватым оставила. Плевалась в меня, оскорбляла и била. А я хочу встретить настоящую любовь. Однажды она меня достала, я ей двинул. И отлегло. Как мне быть? Я христианин после этого?
Вдумчивый взгляд ощупал меня с головы до ног. Я напустил страдальческий вид. Мне показалось, что сработало.
- Вы можете заказать у нас требу, — показывает «послушник» на знакомый список молитв на все случаи жизни.
- Сколько стоит?
- Одна треба — триста рублей, — отвечает он и начинает что-то рассказывать про смысл жизни и веру в Бога.
- Скажите, а могу я молиться дома, без всяких храмов? Там ведь такие бабушки злые. Что лучше для Бога: подавать вам деньги на молитву? Или ходить в храм и оставаться таким, какой я есть?
- Конечно, будет лучше, если ты будешь требы заказывать. К тому же эти бабушки не вызывают никакого доверия.
- А вы потом кому эти деньги передаете? — вежливо и аккуратно спрашиваю я.
- Отправляем на восстановление храма Ксении Петербургской, — звучит заученная фраза.
- Правда? А там храм сгорел?
- Сгорел. Мы помогаем его восстанавливать, — у моего собеседника усталый взгляд.
Я пошел за оператором, а мой благочестивый знакомец быстро стал сворачиваться. Мы быстро вернулись. Пока мужчина прятал летний столик в черную сумку, я его спросил:
- Куда вы деньги отправляете?
Раздался очень неприятный вопль.
- Уберите камеру! Вы не имеете права меня снимать.
- Вы знаете отца Евгения Кетова?
- Никого я не знаю, уберите камеру. Кто вам дал право? — дальше прозвучала фраза, которую я не могу привести здесь.
- Мы же только что говорили о высоком. Зачем вы обманываете?
- Уйдите вон! — Лжепослушник принялся почти бежать, а мы догонять. В какой-то момент он набросился на камеру, но наш оператор был намного выше и крепче бородатого субъекта.
- Куда же вы? — вежливо обращаюсь к удаляющейся фигуре.
- Вы не имеете права. Отстаньте от меня.
Через несколько минут темная фигура растворилась в толпе. Вместе с выручкой, столиком и записками с именами тех, кто попросил молитвенной помощи.
Звонок в Кировскую область
О том, что есть такие помощники, которые под палящим солнцем собирают деньги для восстановления храма в честь Ксении Петербургской, отец Евгений не знал. Несколько лет назад к нему обращались с предложением поставить ящик в Москве на православной ярмарке. Свое благословение он дал. Дал и реквизиты с печатями. Деньги ему исправно отправляли, но как только священник понял, что для ребят — это обыкновенный бизнес, он отозвал благословение. Лучше вообще ничего не иметь, чем связываться с проходимцами.
- Я готов дать любой комментарий, — сказал по телефону отец Евгений. — Нужно срочно это остановить.
- Тогда съемочная группа к вам приедет из Кировской области. Я дал продюсеру ваш телефон.
- Пускай приезжают, — ответил отец Евгений.
Откуда ноги растут
Некто Андрей Попов решил однажды стать «богом». Поскольку Попов знал, как трудно быть богом, он решил начать с малого. Надел священнические облачения и стал проводить душеспасительные беседы.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif); padding-bottom: 5px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">«Бог Кузя» со своей паствой |
— Он был очень обаятельным. Говорил тихим келейным голосом. И в принципе очень правильные и хорошие вещи, — делится своими воспоминаниями Ольга. Мы сидим в кафе одного из московских парков.
- Так он вербовал своих учеников. Потом он стал называть себя богом.
Жизнь Ольги Францевой после встречи с «богом Кузей» изменилась. Женщина ушла из семьи. Муж переживал утрату любимой супруги, тяжело заболел и умер.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif); padding-bottom: 5px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">Попов в священническом облачении |
Ольга знает каждого адепта по имени. Помнит их манеры и привычки. В секте «бога Кузи» она провела пять лет. Как и каждый член группы, была уверена, что Попов — это явившийся на землю мессия.
Борода есть, характер волевой. Дорогих машин не имеет. Ходит в чем попало. К материальным благам относится более чем равнодушно. Это все, что я узнал про Кузю.
«Он очень любит животных. Приобретал только редких и дорогих. Например, ящериц, змей. Однажды ученики хотели подарить ему панду, которая стоила полтора миллиона рублей. Я иногда ухаживала за ними, — рассказывает Ольга, — Он хорошо с ними ладил. В его квартире был своего рода зоопарк».
«Как только я заявила, что собираюсь уйти из секты, мне объявили, что я больше не люблю бога, — продолжает Ольга — Кузя мне подтвердил, что я не люблю самого бога».
Остальные члены понимающе кивали головой и соглашались. «Бога» надо любить и не расстраивать его. Под таким давление попытка уйти из секты тогда провалилась.
«Бог Кузя», кстати, к ученикам относится своеобразно. В 2011 году он стал периодически избивать своих последователей. Видимо, для профилактики. В этом ему активно помогала его вторая жена, Мария Харитонова. Удар от «бога» — это своего рода милость. Избивали жестоко, до сукровицы. Однажды сломали плеть, которой «наказывали» членов общины. Мужчинам отбивали причинное место, потому что вся полнота жизни у одного Кузи. Остальные мужчины должны оставаться евнухами. Однажды Ольга получила сильный удар по лицу. Шрам остался до сих пор. Желание покинуть группу душевнобольных у женщины созрело окончательно.
- Кузя контролировал каждый наш шаг. Если мы хотели позвонить родным, мы должны были спрашивать его разрешение. Если мы хотели купить одежду, мы должны были брать своего рода благословение. Он знал и знает о каждом практически все.
Система доносов работала, да и работает у Кузи превосходно. Выслуживаться перед «богом» здесь никак не тошно. Это одна из основных добродетелей.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif); padding-bottom: 5px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">«Кузя» и его рептилии |
Как великому комбинатору пришла идея зарабатывать на столах, не знает никто. Но то, что Кузя организовал по-настоящему доходное дело, поняли практически все.
- На праздники мы накрывали для Кузи огромный стол. Соки в стеклянных банках (дешевые он не пьет), икра самая дорогая, деликатесы. Изысканные белые и красные вина, и семга, приготовленная на пару. Накрыть стол для «бога» — это тоже большая и ответственная работа, — за чашкой самого обычного чая повествует Ольга. — Каждый столик с пожертвованиями приносил около 1,5 миллионов рублей в неделю. Кузя как бы помогает многим приходам. Есть настоящие печати, есть поддельные. Система отлажена безупречно.
Как это работает
Из того, что я услышал от Ольги Францевой, стало понятно, что «богом» Кузя называет себя в присутствии приближенных. Когда его люди звонят в какой-либо храм, они, естественно, не рассказывают священникам о том, что пожертвования для них будет собирать сам «бог». А ещё они никогда не расскажут, что Кузя львиную часть денег оставляет себе. Переговоры часто проводит жена Попова — Мария Харитонова. Последователи Кузи работают не только на православных ярмарках, — они активно зарабатывают деньги на светских собраниях и презентациях. Например, на выставке в Санкт-Петербурге ученики «бога Кузи» собирали деньги для церкви села Нижняя Кондрата, Чистополькой епархии. Ничего, что у храма нет настоятеля, главное, чтобы нашлась щедрая рука или широкое сердце.
Кто-то принимает меры, чтобы остановить обнаглевших махинаторов.
Например, матушка Иеремиила, настоятельница Ыбского Серафимовского женского монастыря, ещё в конце 2012 года отозвала свое благословение.
Столы «бога Кузи» до сих пор можно видеть у храма Петра и Павла в Ясенево. Там обычно дежурят благообразные девушки в черном. Сразу видно, что монахини.
— Была такая ситуация, что храмов, [на которые собирали деньги — авт.] было гораздо больше, чем людей, которые могли выходить на улицу и работать на столах, — резюмирует Ольга.
Из светских устроителей выставок никто не интересуется подлинностью реквизитов, например, сгоревшего храма в костромской глубинке. А бывает и так, что «помогают» монастырю, которого просто не существует. Ни сайта, ни телефона, только ящичек с прорезью.
Все идет по плану
После всех встреч я решил спокойно привести мысли в порядок. Передо мной несколько списков. Первый — выставки за май. Здесь подробно указано, каким маршрутом проследуют адепты «бога Кузи». Никогда не был в Казани. А последователи бога Кузи уже там. Читаю: Казань c 3 по 7 мая 2013, «Специализированная выставка-ярмарка «Летняя неделя моды и стиля -2013». Далее идут: Иркутск, Минск, Тольятти, Челябинск, Краснодар Одесса, Самара, Архангельск — список длинный. Во втором списке — храмы, которым помогает община бога Кузи. Здесь все ровно наоборот. Названия сел никому и ничего не говорят. Проверить, например, существует ли храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Февральск не так, чтобы очень просто. В списке 62 храма. Каждому обещают помочь.
Сухой осадок
Вспоминаю, что когда-то давно в Красносельском районе я заказал какой-то экстравагантный молебен: то ли за вечную любовь в семье, что ли за рождаемость. Бабушки в платочках тогда не вызвали никаких подозрений. Не знаю, были ли они подставными, но какой-то осадок от той встречи все-таки остался.