Русская линия
Святая гора23.05.2013 

Божественные Страдания ведут к Воскресению

Agionoros.ru публикует интервью с одним из самых авторитетных современных греческих богословов протопресвитером Георгием (Металиносом). В беседе затрагиваются острые проблемы жизни современного православного мира.

Ваше Высокопреподобие, вот уже три года греческий народ восходит на Голгофу, которой, как кажется, нет и конца. По всей видимости, он также как будто утратил надежду на Христа.

У ветхозаветных пророков, которых мы почитаем как святых, бывших до апостолов и отцов, есть замечательный стих, удивительно актуальный в данной ситуации: «Все сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». То есть мы все развратились. В этой ситуации, с одной стороны, мы почти все утратили веру, связь со Христом, а с другой стороны, некоторые обанкротившиеся наглецы политики со своей обанкротившейся политикой довели нас до такого жалкого состояния. Нам необходимо восстановить утраченную связь с источником нашей жизни, энергии и сил, необходимых, чтобы справиться со всеми этими напастями. Мы же доказали это в период многовекового рабства, начавшегося с арабского владычества в VII веке и вплоть до XXΙ века, когда еще продолжается английская и турецкая оккупация Кипра.

Многие утверждают, что страдания греческого народа это результат божественного вмешательства, испытания от Бога. Это на самом деле так?

Бог использует все наши перипетии для того, чтобы помочь нам правильно обрести самих себя. Однако, ничего из того, что происходит, не вызвано Богом. Бог не наказывает ради мщения, помилуйте. Бог не меняет намерений, но Благодать Божия в том случае, когда я оказываюсь неспособным сохранить ее, поскольку мое сердце полностью закрыто [для нее], из благословения превращается в проклятие. Тоже самое происходит и с Божественной Евхаристией. Как правило, тот, кто причащается, должен восходить духовно, но так как мы пребываем в жалком состоянии, имеется в виду состояние нашего сердца, то эту жизнь Божественного Причащения мы превращаем в смерть, здравие — в болезнь. И Бог, к сожалению, не может для нас ничего сделать, если мы сами этого не хотим. Христос в Откровении Иоанна Богослова говорит: «Се стою у двери», имея в виду дверь сердца, «и стучу. Если отворят мне дверь, то Я войду». В Православии диктатура не может существовать ни под каким видом, потому что даже для спасения, даже для Воскресения из величайшего падения, в котором мы живем сегодня, требуется наше собственное согласие. А наше согласие заключается в том, чтобы мы очистили наше сердце и приняли внутрь Христа.

Божественные Страдания ведут к Воскресению. Как Вы полагаете, может ли греческий народ достичь Воскресения или он еще не готов к этому?

Это может произойти только в том случае, если с нашей стороны будут соблюдены определенные условия, потому что Христос как Богочеловек соблюл условия, при которых стало возможным Воскресение. Каковы же эти условия? Неслиянное и нераздельное единство Бога и человека в лице Иисуса Христа. Следовательно, Бог-Христос побеждает смерть и воскрешает человека-Христа. Для нас это имеет следующее значение и перспективы: если и внутри нас будет Христос, то мы сможем идти к любому Воскресению и преодолевать любые трагедии нашей жизни. Но здесь есть более глубокий смысл: наши рефлексы настолько ослабли, что в то время, когда в политической сфере совершаются ужаснейшие преступления против нации, мы совершенно не протестуем. Вы спросите меня: а как же нам протестовать? Если бы у нас были соответствующие руководители мы бы смогли протестовать. Народ неорганизован, и у него нет главы. Я не имею в виду события насильственного характера и революции. Хотя однажды и они могут произойти, это не исключено, в тот момент, когда мы поймем, куда катимся. Но пока мы не поняли этого. Я имею в виду то, что мы должны протестовать единым фронтом, как это происходит в Испании и Португалии. Я задаюсь вопросом, почему в тот момент, когда принимался этот убийственный законопроект, у стен Парламента собирается лишь пятьсот человек? В то же самое время в Испании и Португалии собралось полмиллиона.

Μожет быть здесь не хватает Священноначалия Церкви, иерархов, которые поднимут массы?

По правде говоря, и мы, как Церковь, не всегда оказываемся на высоте. Вместо того, чтобы наставлять народ и содействовать его единству, мы отставляем его «яко овец неимущих пастыря», — как говорит и наш Спаситель. В этом состоит наибольшая ответственность духовных руководителей, начиная от наших митрополитов и заканчивая нами — простыми священниками.

И что же, в такие моменты национального кризиса разве не может Церковь играть более энергичную роль?

А что значит «более энергичную»? То, что вы говорите, относительно. «Более энергичную» означает, что мы должны одни взойти на амвон и проповедовать о сложившемся положении, о необходимости объединения всех нас вокруг нашей веры и греческой православной традиции, чтобы в единении преодолеть поразившее нас бедствие. И что дальше, как я обычно говорю, а тот, кто не имеет отношение к Церкви, с площади Омония, он меня услышит? Мне говорят: «мы этого не слышим», а я им отвечаю: «где мне вам сказать это, выйти на площадь Синтагма и закричать»? В чем же в основном заключается проблема? А в том, что церковное пространство никоим образом не тождественно никакой партийной фракции. Здесь нет «хороших» и «плохих». Весь наш политический мир обанкротился.

Тем не менее, последние три года мы видим, что церкви переполнены. Синтагма может, и опустела, но церкви наполняются все больше.

Да, это факт, но не будем восторгаться этим. В таком большом приходе, как приход святого великомученика Пантелеимона проживает должно быть более двухсот тысяч верующих, а может и больше. Для того, чтобы сказать, что православные этого района ходят в церковь, нам нужно будет десять или двадцать таких «святых Пантелеимонов». Следовательно, если в церкви собирается двести — триста человек, а в воскресенье две тысячи, то это все равно слишком маленький процент от общего количества православных этого района. В выходные приходит больше народа по сравнению с предыдущими днями, когда есть служба. Я говорю это для того, чтобы мы не восторгались.

Православие «требует» чистоты сердца и истины. Наши политики превратили эти понятия в «мусор» и попрали ногами, не так ли?

Смотрите, как историк я вам могу сказать даже больше, и сожалею, что говорю это в такие дни, но это правда, что наши политики думают либо о том, как удержать, либо, как захватить власть. По этой причине, без какого-либо исключения, и в Греции они ведут себя как иностранцы, и на международной арене как орудия иностранцев, а не как греки. Это означает банкротство нашего политического мира. Даже те, кто говорит, что «нам не нужна власть», своим молчанием и бездействием поддерживают деятельность этих политиков. Вы понимаете, о какой фракции я говорю.

Ваше Высокопреподобие, когда человек стоит пред лицом смерти, его охватывает сильный страх и ужас. Но если он усвоит себе смысл слов «Христос Воскресе», то сможет победить этот страх. Объяснитенам, какой смысл несут слова "ХристосВоскресе"?

Именно «Христос Воскресе» было тем пасхальным приветствием, которое сформировалось в греческом языке и передалось всем православным и прочему христианскому миру. Это не пожелание, но приветствие и провозглашение веры в факт Воскресения Христова и всего того, что из этого следует для верующего во Христа человека. Но кто из нас знает, что греческое слово «здравствуйте» (букв. «радуйтесь» — прим. пер.) также является пасхальным приветствием Христа, которое было произнесено сразу после Его Воскресения! Именно с таким приветствием обращается Воскресший Христос к женам-мироносицам, которые только что вышли из пустого «гроба». Обычное греческое приветствие, идущее еще со времен гомеровского эпоса, приобретает особое духовное и христианское значение. Входя в чисто духовный контекст, это слово переосмысляется и становится первым приветствием «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ» в христианской истории.

Жены-мироносицы выходят из гроба, куда шли, чтобы совершить над мертвым Христом положенное по обычаю, со смешанными чувствами «страха и радости» (Мф. 28:8), что и естественно для потрясшего их духовного опыта, когда услышали от ангела, что Господь «воскрес из мертвых» (ст.7). Итак, обращенные к ним слова Христа «Радуйтесь» приобретают особый смысл, который можно определить следующими словами: «Не бойтесь, но радуйтесь». Почувствуйте радость, потому что Воскресение, как выражение любви Божией, побеждает страх (1 Ин. 1:18), а также смерть, любую смерть, и есть источник жизни вечной. «От гроба воссияла жизнь и надежда». Воскресение Христово, таким образом, есть источник радости, и греческое приветствие «радуйтесь» не может выразить его более эффективно. В христианском смысле это слово преодолевается самым превосходным образом.

Источник: http://www.agioritikovima.gr

Отец Георгии Металинос родился на о. Корфу (Греция) в 1940 году, где получил среднее образование. Является выпускником Афинского университета по специальностям «Богословие» (1962г.) и «Классическая литература» (1967г.). После службы в армии (1963−1965гг.) получил должность научного сотрудника на кафедре патрологии, а в 1969 г. направился в ФРГ для обучения в аспирантурах Бонна и Кёльна, где прожил до 1975 г.

В это время также проводил исследования и работал в архивах Англии. В 1971 г. был рукоположен и получил степень доктора богословия (Афинский университет) и доктора истории философии (Кёльнский университет). В 1984 г. стал профессором факультета богословия Афинского университета и начал преподавать историю духовности поствизантийского периода, историческую литургику, а также историю Византии. Был деканом факультета богословия с 2004 г. по 2007 г., после чего получил звание заслуженного профессора в отставке.

http://www.agionoros.ru/docs/643.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru