Русская линия | Анатолий Степанов | 04.11.2002 |
Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) одобрил проект и благословил на поездку в столицу, где все хлопоты иеромонаха Нестора завершились успехом. Для доклада ему даже была предоставлена аудитория Государственной Думы. Ему удалось заручиться поддержкой многих влиятельных государственных и политических деятелей. Членами-учредителями Камчатского Православного Братства, которое было открыто в 1910 г., стали епископ Никон (Рождественский), епископ Евлогий (Георгиевский), епископ Митрофан (Краснопольский), епископ Вениамин (Казанский), член Государственной Думы протоиерей Савва Богданович, настоятель Петропавловского придворного собора протоиерей Александр Дернов, сенатор, обер-прокурор Св. Синода В.К. Саблер, министр внутренних дел А.А. Макаров, томский губернатор Н.Л. Гондатти, фрейлина Государыни Императрицы А.А. Вырубова, академик А.И. Соболевский, профессор Н.И. Веселовский, Г. В. Бутми-де-Кацман, князь Н.Д. Жевахов, князь В.Д. Жевахов (будущий епископ Иоасаф), А.А. Майков, Л.Е. Катанский, Д.Н. Ломан и другие видные деятели монархического движения. К 1913 г. только в столичном отделении Братства состоял 201 человек.
Изучив на Камчатке тунгусский, корякский, эвенский языки, иеромонах Н. перевел на них молитвы, Божественную литургию, частично Евангелие, составил словари и разговорные сборники. На братские средства организовал походные аптеки, общину сестер милосердия, строил школьные здания, приюты и церкви, благоустроил колонию прокаженных: устроил для них поселок с храмом в честь Иова многострадального и даже встречал с ними Пасху. Иеро-монах Нестор был участником Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября-4 октября 1909 г., на котором сделал несколько докладов о положении и нуждах Камчатки «Религиозные нужды Камчатки и Сахалина», «Возмутительный факт постройки идольского капища рядом с православной церковью», «Школы Дальнего Востока», «Камчатка и ее обитатели». В 1913 г. он был возведен в сан игумена, в 1915 г. — архимандрита. В 1914 г. добровольно с благословения архиепископа Евсевия отправился на фронт, организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». Руководил отрядом на передовых позициях. Работал при Лейб-гвардии Драгунском полку, сам верхом на коне бросался с эскадроном в конную атаку, выносил раненых, за что имел боевые награды. Был награжден высшей духовной наградой — наперсным Крестом на Георгиевской ленте, орденами Анны 3-й и 2-й степени с мечами, орденом Св. Николая и другими знаками отличия. На фронте провел два года.
16 октября 1916 г. во Владивостоке хиротонисан в первого самостоятельного Епископа Камчатского и Петропавловского четырьмя архиереями во главе с архиепископом Евсевием. Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 гг. Во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Кремля (что ему потом припомнили чекисты). В 1919 г. пробрался через Европу, Африку и Азию к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920 г. Изгнанный большевиками с Камчатки, учредил в Харбине в 1921 г. Камчатское подворье, где организовал дом милосердия и трудолюбия. Основал приюты для детей-сирот, для старцев и калек, для юношей-наркоманов, для глухонемых, для душевнобольных; школы с различными прикладными искусствами; бесплатные столовые для бедноты, бесплатные амбулаторию и зубоврачебный кабинет в доме милосердия. Летом 1922 г. участвовал в работах Приамурского Земского Собора во Владивостоке, который восстановил монархию в России и избрал генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса правителем Приамурского Земского края.
С подавлением последнего очага белого сопротивления в России находился в эмиграции в Харбине. В 1933 г. возведен в сан архиепископа. В 1938−39 гг. посетил Индию и Цейлон, куда был приглашен Католикосом Патриархом Мар-Василиусом по поводу переговоров о воссоединения с Русской Православной Церковью. В 1945 г. после разгрома Советским Союзом Японии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) назначен управляющим Харбинской епархией, а в 1946 г. Митрополитом Харбинским и Манчьжурским, Экзархом по Восточной Азии.
Но у ЧК была длинная память, и в июне 1948 г. митрополит Нестор, прибывший в Москву для участия в Юбилейных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, был арестован и почти восемь лет, с июня 1948 г. по январь 1956 г., провел в лагере Явас в Мордовии. В вину ему, помимо прочего, ставилось издание книги «Расстрел Московского Кремля». С 18 июля 1956 г. — Митрополит Новосибирский и Барнаульский. 22 мая 1957 г. награжден правом ношения двух панагий. 8 сентября 1958 г. уволен на покой, но 9 декабря 1959 г. был назначен управлять Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в районной больнице Москвы в день памяти Казанской иконы Божией Матери. Автор большого числа сочинений различного содержания: работы по нравственному богословию, проповеди и беседы, жизнеописания святых и церковных деятелей, литургические труды, миссионерские труды, а также статьи, словари, очерки о путешествиях.
В 2000 г. Камчатская епархия представила в комиссию Св. Синода материалы для канонизации митрополита Нестора. Пока комиссия приняла решение подробнее ознакомиться со сведениями о его деятельности в местах заключения.
http://rusk.ru/st.php?idar=6099
|